Предприниматели считают маркетплейсы удобным способом начать бизнес
Маркетплейсы сформировали целый класс малых и средних предпринимателей, органически выросших в этом бизнесе и уже не представляющих собственного дела без сотрудничества с платформами. Таков главный вывод исследования, проведенного Школой коммуникаций НИУ ВШЭ и социологической компанией Russian Field.
Исследование состоялось в июне 2024 года в формате опроса более 1 тысячи респондентов и углубленных интервью с представителями малого и среднего бизнеса, ведущими свое дело преимущественно через маркетплейсы. По результатам своей работы социологи сформировали портрет такого предпринимателя. Это активный, целеустремленный человек, желающий заработать денег и сохранить самостоятельность. Часто выход на маркетплейс становится для него первым деловым предприятием: примерно 70% респондентов создали свой бизнес с нуля именно на маркетплейсе (особенно это касается самозанятых и тех, кто ведет свое дело менее двух лет). При этом почти две трети продавцов (54%) и свыше 90% владельцев или арендаторов пунктов выдачи заказов (ПВЗ) вообще не рассматривают даже гипотетическую возможность ухода с маркетплейса.
Однако гипотетическое закрытие маркетплейсов не помешает предпринимателям попытаться продолжить развивать бизнес: 70% опрошенных указали, что продолжат его вести. Наиболее активные предприниматели (как правило, это ИП или ООО, имеющие свыше 6 лет опыта ведения бизнеса, в т.ч. без маркетплейса) в случае гипотетического ухода с маркетплейсов предпочли бы вести бизнес похожим образом — через аккаунт/группу в социальных сетях, телеграм-канал или собственный сайт. Более трети нынешних продавцов готовы уходить в офлайн (открывать магазин, палатку, ларек и др.), и лишь пятая часть рассчитывает попасть на полки ретейловых сетей — 18%. Но даже из тех, кто заявляет готовность продолжить бизнес вне маркетплейсов, лишь 10% полагают, что смогут сделать это без каких-либо трудностей. Остальные предвидят проблемы с расширением клиентской базы / поиском клиентов (48%), с логистикой/доставкой (32%), с поиском новой площадки / арендой помещения (27%) и с рекламой/продвижением товаров (26%).
Начать и развить свой бизнес на маркетплейсе проще и удобнее, отмечают респонденты. По их мнению, ключевые факторы привлекательности маркетплейсов — низкий финансовый и организационный порог входа в бизнес, возможность быстро получить клиентов (стабильные каналы сбыта), расширить географию продаж, возможность переложить на маркетплейс большинство операционных задач и рекламу, но при этом сохранить самостоятельность и полностью отвечать за свою прибыль.
Подавляющее большинство респондентов оценивают удобство и эффективность маркетплейсов в различных сферах предпринимательства выше офлайн-площадок. В частности, 94% считают маркетплейсы наиболее удобным способом начала бизнеса (для сравнения: лишь 2% считают наиболее удобными офлайн-площадки), 91% опрошенных согласны, что маркетплейсы помогают быстро увеличить аудиторию покупателей, упрощают проведение платежей при совершении покупок (91%), помогают организовать логистику, прием и возврат товара (91%) и упрощают коммуникацию с покупателями, включая прием претензий (90%). При этом среди существенной части продавцов, вышедших на маркетплейсы в период их становления в 2020–2021 годах, заметен дрейф от модели простого перекупа товаров в сторону организации более сложных бизнесов — вплоть до собственного производства.
Маркетплейсы — главный источник бизнес-знаний для предпринимателей. Для большинства (80%) респондентов (особенно это справедливо для владельцев/арендаторов ПВЗ) информационно-справочные и образовательные курсы маркетплейсов являются первым и главным источником информации. На образовательный контент от бизнес-коучей / лидеров мнений полагаются 43% опрошенных. Разъяснениями на сайтах госорганов пользуются около трети, а образовательные программы институтов развития привлекают лишь 11% респондентов.
Большинство респондентов (81%) планируют расширять свой бизнес на маркетплейсах. Главные стимулы для них — рост доходов (53%) и потребительской аудитории (25%), удобство бизнеса (17%), широкий ассортимент (7%), востребованность и доступность ПВЗ (5%). Самым популярным инструментом увеличения продаж от маркетплейсов считают участие в акциях, распродажах (75%, особенно среди самозанятых и продавцов), участие в программах лояльности (63%, особенно среди тех, кто ведет бизнес через ИП), кредитных (23%) и инвестиционных программах (15%) маркетплейсов.
У респондентов также есть запрос на поддержку бизнеса со стороны государства и справедливую имплементацию регулятивных практик.
Евгений Кожемякин, профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, один из авторов исследования
«Результаты исследования убедительно показывают высокую вовлеченность МСП-продавцов в бизнес-процессы на маркетплейсах и их обеспокоенность перспективами этих платформ для предпринимательства в стране. Участники исследования отмечают высокую значимость маркетплейсов для стимулирования развития российского малого и среднего бизнеса, вывода на отечественный рынок не только крафтовых, но и товаров массового спроса от местных производителей, для повышения конкурентоспособности российских брендов и поддержки предпринимательских компетенций продавцов и владельцев МПЗ. Очевидна положительная мотивация продавцов: они демонстрируют желание продолжать вести бизнес на маркетплейсах, масштабировать прибыль и расширять ассортимент несмотря на возможные барьеры».