В новом здании Лицея НИУ ВШЭ дизайнеры создали «пространство уважения». Что это такое?
Этот учебный год лицейские направления «Математика, информатика и инженерия» и «Экономика и математика» начали в новом здании на Солянке 14А. Проект его обустройства был поручен Лаборатории школы дизайна ВШЭ. Что из этого получилось, рассказываем в нашем материале.
Москва унаследовала более полутора тысяч школ, построенных в прошлом веке. За это время изменились подходы к образованию, требования к учебному процессу со стороны всех его участников, а также материалы и технологии, используемые в строительстве. В каком здании хотят учиться и работать современные дети и учителя? Возможно ли при помощи одних только оформительских решений, не перестраивая здание, актуализировать школьное пространство? Как сделать приятный и функциональный интерьер в рамках небольшого бюджета?
С 2014 года Школа дизайна по заказу Департамента образования г. Москвы проводила исследование, чтобы ответить на эти вопросы. Результатом работы стала концепция модернизации школьной инфраструктуры. В зависимости от бюджета школы, было предложено 3 варианта реконструкции существующих зданий, которые позволят приблизить их к лучшим российским и зарубежным примерам. А прошедшим летом команда лаборатории совместно с Управлением материально-технического обеспечения (УМТО) ВШЭ и руководством лицея отремонтировали здание старой школы для лицеистов.
заместитель руководителя Школы дизайна
Для нас это был в какой-то степени пилотный проект. Обычно на этапе авторского надзора при выполнении внешних заказов для школ из-за особенностей процессов закупок мы оказываемся в ситуации, когда от нас уже мало что зависит. Здесь же мы обсуждали все особенности реализации проекта. Коллектив лицея, в том числе представители тех направлений, которые будут учиться в здании, четко формулировали свои задачи. Мы понимали, какого рода сценарий будет реализован в каждом помещении.
Здание, переданное лицею, — пример школьной серии, которая была построена достаточно давно. С тех пор школа стихийно ремонтировалась и к моменту, когда мы туда зашли, была похожа на пеструю мозаику: что-то было пригодно к дальнейшему использованию, что-то выглядело стандартно и уныло по-школьному, а что-то просто странно.
Начало проекта: расстановка приоритетов
В условиях ограниченного бюджета важно определить наиболее острую проблему и решать в первую очередь ее. Потому что если эту боль не удалить, все остальное будет восприниматься скорее как ненужное дополнение. Базовые потребности удовлетворены — тогда идем дальше.
Одной из наиболее острых школьных проблем оказалась не обстановка классных комнат, а отсутствие общественных пространств, где можно проводить свободное время. Урок подразумевает четкий и понятный сценарий, в котором удобство играет второстепенную роль. Хуже обстоят дела с возможностью провести свободное время — уединиться или наоборот поболтать, отдохнуть. В обычных школах даже предусмотрены места для таких рекреаций, но их редко используют по назначению. Чаще всего в зоне отдыха расположен какой-нибудь зимний сад, тщательно охраняемый от детей, чтобы кто-нибудь не дай бог не разбил цветочный горшок.
На мой взгляд, показатель того, что среда принята — количество фотографий в этом пространстве, которое дети публикуют в социальных сетях
Это значит, что оно им нравится, им здесь комфортно, они присвоили его себе. Именно такое пространство мы и хотели в итоге получить.
С детьми из лицея мне уже доводилось неоднократно взаимодействовать, в том числе в проектах, связанных с дизайном среды. Когда мы разрабатывали фирменный стиль лицея, нашим заказчиком выступали ученики одного из первых лицеистских наборов. За время своей достаточно долгой практики в дизайне я впервые увидела чуть ли не идеального заказчика, который способен, например, отделить коллективную идею от личной вкусовщины. Так что общее представление о том, в какой среде хотели бы жить лицеисты, у нас уже было. Мы видели проекты, которые ребята приводили в качестве удачных, и задача была с учетом ограничений данного здания сделать открытое свободное пространство, наполненное светом, в котором бы присутствовали элементы стиля лицея — цвета и графика.
Для лицеистов на первом месте было создание психологического комфорта и уважения со стороны участников образовательного процесса. Социальный и психологический дискомфорт, который может проявляться из-за бытовых или эстетических неудобств, накладывает дополнительный отпечаток на работу. Конечно, это неудобство проходит фоном, речь не идет о постоянном физическом преодолении. Тем не менее, создание комфортной среды, которая была бы уважительна к потребностям учительского коллектива и учащихся, — это достаточно важная задача.
Стены
Большая часть стен в лицее — белая, это традиционно tabula rasa. На них может разместиться выставка или какой-то проект. Мы достаточно часто сталкивались с дискуссиями, например, о допустимости или недопустимости белых стен. В нашем представлении школьное пространство никогда не будет идеально чистым, как и любое пространство. А белые стены приучают следить за порядком и стараться не портить их. Здесь вступает в силу обратное движение — пространство уважает ваши интересы, и вы уважаете интересы пространства. Мне кажется, получилось помещение, которое можно полюбить и захотеть поддерживать его в хорошем состоянии. А естественные бытовые трещины и царапины — они видны на стенах любого цвета. Зато с точки зрения возможности проявить себя, все максимально сделано как экран, на котором можно транслировать любые креативные истории лицея.
Информационные щиты
Те элементы, которые не несут дополнительной смысловой нагрузки, например, информационные щиты, мы старались сделать абсолютно чистыми. У нас информационный щит — это белая доска, на которой нет надписи «Информация» и готовых карманов под А4. Это понятный интерфейс: если на нем появляется листок, значит, появилось что-то новое, если нет — там нет пустого кармана, который вопиет, что его надо чем-то заполнить. Все это поддерживает глобальную идею пространства, уважительного к интересам того, кто в нем живет.
Системы хранения
Лицей отличается от стандартной школы отсутствием закрепления кабинета за определенным классом. Лицеисты часто меняют классы, в которых занимаются, поэтому хранение вещей в определенном месте не всегда актуально. Тем не менее, одной из наших задач было решить проблему с местами для хранения. Мы сделали максимальное количество мест с небольшими ящичками. Конечно, это не полноценные системы хранения. В стандартных школьных зданиях у нас нет возможности сделать шкафчики из фильмов про американские школы. Существующая архитектура не оставляет места для таких решений, но мы максимально приблизились к этому.
Приучение к фильтрации вещей — часть педагогического процесса. В дальнейшем это накладывает отпечаток и на то, как человек архивирует информацию и работает с файлами, хранит документы и в целом приспособлен к стандартам деловой корпоративной этики в отношении документации.
Возможно, неумение структурировать и отделять одно от другого кроется в том, что в детстве человек складывал вместе гуашь, яблочные огрызки, форму от физкультуры и старые кеды
Туалеты
Мне кажется, что у нас получились санузлы, которые минимально похожи на обычный школьный сортир. Это вышло за счет использования бело-графитовой цветовой гаммы, которая ассоциируется с более позитивными примерами.
Столовая
При проектировании столовой мы тоже учитывали сценарии, многократно проверенные на других проектах. Процесс потребления пищи разнится: кто-то приходит как в кафе — чтобы расслабиться, пообщаться и поесть, для кого-то это история про быстрый перекус у барной стойки. Наша задача была предусмотреть разные зоны, учитывая абсолютно разные потребности в уединении и учеников и учителей. Возможность сесть лицом к стене и обозначить, что это мое пространство и вот его границы — это тоже важно.
Место для уединения
Что касается проблемы уединения, ее решают пуфики и модульная мебель, которые легко переместить, чтобы сесть в сторонке или где-нибудь у окна. В рекреациях много посадочных мест, они разные по своей сути и, учитывая, что такие зоны есть еще и в столовой, — мне кажется, можно реализовать разные сценарии. Конечно, в мире существуют совершенно замечательные решения — будь то будки для уединения или акустические системы, создающие свое пространство. К сожалению, в рамках наших возможностей это абсолютно не реально. Но я думаю, что постепенно и такого рода решения будут появляться в бюджетном сегменте, а пока наша задача была предоставить хоть какую-то возможность осуществить свое желание тусоваться со всеми или, наоборот, уединиться где-нибудь в сторонке.
Мебель
Подбор мебели и ее цветовая палитра — это то, по поводу чего наши дизайнеры Наталья Немова, Вячеслав Московкин, Софья Пайманова и Роман Шестков практически не переживают.
Если выбирать из того, что средняя школа может себе купить, в большинстве своем представленная на рынке школьная мебель способна зарубить любой проект. Решения, которые подразумевают мобильность, возможность быстро перестроить сценарий обучения или что-то переоборудовать в течение урока — это не то, что массово доступно. Учитывая специфику закупок и финансовые ограничения, нужно потратить много времени, чтобы выбрать вариант, который максимально соответствует вашим представлениям и заставит вас отказаться от наименьшего количества желаний. Благодаря сотрудничеству с управлением материально-технического обеспечения ВШЭ нам удалось подобрать оптимальную мебель из доступных вариантов.
Итог
К сожалению, в таких ремонтных проектах, связанных со многими ограничениями, мы не можем применить что-то сверхъестественное, что заставит всех ахнуть. Тем не менее, текущий проект решает свою задачу: пространство понятное, узнаваемое, в нем трудно заблудиться — понятно, как оно устроено и где кого искать. И мне кажется, что там получились отличные рекреации, которые могут использоваться и в учебном процессе и как активные пространства для общения — модульная мебель позволяет объединяться в большие и маленькие группы.
В коворкингах можно делать уроки или работать над проектом, а можно сесть что-то обсудить или просто поболтать и отдохнуть — это помещения, которые подразумевают много сценариев использования.
А навигационные решения и графика, которые разрабатывали Анна Кошелева, Роман Вороновский и Елена Круцко: таблички на этажах и кабинетах, разделение потоков, цветовое кодирование в разных частях здания, базовые светлые стены с акцентными цветами — достаточно просты в трансляции и могут быть использованы и в других зданиях Вышки.
Фото: Школа дизайна НИУ ВШЭ и Михаил Дмитриев
Логутова Наталья Леонидовна
Заместитель руководителя Школа дизайна
Московкин Вячеслав Вадимович
Преподаватель Школы дизайна
Немова Наталья Олеговна
Доцент Школы дизайна
Шестков Роман Борисович
Преподаватель Школы дизайна
Вам также может быть интересно:
Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow
В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.
Работы выпускниц Вышки — на ярмарке Cosmoscow 2024
С 25 по 27 октября в «Тимирязев Центре» пройдет 12-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Как обычно, участие в ней примет HSE ART GALLERY. Галерея представит новые работы трех выпускниц Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анны Знаменской, Лены Власовой и Марины Батылиной. Живопись, керамика, графика — все проекты можно будет увидеть на стенде ВШЭ.
«Всё всегда и сразу»: первая выставка HSE ART GALLERY на Винзаводе
По 30 июня продлится первая выставка HSE ART GALLERY в новой локации — в Центре современного искусства Винзавод. Экспозиция состоит из работ более 50 студентов и выпускников трех направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн». Выставка представляет панораму поколения двадцатилетних — первой генерации, родившейся и полностью сформировавшейся в новом тысячелетии.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
«Сквозь зеркало и обратно»: выставка Школы дизайна ВШЭ в «Архангельском»
С 23 мая по 28 июля 2024 года в Ботанических оранжереях Музея-заповедника «Архангельское» пройдет выставка «Сквозь зеркало и обратно» — новый совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и музея. Его главной темой стали отражения — в прямом и переносном смысле. Участники выставки — студенты различных направлений и профилей Школы дизайна: «Современного искусства», «Анимации и иллюстрации», «Коммуникационного дизайна» и других.
Презентация научного журнала Школы дизайна ВШЭ состоится в HSE CREATIVE HUB
15 мая в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет встреча с редакционной командой электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design, первый выпуск которого вышел в марте 2024 года. Также состоится презентация еще одного проекта — первого выпуска коллекционного печатного приложения ART. В первом номере журнала опубликованы научные работы по самым разным тематикам — от ренессансной культуры до американских комиксов 1950-х гг., а главной темой печатного приложения стала Россия ХХ века.
Вышка и авиакомпания «Победа» запустили совместный конкурс
Школа дизайна Вышки совместно с авиакомпанией «Победа» объявили о старте конкурса на создание нового дизайна униформы для бортпроводников и представителей авиакомпании. Свой талант смогут проявить молодые профессиональные дизайнеры, а также студенты от 18 лет, обучающиеся в российских вузах на очных и заочных программах по направлению «Дизайн и мода».
Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды
В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.
Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»
В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».
Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№
С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.