Университет не должен закрываться от мира, который он исследует
Слева направо: Александр Повалко, Ярослав Кузьминов, Евгений Князев, Исак Фрумин |
Хотя в название конференции была вынесена тема университетских традиций, спектр обсуждавшихся вопросов намного шире — от академического развития до государственной политики в сфере образования. Вопросы, связанные с политикой, в основном обсуждались 26 сентября, в так называемый предварительный день конференции.
В России принято сетовать, что высшее образование может получить каждый желающий и что выпускники вузов не работают по специальности. Это не только российский, но и международный тренд. Саймон Марджинсон из Университета Мельбурна рассказал, что глобализация делает университеты в развитых странах все более доступными для граждан развивающих стран, а во всем мире растет количество выпускников университетов, никогда не работавших по специальности. Это касается и гуманитарной, и в значительной степени технической сферы.
Исследователи из самых разных стран отмечали, что около 75-80% возрастной когорты поступает в вузы, и российские исследователи оперируют такими же показателями. Несмотря на заметный рост числа студентов, например, в Финляндии и Норвегии, попытки пересмотреть принцип бесплатности высшего образования не встречают понимания у публики, поскольку образование воспринимается как благо, на котором основано общество равных возможностей. Вуз не только занимается образовательной и исследовательской деятельностью, но и выполняет функцию служения обществу.
Тема взаимодействия вуза и общества стала ключевой на круглом столе «Университет в городе». Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов обозначил две возможные модели развития университета: замкнутый кампус, «варящийся в собственном соку», и распределенная структура, открытая для взаимодействия с окружающим городским пространством.
Несмотря на заметный рост числа студентов, например, в Финляндии и Норвегии, попытки пересмотреть принцип бесплатности высшего образования не встречают понимания у публики, поскольку образование воспринимается как благо, на котором основано общество равных возможностей. Вуз не только занимается образовательной и исследовательской деятельностью, но и выполняет функцию служения обществу.
На круглом столе было поставлено три ключевых вопроса: в какой мере университет и город должны быть открыты друг другу; как различаются с этой точки зрения вузы технической, гуманитарной и общественно-экономической направленности; как сделать взаимодействие университета и города более эффективным. Директор по корпоративным проектам ВШЭ Валерия Касамара рассказала об открытых лекциях университета, которые каждый четверг с этой недели начали проходить в музеях Москвы. Публичные лекции Вышки уже проходили летом в Парке имени Горького, и это позитивно сказалось на имидже университета — так, окончательно развеялись мифы о ВШЭ как о «частном платном вузе».
Несмотря на это, вузы мечтают о собственных кампусах — об этом, в частности, говорили представители Томского государственного университета и Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Но, как отметил вице-президент Фонда «Сколково» Олег Алексеев, если технический вуз еще может существовать в обособленном кампусе, то гуманитарный или социально-экономический университет не должен закрываться от мира, который он исследует.
На семинаре «Российский мастер-план для высшего образования», в котором принял участие замминистра образования и науки РФ Александр Повалко, выступили зарубежные эксперты — из Калифорнийского университета, Ланкастерского университета и Университета Гонконга, рассказавшие о недавней истории реформ высшей школы в своих странах. Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал о советском опыте дифференциации вузов и возможном сценарии развития российского высшего образования (подробнее эта проблематика рассмотрена в статье Ярослава Кузьминова, Исака Фрумина и Дмитрия Семенова «Незавершенный переход: от госплана — к мастер плану»). США, Великобритания и Китай в определенном смысле прошли тот путь, который предстоит преодолеть России, а значит, зарубежный опыт планирования развития для нас особенно важен.
Екатерина Рылько, Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.
Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования
В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».