Всегда ли прав покупатель?
28 сентября в Высшей школе экономики прошел семинар «Рынок-на-экранах и за экранами: скрытые проблемы интернет-торговли бытовой техникой и электроникой», открывший серию семинаров по социологии рынков. На семинаре были представлены результаты исследования Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ.
С докладом об интернет-торговле бытовой техникой и электроникой выступили сотрудники Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ. Первым выступил первый проректор ГУ-ВШЭ, заведующий лабораторией Вадим Радаев. Он рассказал, что исследование было проведено по заказу Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Интерес к проблеме вызван в первую очередь тем, что на экране монитора компьютера мы видим одно, а вне поля зрения остаются сложные и разнородные модели поставок товара, отношения между участниками рынка и многое другое. «Рынки за экранами мониторов исследованы очень слабо. К тому же в интернет-торговле концентрируются зоны "серого" и "черного" рынка. При этом объемы этого рынка растут: за год, по разным оценкам, от 30 до 40 процентов. В связи с этим возникает целый ряд вопросов. Каковы особенности этого рынка? Как различаются ценовые стратегии его участников? Каковы основные тенденции развития цепей поставок? Как устранить недобросовестную конкуренцию? На эти и некоторые другие вопросы мы и попытались найти ответы», — сказал Радаев.
Источниками данных, по его словам, послужили интервью с представителями торговых сетей, месячный мониторинг цен на телевизоры, фотоаппараты и мобильные телефоны, анализ 105 сайтов интернет-магазинов, которые ближе всего находятся к так называемому «ценовому дну» (то есть такие, которые заявляют самые низкие цены на товары), выборочные телефонные звонки в магазины, анализ информации Яндекс-маркета, открытые отчеты маркетинговых компаний.
Исследование показало, что у этого рынка нет четких границ, существует дефицит надежных статистических данных о нем. К примеру, экспертные оценки имеют большие расхождения: объем торговли оценивается от 110 до 200 миллиардов рублей, а число самих магазинов от 5 до 10 тысяч. Однако это растущий рынок, причем он не существует изолированно, так как, по сути, является одним из каналов продвижения товаров. «Один из сделанных нашей исследовательской группой выводов состоит в том, что уровень издержек на этом рынке явно недооценивается, а рентабельность преувеличивается», — заключил Вадим Радаев.
Рассказ о результатах исследования продолжили научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ Елена Бердышева и стажер-исследователь этой же лаборатории Елена Назарбаева, которые рассказали об особенностях ценовой политики участников рынка интернет-торговли бытовой техникой и электроникой. Общий вывод — отсутствие единых цен. Так, разница минимальных цен интернет-магазинов крупных розничных сетей, с одной стороны, и крупных интернет-магазинов, с другой, — в среднем составляет от пяти до двадцати процентов. Естественно, что у on-line-торговцев цены ниже. Однако, не все так просто. Заявленные цены, как выяснилось, не всегда соответствуют действительности. Товар может отсутствовать на складе, либо его цена в действительности несколько выше заявленной. Иногда эта разница включается в стоимость доставки, от которой нельзя отказаться. Анализ этих данных показывает, что на рынке возможны проявления недобросовестной конкуренции. При этом большая часть продавцов готова торговать только за наличный расчет, а гарантийное обслуживание и другие сервисы отсутствуют.
О различных «серых» схемах, используемых в интернет-торговле бытовой техникой и электроникой, говорила Зоя Котельникова, научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ. По ее словам, всевозможные «серые» схемы в этом секторе торговли широко распространены. Во-первых, это так называемый «серый» импорт, нелегальный и параллельный ввоз товара. Товар может быть просто не предназначен для ввоза в Россию, а потому, естественно, он не обслуживается в официальных сервисных центрах. Как заметила Зоя Котельникова, «нелегальный ввоз больше касается телефонов и фототехники и меньше крупной бытовой техники». Вторая часть «серого» сектора — всевозможные «серые» схемы движения денег. Это может быть уход от налогов за счет торговли только за наличный расчет и все еще распространенная торговля налом, приносящая неплохой доход.
По мнению Максима Маркина, стажера-исследователя лаборатории, «с точки зрения влияния на этом рынке государства он, скорее, нерегулируемый». «Есть, конечно, закон о защите прав потребителей и другие законодательные акты, — сказал он, — но специального закона, регулирующего отношения на этом рынке нет». Получается, что организуют рынок сами его участники, которые через свои профессиональные ассоциации могут взаимодействовать, и процесс такой идет. Но существует и масса проблем. Как, например, бороться с недобросовестной конкуренцией? Как контролировать соблюдение установленных правил? Ведь не секрет, что легко проверить тех, кто на виду, но они-то как раз меньше всего нарушают установленные нормы. А злостных нарушителей проверить практически невозможно.
Выходы из создавшейся ситуации есть. Конечно, государство должно быть более последовательным в области регулирования таможенных пошлин на ввозимые товары. Необходимо воспитывать «избирательность» покупателя, то есть обращать его внимание на прозрачность заключаемых сделок и наличие определенных гарантий со стороны продавцов. Речь также может идти и о создании торговой площадки как гаранта сделок. В принципе, такую роль сейчас уже частично выполняет Яндекс-маркет. Регулирующими инструментами могут быть политика в рамках отраслевых ассоциаций, а также контроль со стороны товаропроизводителей.
По окончании коллективного доклада возникла дискуссия, которую начал президент РАТЭК Александр Онищук. Он призвал всеми силами бороться с «серыми» схемами, поскольку эти и другие «недобросовестные практики препятствуют капитализации бизнеса», мешая тем самым решать основную задачу — зарабатывать. «Надо вкладывать деньги в образование покупателей, объяснять, что они получат, заплатив за товар чуть больше, — продолжал А. Онищук. — Еще мы надеемся на государство в вопросе таможенных пошлин, ведь среди ввозимых товаров, на которые установлены большие пошлины, есть и такие, которые не производятся в России. Согласитесь, что это совсем иная история, нежели история о защите отечественных производителей».
Продолжая линию защиты интересов крупных игроков на рынке торговли бытовой техникой и электроникой, директор по корпоративным отношениям и коммуникациям компании «М. Видео» Тагир Калимуллин подтвердил, что торговые сети хотят работать на «прозрачном рынке». Он также отметил существенный рост конкуренции между on-line и off-line торговлей. Одной из причин распространения «серых» схем, пожалуй, самой главной, Т. Калимуллин назвал наличный расчет при покупке товара и предложил внести в законодательство изменения, что при дистанционной торговле возможен только безналичный расчет. Своего коллегу поддержал Максим Захир, директор по электронной комерции компании «М. Видео». По его логике, наличный расчет дает возможности ухода от уплаты налогов, а это, в свою очередь, «лишает наших бабушек достойных пенсий». «В Европе с наличными в Интернете не работают вообще», — резюмировал Александр Онищук. Однако присутствующие тут же назвали Словению, Грецию, Италию и другие европейские государства, в которых «серые» схемы довольно распространены, а наличный расчет в интернет-продажах все еще доминирует.
Участники семинара обратили внимание на то, что существует и другая точка зрения на проблему — покупательская. И если цель крупных игроков — получение прибыли, то они, как никто другой, заинтересованы в уничтожении мелких конкурентов. Что касается отказа от наличного расчета, то такое положение ограничит права граждан: не у всех есть банковские карты для расчетов, а около семидесяти процентов владельцев таких карт, по статистике, используют их только для снятия наличных (иными словами, имеют лишь так называемые зарплатные карты). Кроме того, Интернет дает возможность познакомиться с отзывами покупателей, что важно при принятии решения о месте покупки, хотя основным мотивом остается все же цена.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой
Вам также может быть интересно:
От социального действия к эволюции общества
Как антропологи объясняют уравнение Судного дня? На каких принципах строится понимающая социология? Как устроена экономика «неформального здравоохранения»? Почему россияне занимаются самолечением в интернете? Ответы на эти и другие вопросы читайте в новом номере журнала «Экономическая социология».
Социология оценивания
Почему для полиции одни правонарушения «привлекательнее» других? Как создаются успешные видеоигры? Всегда ли штрафы, награды и прочие материальные стимулы хорошо работают? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №4).
Экономическая социология о здоровом стиле жизни, геймификации и музыкальных хитах
Влияет ли классовая принадлежность человека на его склонность к здоровому образу жизни? Действительно ли внедрение игровых методик повышает мотивацию работников? Что успех Рианны в радиочартах значит для исследователя инноваций? Ответы на эти и другие вопросы опубликованы в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №3).
Экономическая социология: взгляд в историю и в будущее
Некоторые исследователи, как, например, Дэвид Грэбер, предлагают необычную точку зрения на экономику минувших веков. Другие, как нобелевский лауреат Роберт Солоу, предсказывают, что с ней произойдет в ближайшем столетии. Чем интересны и ценны новейшие взгляды этих и других ученых на развитие общества? Об этом читайте в свежем номере журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.17. № 1. Январь 2016).
Качество учебы и культуры: мнение социологов
Российские студенты взаимодействуют с преподавателями менее плотно, чем американские, но посещают занятия чаще и довольны качеством учебы в той же мере, что и студенты США. Культура в мире все больше оценивается не по художественной ценности, а по уровню продаж, и похоже, интеллектуальные потребители смирились с положением. Этим и другим темам посвящен свежий номер бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» (№ 5, декабрь 2015).
Экономическая социология: всё не так, как кажется
В Соединенных Штатах, вполне возможно, не хватает открытой конкуренции? Современная молодежь покидает родительские дома иначе, чем в свое время это делали более старшие поколения? Чтобы правильно понять глобальные рынки, ученые должны использовать микрометоды? Эти и другие вопросы рассматривает свежий номер журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.16. № 5. Ноябрь 2015).
Риски и телесность как объекты социологии
Как соотносятся риски и ответственность в современном обществе? Почему телесные практики, в частности йога, становятся отправной точкой для культурной и социальной идентификации? Ответам на эти и другие вопросы посвящен свежий номер бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» (№ 4, октябрь 2015).
Экономическая социология: преодоление недопонимания
Каким образом закон становится барьером для функционирования международных фирм в России? Как формируется доверие к компании в ситуации обеспокоенности заинтересованных сторон? Почему медиарынку свойственна большая доля неформальных отношений? Ответам на эти и другие вопросы посвящен свежий номер журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.16. № 4. Сентябрь 2015; журнал входит в перечень периодических изданий ВАК при Минобрнауки РФ).
«За время учебы я завершила более десятка интернет-проектов»
Идет прием на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Выпускница программы Ирина Поддубная рассказывает о своей учебе на программе, карьере и специфике интернет-маркетинга в Сибири.
Экономическая социология: взаимодействие на условиях самосохранения
В каких формах существует волонтерство в современной России и каковы его взаимоотношения с государством? Как культурам «малых народов» удается сохранять свою уникальность в условиях повышенной открытости другим культурам? Ответам на эти и другие вопросы посвящен свежий номер бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» (№ 3, июнь 2015).