Образовательное пространство будущего: диалог России и Узбекистана
24–25 июня во Владивостоке на площадке Дальневосточного федерального университета прошел IV Российско-узбекский образовательный форум «Образовательное пространство будущего: новые компетенции, инновации, технологии». Здесь обсуждались вопросы подготовки кадров, использования передовых технологий в образовании и медицине, цифровизации образовательного процесса и управления образованием. Форум собрал руководителей российских и узбекских вузов, сотрудников профильных ведомств и научно-образовательных учреждений, среди которых были и представители НИУ ВШЭ.
Участников приветствовал замглавы Минобрнауки России Константин Могилевский. «В практической работе с узбекскими коллегами исходим из того, что совместные программы и проекты должны быть ориентированы прежде всего на содействие совершенствованию систем образования и реализацию государственных приоритетов научно-технологического развития, решение социально-экономических задач регионов России и Узбекистана», — отметил он.
На панельной сессии, посвященной цифровизации и искусственному интеллекту для трансформации высшего образования, обсуждались ключевые вопросы применения технологий в образовательном процессе. О том, как ИИ-сервисы разрабатываются и внедряются в образовательный процесс НИУ ВШЭ, рассказала Анна Козырева, директор проектного офиса Центра искусственного интеллекта ВШЭ. Она подчеркнула, что ИИ представляет собой мощный инструмент для повышения эффективности обучения, способствующий развитию творчества и инноваций. Однако, по ее мнению, в использовании ИИ существуют ограничения в части этических аспектов, поэтому необходимы дальнейшие исследования и разработки в этой области.
«Университеты играют ключевую роль в развитии искусственного интеллекта, так как именно они готовят специалистов, создают новые технологии и научные школы. Обмен опытом и знаниями между университетами разных стран крайне важен для успешного развития этой области. Мы должны объединить усилия, чтобы создать сильное и конкурентоспособное сообщество исследователей и разработчиков в сфере искусственного интеллекта».
Развитие креативных индустрий стало приоритетом как для России, так и для Узбекистана. Творческие люди — ядро креативной экономики. Панельная сессия «Образование и креативная индустрия: формирование экономики будущего» определила основы сотрудничества России и Узбекистана в вопросах подготовки кадров, развития сетевых образовательных программ и совместных проектов в креативной сфере. Татьяна Абанкина, научный руководитель Института развития креативных индустрий ВШЭ, выступила на сессии с предложениями, вызвавшими большой интерес узбекских коллег. Среди представленных разработок — платформа «Креативный город», позволяющая объединить образовательные инициативы, креативные проекты и творческих людей, а также цифровая платформа конкурсов «Гений места», образовательные программы бакалавриата (офлайн) и магистратуры (онлайн) «Управление в креативных индустриях». Узбекские руководители Министерства туризма и культурного наследия заинтересовались разработанной НИУ ВШЭ методологией и практикой оценки креативного потенциала регионов страны. На форуме были установлены прямые контакты НИУ ВШЭ с руководителями университетов, научных институтов, Центром поддержки молодежного предпринимательства Узбекистана для развития сотрудничества.
По мнению Миланы Илюшиной, заведующей кафедрой ближневосточных и африканских исследований Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, на форуме был продемонстрирован огромный потенциал университетов России и Узбекистана в самых перспективных сферах развития науки и образования.
«Институт востоковедения и африканистики в Санкт-Петербурге обсуждает сотрудничество с коллегами из Узбекистана по широкому спектру направлений — от изучения средневекового рукописного наследия до вопросов международных отношений и стратегического партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Особенный интерес для современных востоковедных исследований представляют методы и средства искусственного интеллекта. Востоковеды НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге стремятся к освоению методик использования современных платформ ИИ в образовательном и научном процессах».