«Не утопать в рутине»
Новый директор по персоналу ВШЭ Алина Волкова рассказывает о долгосрочных планах и ближайших задачах, которые ей предстоит решать на своей должности.
— Алина Александровна, в Вышке собраны представители нескольких групп работников, каждая из которых обладает своей спецификой — преподаватели, исследователи, администраторы, хозяйственный персонал. С кем прежде всего вам придется иметь дело на новой должности?
— Конечно, работа со столь разными по функциям и задачам сотрудниками требует разных подходов и компетенций. Я планирую начать работу с улучшения состояния основных кадровых процессов — в первую очередь, оформления приема на работу (включая систему подбора персонала), увольнения, оформления командировок. Кроме улучшения качества основных процессов, нам нужно внедрить систему эффективного контракта с административным персоналом, создать новые карьерные возможности для тех, кто хочет развиваться в системе управления университетом, и вообще расширить действие активной кадровой политики Вышки на все категории сотрудников.
— Вместе с Юлией Гринкевич вы будете реализовывать программу «Новые администраторы». Каковы ваши задачи на этом направлении?
— Нам предстоит сделать административную систему более адекватной для работы международного персонала, внедрить элементы англоязычной среды в подразделениях бэк-офиса. Я буду привлекать и подбирать кандидатов для этого проекта. При поиске кандидатов мы планируем использовать, прежде всего, внутренние резервы университета для продвижения талантливых и перспективных сотрудников, но и, конечно, внешний рынок труда.
— Наверное, планируете провести анализ текущей ситуации с персоналом в Вышке?
— Мне кажется, такой анализ уже во многом проведен. И это значит, что мы готовы совершенствоваться и смотреть вперед. Мы планируем использовать, например, имеющиеся материалы Центра внутреннего мониторинга ВШЭ, результаты анализа административных процессов, проведенного в предыдущие годы. Новым элементом анализа станет мониторинг рынка труда по сравнимым специальностям административного персонала.
— Для вас самой работа в университете станет новым опытом. Расскажите, пожалуйста, о вашем карьерном пути.
— В сфере управления персоналом я работаю с 1998 года. Директором по персоналу впервые стала десять лет назад, работала в компаниях различных отраслей — автомобильной, IT, сервисе, торговле, оборонной промышленности. Приходилось решать самые разные задачи: внедрение систем автоматизированного кадрового учета и управления организацией, реорганизация, системы мотивации и оценки персонала, модели заработных плат с учетом KPI и категорий и многое другое. Надеюсь, что этот разнообразный опыт поможет мне подобрать эффективные инструменты для повышения качества кадровых процессов в Вышке.
— Какие особенности управления персоналом в университетской среде вы можете выделить?
— Ключевая особенность, безусловно, в характере образовательной и научной деятельности. Университет — это сообщество профессоров и исследователей, и формирование основного персонала не может выполняться директивно, это всегда результат выбора коллег. Здесь роль кадровой службы скорее в том, чтобы обеспечить качество процедур и сделать решение повседневных вопросов более комфортным для сотрудников. В части развития вспомогательного персонала специфики несколько меньше, тут мы сможем активно использовать лучшие примеры организации сервисных функций и систем мотивации из корпоративного сектора. Хотя, опять же, всегда есть специфика конкретной организации, ее внутренний дух и традиции, которые следует учитывать. Чтобы научиться чувствовать эти тонкие моменты, естественно, мне потребуется некоторое время.
— Кстати, о времени — временные рамки выполнения этих задач определены?
— Мне было бы интересно узнать, как через год коллеги оценят результаты моей работы. Надеюсь, что к этому моменту они будут заметными.
— Как будут строиться ваши взаимоотношения с уже существующими в Вышке структурами по работе с персоналом?
— Это будут партнерские отношения, а их основой будет заинтересованность в решении совместных задач. Я это вижу уже по текущим делам — разработке новых форм контрактов, подготовке конкурса ППС, созданию новых учетных и аналитических форм по персоналу, отладке документооборота…
— Как вы для себя формулируете главные принципы управления персоналом?
— Я в душе не совсем согласна с такой формулировкой — «управление персоналом». Я считаю, что правильнее было бы говорить о «службе персонала», поскольку наша задача — служить персоналу университета. Администрирование не может быть самоцелью, оно должно лишь способствовать достижению тех образовательных и научных целей, которые стоят перед университетом. Моя служба должна быть динамичной, эффективной, не утопать в рутине.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Миссия — создание российской школы исследований коучинга как помогающей практики»
В начале июля в Вышке состоялся первый выпуск специалистов, подготовленных на основе нового профессионального стандарта «Консультант в области управления персоналом» на программе профессиональной переподготовки «Коучинг в организации». Курс, разработанный департаментом психологии НИУ ВШЭ совместно с Центром дополнительного образования НИУ ВШЭ, длится девять месяцев и реализуется в онлайн-режиме.
«Бизнесу как живому организму нужна медицинская помощь»
В конце февраля кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ провела мастер-класс «Диагностируем и избавляемся от токсичного персонала». В мероприятии, организованном в рамках программы повышения квалификации в области инноваций и предпринимательства, приняли участие студенты и сотрудники Вышки.
Александр Шохин и Евгений Ясин переизбраны президентом и научным руководителем ВШЭ
Решение об избрании их на очередной пятилетний срок принято по итогам голосования членов ученого совета Вышки.
В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий
Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.
В магистратуре ВШЭ будут готовить HR-менеджеров нового поколения
Студентов новой магистерской программы «HR-аналитика» научат управлять человеческими ресурсами с помощью анализа данных и машинного обучения.
Вышка разрабатывает новую программу развития
15 июня на внеочередном заседании ученого совета, в работе которого приняли участие другие сотрудники Вышки и студенты, состоялось обсуждение ключевых направлений развития университета. Высказанные идеи, а также предложения от факультетов и кампусов лягут в основу новой программы развития ВШЭ, которая будет рассматриваться на осенней конференции работников университета.
Как зарабатывает и тратит университет
30 марта на заседании ученого совета подводились итоги выполнения финансового плана ВШЭ в 2017 году. Выделим главные цифры и факты.
ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях
Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.
Работодатель должен видеть в сотрудниках людей, а не просто «ресурсы»
Почему менеджменту можно научиться только на практике, а лидерство не должно быть равно единоличию? Об этом студенты Вышки могли узнать на большой встрече с известным канадским профессором Генри Минцбергом и мастер-классах представителей крупных и международных российских компаний.
Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым
9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.