Социальный конструктор: Ярослав Кузьминов о том, как регулировать платформенную экономику
Научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в колонке для Forbes анализирует развитие платформенной экономики и подходы к ее регулированию, включая распространение на этот сектор системы социальных гарантий.
Цифровые платформы совершили революцию — они создали огромный рынок, где практически каждый работник может найти клиента на своих условиях, а клиент, в свою очередь, может найти то, что его устроит из очень широкого круга предложений. Рынок самозанятых стал совсем другим.
Уже в II квартале 2022 года доля платформенной экономики в структуре ВВП России составляла более 1,5% ВВП, и в том же году, по данным НИУ ВШЭ, общая численность занятых в этом секторе составляла около 15,5 млн человек — это если учитывать всех, и тех, для кого это была основная занятость (1,7 млн человек), и тех, кто использовал платформы для эпизодических или регулярных подработок. По данным Росстата за III квартал 2023 года, на регулярной основе 2,5 млн человек — то есть уже 3,4% всех занятых в стране — получали заказы через платформы.
Каждое поколение приходит в экономику со своими особенностями трудового поведения. В последние 25 лет развитие семимильными шагами культуры, искусства, образования привело к складыванию новых потребностей человека уже и в трудовой сфере. Свобода распоряжения собой, в том числе на работе, стала для многих важной ценностью наряду с уровнем вознаграждения — это с одной стороны. С другой — такая форма занятости иногда позволяет существенно повысить заработок. Это означает, что медианному работнику теперь важно как минимум самостоятельно планировать свое рабочее время, как максимум — самому задавать характеристики своего труда, его интенсивность, в том числе потому, что это позволяет получить дополнительный доход.
Здесь мы не говорим о собственно творческих профессиях — труд профессора или дизайнера может регулироваться стандартным трудовым договором, но быть свободным по своему содержанию.
Работа «от себя и на себя» была распространена и раньше — 100 лет назад в России это называлось «кустарь-одиночка». Однако есть огромная разница между сегодняшними и тогдашними самозанятыми. Сегодня это во многом дополнительная занятость, дополнительный заработок. Люди стремятся увеличить свой доход, как правило, чтобы преодолеть временный разрыв между потребностями и основным доходом. Типичные ситуации: молодая семья, где только родился ребенок и жена временно не работает; необходимость собрать средства на крупную покупку или на отпуск; подработка во время первого этапа профессиональной карьеры, когда работник получает небольшую зарплату. Другая, причем наиболее активно растущая группа самозанятых — это по-прежнему профессионалы, целиком посвятившие себя своему делу и получающие от него основной доход.
Чем был рынок самозанятых до появления платформ? Если оставить в стороне высоких профессионалов, предложение уникального творческого труда, то «радиус возможностей» каждого — от слесаря до тренера — ограничивался сарафанным радио. Работники оставались привязанными к местным клиентам и их кругу общения. Другая часть — «прикреплялась» к какому-то якорному клиенту. Это, с одной стороны, мешало самозанятому работнику при необходимости быстро увеличить свой доход или, наоборот, сократить рабочее время, с другой — ограничивало мотивацию к повышению качества работы.
Таким образом, платформы сформировали значительное социальное благо, сопоставимое с расширением доступного рынка на порядок или даже на два порядка. Получатели этого блага — не только вовлекаемые работники, но буквально все граждане и предприятия. Это значительный эффект масштаба для тех, у кого есть желание подработать или необходимость работать на себя, не имея при этом стартового капитала.
Время от времени встречаются мнения, что на платформе действуют «ее работники». Но платформа — это не работа через агентство и тем более не заемный труд. Речь идет о форме организации рынка, подобной фондовой или товарной бирже. Это рынок услуг самодеятельных, автономных работников — кто-то из них может объединиться в команды, бригады, организовывать кооперацию между собой. И главная, необходимая форма регулирования организованного рынка — это обеспечение полноты информации для всех его участников, гарантий равного доступа к платформе, в то же время избегая асимметрии информации и неблагоприятного отбора. Такая информация включает заявляемый платформой стандарт обслуживания, право рекламации и оценку качества услуг. В этой связи одна из возможных форм регулирования платформы — гарантии прозрачной работы заявленных платформой сервисов для клиентов: системы поиска, оценки (рейтингования) и пр. Наконец, поскольку платформа обеспечивает доступ к предоставлению услуг, для части услуг, оказание которых может ставить здоровье и жизнь клиента в зависимость от исполнителя, таких как пассажирские перевозки или даже часть косметологических сервисов, регулирование должно предотвратить случаи, когда исполнитель болен или сильно устал.
Конечно, интересы участников платформы и со стороны клиентов, и со стороны исполнителей сосредоточены в первую очередь на этом. И государство удовлетворяет эти интересы в своем регулировании. Вместе с тем наличие устойчивой и растущей группы работников, для которых платформенная занятость является основным или даже единственным источником дохода, ставит вопрос о регулировании собственно трудовых отношений в рамках платформы — независимо от того, что труд здесь является трудом самодеятельного, а не наемного работника. Речь идет о пенсии, медицинском и социальном страховании.