• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

© iStock

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.

Елена Одоевская

Участников Конкурса проектов молодых ученых НИУ ВШЭ поприветствовала проректор Елена Одоевская. «Сегодня особенно отрадно встречаться с молодыми учеными. Я надеюсь, что со многими из вас мы продолжим взаимодействие в следующем году, интегрировав вас в команды более крупных проектов и используя результаты, которых вы добьетесь в этом году, чтобы обогатить наши крупные проекты — в первую очередь по образованию и по управлению. Наша задача — не просто заниматься исследованиями, а делать действительно качественные продукты, которые были бы востребованы бизнесом и университетом», — отметила она во вступительном слове.

Автоматизированное ценообразование для отелей

Руководитель проекта отдела прикладных технологических решений Института искусственного интеллекта и цифровых наук Владимир Морозов представил решение по динамическому ценообразованию для гостиничного бизнеса на базе ИИ-алгоритмов. Продукт позволяет улучшать управленческие решения и увеличивать рентабельность гостиниц за счет точного прогнозирования спроса и оптимизации расходов на рекламу.

Владимир Морозов

«Заказчик поставил перед нами задачу построить ML-алгоритм, который бы предсказывал на определенную дату или на определенное окно дат конкретную цену, которая была бы оптимальной с точки зрения загрузки номерного фонда», — рассказал он.

Потоки и ключевые метрики в этой сфере имеют цикличность и поддаются закономерностям, поэтому их можно прогнозировать и оценивать, внедряя механизм ценовой дискриминации. Однако, как показал проведенный анализ, в настоящее время российские игроки в сфере revenue management (управление доходами) не используют современные инструменты оценки, с помощью которых можно решить задачу минимизации потерь на ретроспективных данных.

Команда проекта применила ML-подход и разработала методику ценообразования, на основе которой был создан MVP-продукт. Его пилотирование запланировано в нескольких отелях заказчика.

Реализация проекта показала, что автоматизированное ценообразование может повысить выручку в среднем примерно на 6% в месяц, а также оптимизировать расходы на маркетинг, рассказал докладчик.

Онлайн-юрист для составления договоров

Андрей Боревский

Проект «Юрист AI-Powered» представил стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории искусственного интеллекта для вычислительной биологии Андрей Боревский. В проекте ИИ используется для автоматизации создания юридических документов. Таким образом решается проблема доступности юридических услуг для малого бизнеса и самозанятых, число которых за последние годы заметно выросло. Сейчас в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей зарегистрированы до 10% россиян. При этом первые не обладают экспертизой в составлении договоров, а вторые ограничены в дополнительных расходах на юридические услуги. По этой причине уровень задокументированности гражданского оборота крайне низок.

Кроме того, продукт может быть востребован госучреждениями, которые стремятся повысить образованность населения.

Команда проекта создала уникальное семейство русскоязычных LLM, генерирующих юридические договоры с опорой на обновляющееся законодательство. Для каждого из подвида договоров были созданы типовые шаблоны. Также было собрано и обработано множество текстовых запросов разной степени детализированности и юридической полноты для гибкости итогового сервиса при взаимодействии с разными клиентами.

На данном этапе команда ставит перед собой задачу создать онлайн-сервис, имплементируя его в сервис системы защиты персональных данных пользователей, рассказал докладчик.

ИИ-помощник для проверки данных

Анастасия Семенова

Младший научный сотрудник Центра междисциплинарных фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анастасия Семенова представила проект «Методы и программные средства построения взвешенных моделей для проведения метаанализа». Он нацелен на разработку ИИ-инструментов для автоматического выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях.

Таким образом, ИИ проверяет достоверность и оценивает качество выполнения анализа эмпирических данных в научных статьях. Сервис будет полезен в работе исследователей, научных издательств и университетов, пояснила докладчица. Новый ИИ-помощник значительно сократит время на проверку подаваемых научных рукописей и увеличит эффективность этой работы.

В дальнейшем планируется добавить в продукт инструменты проверки также рисунков и графиков. Кроме того, будет развит рекомендательный сервис по удалению тех или иных статей из включаемых в метаанализ.

Чат-ассистент для студентов Вышки

Проект «Применение больших лингвистических моделей для помощи студентам НИУ ВШЭ», который представила программист отдела прикладных технологических решений Института искусственного интеллекта и цифровых наук Виктория Берестова, посвящен разработке нового чат-ассистента для студентов и сотрудников Вышки. Он использует большие языковые модели для предоставления организационно-правовой информации и помощи в учебном процессе.

Виктория Берестова

«Необходимо оптимизировать работу сотрудников учебных центров, разгрузить учебные офисы от однотипных задач и предоставлять быстрые и информативные консультации студентам», — пояснила докладчица.

Новый бот дает более развернутые ответы, чем действующий, а также снабжает их ссылками на источники — соответствующую страницу на портале университета.

Пока демоверсия чат-ассистента работает на платформе Telegram.

Анализ траектории движения глаз

Антон Сурков

Младший научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Антон Сурков рассказал о создании Python-библиотеки для анализа окуломоторных данных (данные о движении глаз, координаты, на которых в определенный момент времени находится взгляд человека). Сервис обеспечивает обработку, визуализацию и машинное обучение для анализа движений глаз. Он позволяет исследователям в когнитивных науках, медицине, маркетинге и образовании извлекать важные данные, проводить глубокое обучение и сравнивать траектории движений глаз в едином инструменте.

По словам докладчика, существующий софт — кнопочный и не имеет возможности гибкой настройки. Программистам приходится писать код с нуля, а у исследований низкая воспроизводимость. Создание Python-библиотеки с открытым исходным кодом позволит реализовать весь пайплайн исследования от сырых данных к модели. Каждый этап можно кастомизировать и экспериментировать с различными алгоритмами. При этом обработанные данные можно забрать на любом этапе и экспортировать  для работы с другими инструментами.

Продукт интегрирован со Scikit-learn (один из наиболее широко используемых пакетов Python для Data Science и Machine Learning) и PyTorch Lightning (библиотека Python с открытым исходным кодом, которая предоставляет интерфейс для фреймворка глубокого обучения PyTorch), которые используются десятками тысяч людей по всему миру.

«Создан уникальный инструмент, который со временем сможет повысить престиж лаборатории и HSE в области анализа движений глаз. Уже сейчас мы можем сказать, что библиотека будет полезна для исследований с движениями глаз, проводящихся лабораторией», — отметил докладчик.

Управление аватаром на 3D-сцене

Коллектив Научно-учебной лаборатории облачных и мобильных технологий представил результаты проекта по созданию интерактивной платформы стриминга «ПокетСтример». Это новое решение для создания и трансляции виртуальных аватаров с возможностью интерактивного взаимодействия с аудиторией в реальном времени.

Докладчик отметил, что сфера виртуальной реальности (VR), дополненной реальности (AR) и интерактивных трансляций набирает популярность, предоставляя пользователю уникальный опыт погружения и предлагая ему новые формы взаимодействия. Исследование и разработка ПО в области виртуальной реальности и интерактивных трансляций занимают важное место в современном мире медиатехнологий.

Анализ рынка показывает, что многие существующие решения ограничиваются базовыми функциями и не предоставляют полной интеграции с разнообразными платформами трансляций. Они часто не обладают достаточной гибкостью в настройке виртуального пространства и взаимодействия с аудиторией. Также многие инструменты не предусматривают эффективную обратную связь от аудитории, что ограничивает возможности для интерактивности во время онлайн-мероприятий.

«Растущий интерес к онлайн-мероприятиям, таким как вебинары, онлайн-конференции и стримы, требует новых технологических решений для улучшения взаимодействия между ведущими и аудиторией», — подчеркнул член команды проекта Пань Чжэну.

Созданный командой Вышки сервис отслеживает и воспроизводит на аватаре движения тела и головы пользователя — повороты, наклоны, движения глаз, рта, бровей и щек. 3D-сцена обеспечивает более удобный и привлекательный способ представления контента, а захват лица и тела выступающего обеспечивает передачу выражения эмоций и фиксации жестов для привлечения зрителей к взаимодействию с ведущим.

Платформа особенно полезна для образовательных стримов, добавляя элементы геймификации и улучшая вовлеченность обучающихся.

Вам также может быть интересно:

Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке

Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.

«Мы создаем медицину будущего»

Доктор Гервин Шолк — профессор Фуданьского университета в Шанхае, партнер Центра языка и мозга НИУ ВШЭ в рамках стратегического проекта «Устойчивый мозг». Доктор Шолк известен как создатель универсальной некоммерческой программы для интерфейсов мозг — компьютер BCI 2000. В своем интервью он рассказал о современных нейроинтерфейсах, методах реабилитации после инсульта, новом подходе к нейрохирургии и поделился своим взглядом на будущее нейротехнологий.

Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз

Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.

Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ

На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.

Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ

В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Искусственная революция: как ИИ меняет образование

Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.

Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ

В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.