Конкурс ППС: важное дополнение
В НИУ ВШЭ начался конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава в 2016 году. В нем примут участие в том числе около 450 преподавателей Вышки, у которых срок трудового договора закончится в конце текущего учебного года. Конкурс проходит обычным порядком, но есть важное дополнение, на которое необходимо обратить особое внимание.
В июне 2015 года Ученым советом НИУ ВШЭ была рассмотрена и одобрена Концепция реализации единого контракта научно-педагогического работника Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Согласно Концепции, деятельность научно-педагогического работника университета подразумевает обязательное выполнение трех видов работы: образовательной, исследовательской и организационной, каждая из которых выступает неотъемлемой частью академической деятельности.
Начиная с конкурсной кампании лета 2016 года оценка выполнения преподавателями трех видов работы в текущем учебном году становится неотъемлемой частью процедуры отбора преподавателей. Каждый преподаватель университета, который проходит конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава, при заполнении регистрационной анкеты для участия в конкурсе ППС предоставляет отчетные данные: сведения о фактической общей учебно-методической нагрузке и отдельно об аудиторной нагрузке в текущем учебном году; рейтинговые оценки, полученные по результатам опроса студентов о качестве преподаваемых дисциплин (образовательная работа); список научных публикаций за последние три года (2013-2015 гг.) (исследовательская деятельность); данные об участии преподавателя в жизни университета (организационная деятельность).
При заполнении регистрационной анкеты сотрудников просят рассказать о выполнении работы, связанной с обеспечением текущей деятельности университета, улучшением условий этой деятельности, поддержанием и повышением репутации университета, а также о других видах полезной деятельности, осуществляемой в интересах университета. К организационной работе также относится участие в работе коллегиальных органов управления НИУ ВШЭ и внешних коллегиальных органов, где сотрудники представляют интересы университета.
К полезной работе в интересах университета может быть отнесена всевозможная экспертно-аналитическая и просветительская деятельность научно-педагогических работников вне стен университета, в том числе, например, ведение собственных блогов в социальных сетях. Если при осуществлении этой деятельности сотрудник позиционирует себя как представитель Вышки, и если эта деятельность дополнительно не оплачивается, то ее также имеет смысл отразить в графе об организационной работе, проделанной за минувший учебный год.
Новой и очень важной процедурой конкурсного отбора станет оценка всех видов работы преподавателя его непосредственным руководителем — заведующим кафедрой, руководителем департамента или школы (где нет кафедр), деканом факультета (где нет департаментов или школ). Отчет о деятельности преподавателя, содержащий оценку руководителя проведенной за текущий учебный год организационной работы, становится частью пакета конкурсных документов.
При оценке преподавателей в обязательном порядке учитывается мнение студентов. «У нас уже два года проходят открытые и альтернативные конкурсы профессорско-преподавательского состава. Кадровые комиссии и привлеченные ими эксперты оценивают результаты научной работы преподавателя. Качество преподавательской деятельности станет другим важным элементом этой оценки. И здесь студенческие мнения будут играть очень важную роль. Становился ли коллега лучшим преподавателем по итогам голосования студентов — один важный показатель, уровень рейтингов по оценкам студентов по всем преподаваемым дисциплинам — другой», — подчеркивает в своем интервью первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. Научный руководитель Центра внутреннего мониторинга ВШЭ Игорь Чириков обращает внимание на то, что новая система оценки преподавания вводится в университете постепенно, и потому у некоторых из работников, заполняющих сейчас регистрационные анкеты, студенческие оценки за второй учебный модуль могут отсутствовать в личном кабинете на портале. Это не должно вызывать тревогу, просто преподавателю в таком случае надо пропустить соответствующую строку в своем анкетном отчете.
Подробная информация о конкурсе на замещение должностей профессорско-преподавательского состава в 2016 году опубликована на портале, ключевые этапы конкурса наглядно представлены в инфосхеме бюллетеня «Окна роста».
Сергей Нагаев, новостная служба ВШЭ