Победители Международной олимпиады по ИИ поступили в НИУ ВШЭ
В середине августа в Болгарии состоялся финал первой Международной олимпиады по искусственному интеллекту (IOAI) среди старшеклассников. Сборная России показала отличный результат: в научном туре команда завоевала золотые медали, в практическом — серебряные и оказалась первой по сумме баллов за оба тура. Два участника сборной в этом году стали студентами факультета компьютерных наук ВШЭ.
В финале конкурса сборная России встретилась со школьниками из 39 стран, включая Китай, Японию, Канаду, Швецию, Нидерланды, США и другие. За подготовку команды отвечал Центральный университет (ЦУ), созданный при поддержке Т-Банка.
Сейчас два участника российской команды — Никита Курлаев и Андрей Грицаев — первокурсники ФКН ВШЭ. Они рассказали «Вышке.Главное» об олимпиаде, поступлении в университет и планах на будущее.
Никита Курлаев
Об олимпиаде
— На наш опыт участия в олимпиаде сильно повлияло то, что в этом году она проводилась впервые. Это отличает ее от традиционных международных олимпиад (IMO, IOI и др.), у которых за десятки лет проведения сформировалось огромное международное сообщество, накопились задачи прошлых лет и опыт подготовки. Мы ехали на соревнования почти вслепую, не зная, какие там предложат задачи, насколько сильные соберутся участники, как проверяются решения и т.д. Для подготовки мы использовали официальные материалы, но их было явно недостаточно.
Многие команды, не завоевавшие медали, состояли из участников или кандидатов в сборные на IOI и IMO, крайне умных людей, не посвятивших достаточно времени изучению особенностей ML. Я уверен, что в следующем году участвовать в этой олимпиаде будет гораздо сложнее и интереснее.
При этом, безусловно, занять первое место оказалось сложно. Мы долго и старательно готовились, и нам пригодился многолетний олимпиадный бэкграунд, знание математики и информатики, опыт участия в перечневых олимпиадах и ВсОШ.
О машинном обучении
— Меня долгое время интересовало машинное обучение, но необходимые для изучения этой области навыки получил только к 10-му классу. Даже базовое понимание методов ML требует хорошего знания математики на уровне, превосходящем школьный. До этого ML казалось мне некоторой магией, и я безуспешно пытался играться с существующими моделями. Серьезно стал изучать машинное обучение уже в 10–11-м классах: читал статьи и книги по ML, делал небольшие проекты.
О Вышке
— Я решил, что ВШЭ подходит мне значительно больше, чем другие вузы. Это решение продиктовано многими факторами: ценностями университета, инфраструктурой кампуса, преподавательским составом, особенностями обучения, коллективом моего курса и т.д. Я вполне уверен, что пилотный поток программы ПМИ («Прикладная математика и информатика». — Ред.) на ФКН — лучший в России бакалавриат по Computer Science.
О своих планах
— В ближайшие четыре года я планирую сфокусироваться на получении образования. Вероятно, буду участвовать в студенческих соревнованиях или стажировках, но пока учеба является для меня первым приоритетом. После завершения ПМИ хочу продолжить обучение в магистратуре. Думаю, затем мне захочется заниматься наукой и исследованиями. Может быть, как раз в области ML. Сложно сказать, чем я буду интересоваться через несколько лет, поэтому на данный момент могу лишь описывать текущую область интересов, предполагая, что в ближайшие годы она не изменится.
Андрей Грицаев
Об олимпиаде
— Я захотел поучаствовать в олимпиаде из-за возможности посоревноваться в решении задач в интересующей меня сфере и пообщаться с умными ребятами из других стран.
Олимпиада состояла из двух этапов: научного и практического. В первом, научном туре мы решали задачи, имитирующие реальные научные исследования в области ИИ. Было три задачи по следующим направлениям: машинное обучение, обработка естественного языка и компьютерное зрение. В практическом туре мы занимались проведением экспериментов о поведении программного обеспечения ИИ: ChatGPT, DALL-E 2 и других.
Советы старшеклассникам
— Обратите внимание на Всероссийскую олимпиаду по искусственному интеллекту. Если человек хочет начать изучение машинного обучения с нуля, надо искать курсы. Возможно, в этом году будут вести подготовку к олимпиадам по ИИ на различных сборах, поэтому рекомендую следить за новостями олимпиадного движения.
О своих планах
— В ближайшие несколько лет я хочу заниматься исследовательской деятельностью, буду развиваться в этом направлении.
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.
Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине
Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.
Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ
Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.
Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»
В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.
С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.
Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений
В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.
Исследователи НИУ ВШЭ и Сбера добавят эмоций искусственному интеллекту
Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка разработали специальную систему, которая с помощью больших языковых моделей сделает искусственный интеллект (AI) более эмоциональным при общении с человеком. Синтезом AI-эмоций займутся набирающие популярность мультиагентные модели. Научная работа о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной совместной конференции по искусственному интеллекту — IJCAI 2024.
Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности
«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.
«Оставаться конкурентным специалистом без применения нейросетей может стать нелегкой задачей»
Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь и продолжают стремительно развиваться. Неудивительно, что все чаще возникает вопрос, сможет ли однажды искусственный интеллект полностью заменить специалистов. О перспективах лингвистики в эпоху нейросетей рассуждает Даниил Осипов, кандидат филологических наук, доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ.