«Преподавание помогло по-другому взглянуть на науку, которой я занимаюсь»
Выбирая лучших преподавателей ВШЭ 2012 года, студенты имели возможность выразить им свое признание и с помощью так называемых «писем любви». Научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Елена Карданова получила сразу несколько таких посланий от студентов магистерской программы «Измерения в психологии и образовании».
— Елена Юрьевна, в этом году состоялся первый выпуск магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Как вы, исследователь, пришли в преподавание?
— На программу меня пригласили еще три года назад, и первый год до непосредственного «запуска» программы ушел на разработку курса по психометрическим теориям и анализу тестовых заданий, который я теперь читаю нашим магистрантам. Несмотря на то, что мне было сложно преподавать этот курс, особенно в первый год, я ни минуты не сомневалась, что поступила правильно, приняв приглашение руководителей программы. Я рада, что наконец-то в российском образовательном пространстве нашлось место, где востребованы мои профессиональные знания. По базовому образованию я математик, окончила Ленинградский государственный университет имени А.А.Жданова, там же защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Дифференциальные уравнения». Последние двадцать лет сфера моих научных интересов связана с математическими моделями современной теории тестирования, а также с анализом тестовых заданий в рамках классической и современной теории тестирования и методами оценивания его участников.
— Что в преподавательском деле стало для вас неожиданным? Легко ли вам было «переключиться» на студенческую аудиторию?
— Опыт преподавания данного курса помог мне по-другому взглянуть на науку, которой я занимаюсь. Я поняла, что это не сухая математика, которую можно преподавать только математикам или физикам. Курс оказался интересен и доступен также людям гуманитарных специальностей — психологам, филологам, педагогам, социальным работникам. И если в самом начале, при разработке курса, у меня возникали сомнения — смогу ли я обойтись без всего множества формул, выводов и методов оценивания, которые используются в современной теории тестирования? — то на практике все оказалось не так страшно. Перед моим курсом студентам читается несколько дисциплин, которые позволяют им спокойно начать осваивать психометрические теории и анализ тестовых заданий. В частности, благодаря курсу Татьяны Хавенсон по статистике ко мне они уже приходят весьма «подкованными» в использовании математических и статистических методов.
— Как вы отнеслись к тому, что многие студенты написали вам «письма любви»? За что студенты прежде всего ценят преподавателей?
— Мне очень приятно, что ребята оценили мой труд, так как я стараюсь делать свою работу максимально качественно. Думаю, студенты любят тех преподавателей, которые увлечены своим предметом, хорошо его знают, при этом ведут исследования по своей проблематике, выступают на конференциях, публикуются и включают в свои проекты самих студентов. Преподаватель, на мой взгляд, должен выступать в роли эксперта, который помогает ребятам двигаться в нужном направлении и может им что-то посоветовать, скажем, список актуальной зарубежной литературы по теме или контакты интересных исследователей.
— Как проходят ваши занятия, какие вопросы вы на них решаете?
— Для нашего курса Вышкой закуплено соответствующее программное обеспечение — программы Winsteps, ConQuest, Parscale. По договоренности с Assessment Systems Corporation (крупнейшей американской компанией, разрабатывающая специализированное программное обеспечение) наши студенты устанавливают программы Iteman и XCalibre по временным бесплатным лицензиям. Кроме того, наши партнеры из Массачусетского университета предоставили нашим студентам в пользование программу TAP, с ее помощью они анализируют данные в рамках классической теории тестирования. На занятиях ребята осваивают эти программы, а также учатся постановке проблем в области психометрических исследований. Вместе с ними мы проясняем эти проблемы, обсуждаем, какие методы необходимо применять для их решения, какое программное обеспечение использовать, как интерпретировать данные.
— Какие задачи вам как исследователю наиболее часто приходится изучать?
— На мой взгляд, существует общая для российского образования проблема, заключающаяся в том, что разработчики тестов не всегда осознают необходимость психометрического оценивания качества тестовых заданий. Поэтому мы сталкиваемся с ситуациями, когда на практике применяются тесты, не прошедшие тестологическую экспертизу, апробацию, качество которых не обосновано.
— Что в таких случаях можно сделать? Чем вы можете помочь?
— Я уже два года работаю в проекте, в рамках которого разрабатывается инструментарий для оценки учебных компетенций выпускников начальной школы. Теоретическая модель этого инструментария основана на идеях Льва Семеновича Выготского. Сам проект идет уже несколько лет, но поначалу группа разработчиков этой концепции (а, соответственно, и тестовых заданий) работала без привлечения «психометриков». Но как только проект вышел на стадию международной экспертизы, сразу возникла необходимость предъявить психометрические характеристики заданий и тестов, оценить надежность и обосновать валидность измерений.
Оказалось, что существует множество вопросов, на которые сам разработчик ответить не может. Как оценить характеристики тестовых заданий и согласованность заданий между собой? Как провести валидизацию инструмента? Как проверить параллельность вариантов и выровнять их, если они не параллельны? Как получить тестовый балл каждого участника тестирования, какую шкалу использовать? Как сообщать пользователям результаты тестирования и как их интерпретировать? Именно специалистов, способных ответить на все эти вопросы, мы и готовим на программе «Измерения в психологии».
В июле мы вручили дипломы об окончании магистратуры первым нашим выпускникам. В нашей стране эти специалисты являются уникальными — на данный момент в России не существует другой программы — ни магистерской, ни бакалаврской, — которая готовила бы специалистов в области измерений в педагогике и психологии. И я уверена, чем больше мы будем готовить специалистов и чем шире они будут внедряться в различные государственные и частные организации, тем быстрее произойдет изменение общественного и профессионального мировоззрения — без качественных и надежных методов измерений в области образования и психологии не обойтись.
— В каких сферах трудоустраиваются ваши выпускники?
— Если говорить о конкретных сферах, где могут применить свои знания наши выпускники, то, во-первых, это образовательные исследования, связанные с разработкой инструментов педагогических измерений, с проверкой качества используемых тестов и существующих сегодня в России экзаменационных систем. Еще одна сфера — государственные и частные HR-структуры, где занимаются разработкой стандартов профессиональных квалификаций, измерением профессиональных компетенций и оценкой персонала.
В то же время некоторые наши выпускники, начав сотрудничество с различными научными подразделениями Вышки еще в годы учебы, продолжают свою академическую деятельность. Наши студенты активно вовлечены в проект Вышки по разработке преподавателями компетентностно-ориентированных контрольно-измерительных материалов.
Двое ребят со следующего года начнут свою преподавательскую карьеру на нашей же программе. Так, Дмитрий Абакумов будет преподавать курс по компьютерному тестированию. В прошлом году мы вместе с ним побывали в Бразилии на семинаре, посвященном этой проблематике, после которого его жизнь круто изменилась. Он даже сменил тему своей диссертации, посвятил ее электронному обучению и сейчас активно занимается научными исследованиями в области e-learning и компьютерного адаптивного тестирования. Другая наша выпускница, Галина Ларина, за время учебы на программе приняла участие в нескольких международных школах, в частности, в летней школе по многомерной статистике, проходившей в Нидерландах, и в летней школе международной Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) ВШЭ. И с нового учебного года Галина будет преподавать курс статистики для наших первокурсников.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Хавенсон Татьяна Евгеньевна
Вам также может быть интересно:
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»
С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»
«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.
В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики
3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».
Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022
29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.
«Математика — это праздник, который всегда с тобой»
Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»
В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.
«Вся наша жизнь — динамическая система»
Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.