• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Индекс предпринимательской уверенности в промышленном секторе достиг минимума за четыре года

В марте текущего года продолжилось вялотекущее развитие промышленности по стагнационному сценарию, без каких-либо фундаментальных признаков оживления, но и без очевидных провалов, отмечают авторы бюллетеня. Выявлено незначительное ухудшение большинства основных операционных показателей, характеризующих состояние делового климата в отрасли.

Наиболее заметные негативные изменения зафиксированы в инфляционной составляющей экономики промышленности. Так, после годового ценового затишья несколько возрос пессимизм респондентов относительно изменения текущих цен как на сырье и материалы, так и на реализуемую продукцию. Второй месяц подряд растет доля предприятий, где увеличиваются «свои» цены на отгруженную продукцию.

Большинство предприятий не ожидает серьезного улучшения деловой активности. Причем столь низкие прогнозы по выпуску продукции последний раз были выявлены около двух лет назад

Негативная динамика сохранилась в оценках респондентами производственной и спросовой ситуаций. В частности, лишь 18% из участников опроса сообщили, что их предприятия увеличили в марте объем отгруженной продукции по сравнению с предыдущим месяцем. Это повторение самого низкого значения за весь посткризисный период с января 2010 года. Примерно такая же ситуация сложилась и со спросом на их продукцию — лишь 16% респондентов сообщили о его росте. Прогнозы участников опросов относительно данных показателей не отличаются достаточным оптимизмом — большинство предприятий не ожидает серьезного улучшения деловой активности. Причем столь низкие прогнозы по выпуску продукции последний раз были выявлены около двух лет назад.

По данным мартовского опроса, 17% руководителей сообщили о сокращении собственных финансовых средств по сравнению с предыдущим месяцем, а 22% констатировали уменьшение прибыли. Это худшие оценки финансовых показателей за последние пять месяцев.

Продолжилось сокращение численности занятых на крупных и средних промышленных предприятиях. Следует отметить, что за весь посткризисный период доля предприятий, где занятость сохранилась на уровне предыдущего месяца, выглядит достаточно стабильной и составляет чуть более 75%. Однако в той четверти предприятий-участников опросов, где наблюдалась рекрутинговая турбулентность, практически всегда доля предприятий, сокративших занятость, превышала долю увеличивавших штаты. Так, в марте 9% респондентов отметили рост численности работников на своих предприятиях, а 15% констатировали ее снижение.

В результате произошедших в марте изменений основной результирующий композитный индикатор исследования — индекс предпринимательской уверенности по промышленности в целом — сократился на 1 процентный пункт, составив -4%. Такого низкого значения индекса не наблюдалось около четырех лет.

При подготовке бюллетеня использованы результаты ежемесячного опроса руководителей около 5,5 тысяч крупных и средних промышленных предприятий различных видов экономической деятельности, проведенного Федеральной службой государственной статистики.

Бюллетень «Деловой климат в промышленности в марте 2014 года»

Вам также может быть интересно:

15%

руководителей российских промышленных компаний в октябре сообщили о сокращении числа работников по сравнению с сентябрем.

Индустрия адаптировалась к кризису

Промышленные предприятия привыкли работать в стагнационно-рецессионном режиме. Несмотря на слабый спрос, им удается сохранять положительные темпы роста производства и финансовую стабильность, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в июльском мониторинге делового климата в промышленности.

Индустрия адаптировалась к финансовым шокам

Погружение в рецессию промышленных предприятий в апреле приостановилось. Бизнес стал приспосабливаться к скачкам на финансовом и валютном рынках и менее остро реагировать на неопределенность экономической ситуации. Несмотря на слабый спрос, нефте- и деревообработчики начали увеличивать производство, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в промышленности.

Индустрия готова перейти в серьезный «минус»

Российская промышленность уже в ближайшее время может «перейти рубикон» и погрузиться в рецессию. Для импортозамещения нужны масштабные инвестиции, а их нет. Последняя надежда возлагается на государственные инвестиции и рост производства на оборонных предприятиях, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в промышленности.

Индустрию поддержит импортозамещение

Сокращение спроса, дефицит финансовых ресурсов, высокая инфляция и общая экономическая неопределенность замедляют инвестиционную активность промышленных предприятий. В то же время в отдельных отраслях наметились положительные сдвиги. Металлургия и пищепром начали процесс импортозамещения, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в промышленности.

Спрос поддержал индустрию

Декабрь прошлого года оказался лучшим месяцем для промышленности с начала года. На фоне других отраслей она демонстрировала позитивные показатели спроса и выпуска. Но дефицит финансов, инфляция и полная экономическая неопределенность могут изменить позитивный тренд уже в начале 2015 года, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в промышленности.

Госзаказ помог промышленности

Госзаказы и начавшийся процесс импортозамещения стимулируют рост выпуска товаров и спрос на них. В итоге деловой климат в российской промышленности улучшается второй месяц подряд, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в промышленности.

72%

руководителей российских малых промышленных компаний отмечают, что одним из главных факторов, ограничивающих производство, является неопределенность текущей экономической обстановки.

Импортозамещение выводит индустрию из стагнации

В октябре российская промышленность стала оживать. В результате сокращения импорта увеличился спрос на продукцию отечественных производителей, что дало толчок к росту производства. Однако повышенная инфляция и избыточная турбулентность на валютном рынке сужают горизонты стратегического планирования бизнеса и отрицательно влияют на инвестиции, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в промышленности.

Спрос перестал поддерживать индустрию

Промышленное производство в сентябре выросло, несмотря на снижение инвестиционного и потребительского спроса. Это грозит затовариванием «складов» и снижением прибыли компаний. Надежда только на госпомощь и сокращение импорта, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в промышленности.