Как и зачем начинать свое дело
Илья Мутовин — выпускник факультета менеджмента ВШЭ. Учился в Великобритании, работал в компании «Strategy Partners» и медиахолдинге «ПрофМедиа». В конце 2011 года создал свой бизнес — интернет-сервис Zoon.ru, который уже привлек инвестиции в 15 миллионов долларов.
— Илья, что повлияло на ваше решение поступить в Высшую школу экономики?
— Я родился и вырос в Красноярске, в конце одиннадцатого класса поступил в Красноярский государственный университет как победитель олимпиады, причем меня зачислили чуть ли не до окончания школы. Но в последний момент я передумал, вернее, решил поискать в интернете и другие варианты. По запросу «лучшие вузы России» Вышка оказалась на первом месте. И я выбрал ее.
— Что больше всего запомнилось за время учебы в ВШЭ? Что особенно пошло на пользу?
— Было много хорошего, но больше всего мне запомнилось все, что связано с математикой. Я считаю, это наиболее полезная вещь с точки зрения применения полученных знаний. Все остальное можно как-то изучить самому, если же не удалось на ранних стадиях разобраться с математикой, дальше будет сложно. Та же эконометрика полезна практически во всех отношениях: в работе ты всегда сталкиваешься с цифрами, и знание методов, при помощи которых их можно проанализировать, очень ценно.
— Вы также получили степень магистра менеджмента в University of Leeds. Почему вы решили продолжить обучение за границей?
Я получил степень по программе двойных дипломов, действующей на факультете менеджмента ВШЭ. После первого курса магистратуры мы могли поступить в одно из трех мест на выбор: Университет Гумбольдта, Европейскую школу менеджмента ESCP и Университет Лидса
— Я получил степень по программе двойных дипломов, действующей на факультете менеджмента ВШЭ. После первого курса магистратуры мы могли поступить в одно из трех мест на выбор: Университет Гумбольдта, Европейскую школу менеджмента ESCP и Университет Лидса. Сначала я хотел пойти в Гумбольдт, но было две сложности: во-первых, обучение там ведется на немецком, а во-вторых, знание математики требуется на очень высоком уровне. Из-за этого я на первом курсе магистратуры проводил больше времени на экономическом факультете, чем на факультете менеджмента — посещал ряд курсов на специализации «Математические методы анализа экономики». В итоге в какой-то момент у меня был выбор — ехать в Гумбольдт или в Лидс, и я остановился на последнем варианте как на более профильном для меня. Свою роль сыграло и то, что обучение там ведется на английском.
— Как вам обучение за рубежом? Каковы отличия от учебы в России?
— Разница в том, что там тебе дают возможность получить какие-то знания, а у нас именно учат. Подходы действительно разные, и мне, так как я до этого учился в России, разумеется, больше нравилось, как учат у нас. В Англии гораздо больший акцент делается на самостоятельную работу. Если ты на экзамене напишешь слово в слово то, что услышал на лекции, то получишь ровно пятьдесят процентов от максимальной оценки — ты должен сам искать дополнительную литературу, читать статьи, если рассчитываешь на высокую оценку. В такой системе есть свои плюсы и свои минусы. Мне — после ВШЭ — она показалась интересной, так как у меня уже был определенный багаж знаний и мне хотелось самому учиться. Но в то же время я не уверен, что если бы обучался по такой системе еще на первом курсе, то обучение в целом дало бы тот же эффект.
— Ваше первое место работы — консалтинговая компания «Strategy Partners». Вы всегда хотели работать в данной сфере или «по инерции» следовали этому, достаточно типичному для выпускников-менеджеров пути?
— Мне действительно всегда хотелось работать в консалтинге. И, конечно, изначально я настраивался на работу в Big-3 (McKinsey, Bain, BCG). Попасть туда мне не удалось, чем я сначала был сильно расстроен, но в итоге, оказавшись в «Strategy Partners», нисколько не пожалел — я застал своего рода «золотое время»: все люди, вместе с которыми я тогда работал, сейчас владеют очень крупными и серьезными бизнесами. Например, Виктор Лысенко был одним из основателей и генеральным директором «Groupon Russia», Камиль Курмакаев — основатель и директор «Wikimart», Михаил Рейдер — основатель «HipClub», Виталий Бедарев — соинвестор в Центре развития ядерной медицины. Список можно продолжать довольно долго.
— Если в «Strategy Partners» подобрался такой интересный и сильный коллектив, почему вы перешли работать в медиахолдинг «ПрофМедиа»?
— Для консалтинга это совершенно нормальная история. Эту отрасль можно сравнить с гонкой на выживание. Консалтинг — это очень правильная, хоть и жестокая школа. Зарплаты там высокие, но тратить их некогда — я не представляю, где нужно работать больше, чем в консалтинге, точнее, теперь-то, конечно, представляю — это собственный бизнес. В «Strategy Partners» меня хватило на два года. Консультанты очень быстро растут в цене на рынке труда, и «ПрофМедиа» попросту меня «перекупила».
Консалтинг — это очень правильная, хоть и жестокая школа. Зарплаты там высокие, но тратить их некогда — я не представляю, где нужно работать больше, чем в консалтинге, точнее, теперь-то, конечно, представляю — это собственный бизнес
— Некоторые люди уходят из консалтинга, так как чувствуют физическую усталость, «зарабатывают» неврозы…
— Я бы не сказал, что в моем случае была физическая усталость. Скорее, можно говорить об усталости, вызванной некоторым отчуждением от результатов труда. Ты много работаешь над проектом: тебе снятся таблицы в Excel, финансовые модели, слайды в PowerPoint, но проходит месяц, два, три — и проект заканчивается. Скажем, ты долго и интенсивно изучаешь рынок безалкогольных напитков, а потом тебе приходится разбираться в финансовом лизинге. Ты погружаешься в новую, совершенно незнакомую тебе тему. Сначала тебе неинтересно, затем ты все больше и больше в нее вникаешь, начинаешь разбираться, беседуешь с экспертами, ездишь на конференции, изучаешь рынок, задаешь вопросы заказчику — сначала глупые, потом не очень. Опять высчитываешь финансовые модели, делаешь слайды в PowerPoint — а потом все снова заканчивается.
— Работа в «ПрофМедиа» оставила у вас другие впечатления?
— В «ПрофМедиа» все было немного по-другому. Это был реальный сектор, и я впервые оказался сотрудником фирмы-«заказчика», а не экспертом со стороны. Это то, о чем «мечтают» все консультанты. Ты попадаешь в совсем другую среду. Довольно скоро ты осознаешь, что все на порядок менее динамично, чем в консалтинге: это прибыльный, работающий бизнес, очень стабильный, и от тебя в нем не так много зависит.
У «ПрофМедиа» есть несколько телеканалов. Я реализовывал для них различные проекты, связанные, например, с мотивацией персонала и дистрибуцией, но все равно по сути это был консалтинг, хоть и внутренний, и мне было сложно почувствовать причастность к тому, что я делал. Во многом из-за этого я ушел из консалтинга, так как там итог твоей работы — это слайды, а хочется отвечать за что-то реальное, видеть результаты своего труда.
— Как вам пришла в голову идея вашего бизнес-проекта? И «про что» этот бизнес?
— Zoon.ru — рекомендательный сервис, позволяющий в удобном виде выбирать заведения сферы услуг в крупных городах России и СНГ. Мне всегда нравилось структурировать информацию. Я верю в то, что можно что-то правильно собрать, адаптировать, хранить и что в результате этого может получиться нечто хорошее. Первая бизнес-идея появилась у меня еще во время обучения в Англии — я детально описал то, что впоследствии сделал Avito.ru, ныне крупнейший в России сайт бесплатных объявлений. Но когда я учился, у меня еще не было ни нужного опыта, ни тем более связей с инвесторами, чтобы успешно продать эту идею.
Два года назад у меня была только идея, а в открытый доступ сервис был запущен с первого марта 2012 года. Самое главное, что сейчас, во-первых, мы вошли в стадию монетизации, а во-вторых, достаточно сильно «выросли». Только чистый трафик, без покупки и рекламы, составляет около тридцати тысяч уникальных пользователей в день
Один простой факт не давал мне покоя. На американском рынке есть такой игрок, как Yelp.com (сайт для поиска на местном рынке услуг, например, ресторанов или парикмахерских, с возможностью добавлять и просматривать их рейтинги и обзоры — Авт.). Этот рекомендательный сервис был признанным лидером в США, и мне было совершенно не понятно, почему на нашем рынке нет ничего подобного. Да, в США есть какие-то тематические каталоги фитнеса, ночных клубов и салонов красоты, есть что-то похожее на Afisha.ru, но есть и один большой игрок, охватывающий буквально все. К моменту, когда мы запустили Zoon.ru, Yelp.com вышел на IPO с оценкой примерно в один миллиард долларов (сейчас их стоимость удвоилась), аналогичные игроки были и на рынке Западной Европы и Австралии, но не в России…
— С момента создания Zoon.ru прошло примерно два года. Чего удалость достичь?
— Я бы уточнил: два года назад у меня была только идея, а в открытый доступ сервис был запущен с первого марта 2012 года. Самое главное, что сейчас, во-первых, мы вошли в стадию монетизации, а во-вторых, достаточно сильно «выросли». Только чистый трафик, без покупки и рекламы, составляет около тридцати тысяч уникальных пользователей в день. В Рунете есть только два-три ресурса аналогичной тематики, которые превосходят нас по этому показателю. Таким образом, мы смогли вырасти до ощутимых объемов, и в силу этого к нам стали обращаться инвесторы, предлагая самые различные варианты сотрудничества. Один из инвесторов вложил в проект 15 миллионов долларов.
— И каковы были ваши ощущения в тот момент? Что-то для вас изменилось?
— Конечно, изменилось. Когда идея Zoon.ru созрела и я ее четко сформулировал, то быстро столкнулся с тем, что презентацией я не могу привлечь деньги. Когда у тебя есть только презентация и ты ходишь с ней по инвесторам, все говорят, что «не уверены», что нужно сначала сделать какую-то версию продукта и тогда, возможно, о чем-то можно будет договориться. И я хорошо понимаю людей: нарисовать презентацию — это одно, а воплотить что-то — совсем другое.
Чтобы создать прототип Zoon.ru, я потратил буквально все свои сбережения. Нанял нескольких контент-менеджеров, оплатил услуги дизайнеров, нашел программиста — Илью Шаповалова, который вошел в долю, и, конечно, много работал сам. Я занял средства у всех друзей, взял кредиты во всех банках, которые согласились их дать, продал машину… И когда у меня начали заканчиваться деньги, я наконец нашел инвестора. Был ли я рад? В целом — да.
— Что бы вы могли посоветовать желающим начать свое дело?
— Набраться терпения и много работать. По-другому не получится. Нет никаких других «секретов». И еще — помнить, что практически никогда и ничего, за редким исключением, не решает идея сама по себе. Намного важнее хорошая команда и желание эту идею реализовать. И не только желание, но и последовательная, изо дня в день кропотливая работа.
Никита Крыльников, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Не бояться мечтать и ставить новые цели»
Каждый год выпускники ВШЭ поступают в аспирантуры ведущих университетов мира. Владислав Семериков только оканчивает четвертый курс бакалавриата по экономике, но уже принят на программу PhD в Pennsylvania State University. Как этого добился студент, которому поначалу не хватило баллов ЕГЭ для поступления на бюджетное место в Вышке?
«Учеба в МИЭФ помогла мне развить научную карьеру»
Чем различаются форматы обучения в США и Европе? Почему преподавать американским студентам легко? Как устроен академический рынок труда? Рассказывает Мария Титова, окончившая магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступившая на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего.
Эндаумент-фонд поможет пройти стажировку в зарубежном университете
Уже со следующего года Фонд целевого капитала НИУ ВШЭ будет финансировать обучение студентов по обмену в зарубежных партнерских университетах.
Студенты факультета бизнеса и менеджмента провели осеннюю школу для старшеклассников
2-7 ноября в Учебном центре ВШЭ «Вороново» прошла первая осенняя школа бизнес-проектов факультета бизнеса и менеджмента. В ней приняли участие старшеклассники из различных регионов России и стран СНГ.
13%
студентов очной формы обучения российских вузов в 2014 году собирались учиться за рубежом. Годом ранее этот показатель достигал 20%.
Cкачок в будущее: как поступить на PhD сразу после бакалавриата
Бакалавриат, магистратура, затем поступление на программу PhD в западный университет — стандартный академический путь для тех, кто решил заниматься наукой на мировом уровне. Но в этом году паре десятков студентов и выпускников Выcшей школы экономики удалось перепрыгнуть вторую ступень и сразу получить приглашения в лучшие аспирантуры мира. «Теории и практики» поговорили с двумя студентами из разных факультетов о важности рекомендательных писем, сроках подачи документов, семестровых стажировках и других секретах поступления.
«Наши студенты однозначно готовы для учебы на любой топовой PhD программе»
В этом году 14 студентов и выпускников факультета экономических наук ВШЭ поступили на PhD программы ведущих университетов США. Особенность ситуации в том, что большинство поступивших — 9 человек — это бакалавры, четверокурсники совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ и программы «Экономика».
ВШЭ и Университет Турина расширяют сотрудничество
3 декабря Высшую школу экономики посетила делегация Университета Турина во главе с ректором Джанмария Айани. Во встрече также приняли участие заведующий кафедрой теоретической физики Университета Турина, атташе Посольства Италии по науке Пьетро Фре и первый советник посольства Италии Агостино Пинна. Руководители ВШЭ и Университета Турина, с которым Вышку уже не первый год связывает совместная работа, подписали два новых соглашения о сотрудничестве.
«Философия права — это эксклюзив, которым нужно гордиться»
С отличием окончив магистерскую программу «История, теория и философия права», Башир Чалаби продолжил образование в Канаде. Там он пишет вторую магистерскую диссертацию в Викторианском университете и собирается вернуться в Россию на защиту кандидатской в Институте государства и права РАН. В интервью Башир рассказал, как правильно писать магистерскую диссертацию, почему ученому недостаточно только российского академического опыта и чем учеба в Канаде отличается от учебы в России.
Изобрести за 48 часов
Кардиомайка, кибер-копилка, летающая рекламная платформа и другие неожиданные изобретения стали результатом второго хакатона FabLab Weekend, который проводил Центр прототипирования НИУ ВШЭ. У участников было всего 48 часов на то, чтобы создать прототип технологичного и полезного продукта, готового к выходу на рынок. 22 сентября состоялась итоговая презентация, на которой стали известны имена победителей.