В Вышке впервые начнется подготовка магистров химических наук
В 2023 году на факультете химии НИУ ВШЭ открывается первая магистерская программа «Химия молекулярных систем и материалов». Половина учебного времени будет отведена на выполнение научных проектов в области современных фундаментальных и прикладных исследований в рамках тематики пяти базовых институтов РАН. Подробнее о программе рассказал ее академический руководитель, доцент базовой кафедры органической химии Института органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН Дмитрий Ройтерштейн.
— Дмитрий Михайлович, факультет химии в Вышке существует уже четыре года. Почему магистерскую программу решили открыть именно сейчас?
— Ответ на этот вопрос очевиден. Первый набор в бакалавриат на факультете химии состоялся в 2019 году, и в 2023 году его первые выпускники получат дипломы. Открывая магистратуру, мы даем им возможность пройти конкурс и сразу продолжить образование в области химических наук в НИУ ВШЭ. При этом, конечно, магистратура будет открыта и для выпускников других вузов.
Дмитрий Ройтерштейн
Напомню, что главной задачей факультета химии в Вышке изначально была и остается подготовка кадров для академической науки — чтобы наши выпускники приходили в институты уже готовыми к научной деятельности. И хотя наши бакалавры с первого курса занимаются научной работой (есть впечатляющие результаты), получаемая квалификация формально не позволяет им быть научными сотрудниками. Другое дело — магистратура. Это естественная надстройка над бакалавриатом, которая дает возможность студентам получить более узкую специализацию в выбранной научной области.
— Как будет построено обучение в магистратуре? Какие формы работы приоритетны?
— Два года назад в Высшей школе экономики был утвержден новый образовательный стандарт магистратуры, главная особенность которого — гарантия индивидуального подхода к каждому студенту благодаря колоссальной гибкости подготовки. Магистерская программа будет состоять из пяти модулей: ключевые семинары, практический модуль, профессиональный модуль (major), дополнительный модуль МАГОЛЕГО и итоговая аттестация, включающая защиту выпускной квалификационной работы.
Основа обучения в нашей магистратуре — это ключевые семинары, каждым из которых руководит преподаватель, он же научный сотрудник одного из базовых институтов РАН. Руководитель семинара будет помогать студенту в корректировке выбранного им направления, если такая необходимость возникнет, и консультировать по тем вопросам, где недостаточно научного руководителя.
Предполагается, что на семинарах студенты будут, в частности, обсуждать научные работы друг друга. Это исключительно важно, потом что одно дело, когда студент видит достижения доктора наук, который на сорок лет его старше, и совсем другое — когда научные результаты демонстрирует его ровесник.
Вести исследования студенты магистратуры будут как в Вышке, так и на площадках наших партнеров — институтов РАН. Современный тренд химических магистратур во всем мире — увеличение доли исследовательской составляющей за пределами аудитории. Отдельные программы даже предполагают получение степени Master of Science только по результатам двухлетнего научного исследования.
— Название магистерской программы — «Химия молекулярных систем и материалов». Почему выбрана именно такая формулировка? У ваших коллег с факультета физики магистерская программа называется просто «Физика».
— Название программы охватывает очень широкую тематику, позволяющую учесть интересы всех пяти наших институтов-партнеров. Фактически это все области современной химической науки, за исключением, например, биохимии.
— Каким разделам химии будут посвящены ключевые семинары?
— В число ключевых семинаров входят научно-исследовательские семинары по выбору. Наши студенты смогут выбирать из трех таких семинаров в рамках своей индивидуальной образовательной траектории: по неорганической химии и материаловедению, органической и элементоорганической химии, химической инженерии.
Первый семинар ориентирован на Институт общей и неорганической химии и Институт нефтехимического синтеза, второй — на Институт органической химии, Институт элементоорганических соединений и Институт нефтехимического синтеза, третий — на Федеральный исследовательский центр проблем химической физики и медицинской химии РАН. Интерес к тематике второго и третьего семинара также проявила одна из крупнейших нефтегазохимических компаний, мы с ней ведем переговоры о сотрудничестве.
— Магистерская программа ориентирована на подготовку кадров для науки. А возможность получить необходимые компетенции для работы, скажем, в химической промышленности у студентов остается?
— Да, мы это учитываем.
Очевидно, что кто-то из студентов за время обучения поймет, что ему лучше работать не в научных институтах, а в подразделениях государственных корпораций и высокотехнологичных компаний, отвечающих за НИОКР, в R&D-центрах наукоемкого бизнеса в сфере химической и нефтехимической промышленности. Там налицо дефицит кадров, и к нам обращаются их представители с просьбой порекомендовать сотрудников, в том числе на руководящие позиции.
— Охарактеризуйте ключевых преподавателей программы.
— К преподаванию и научному руководству исследовательской частью программы мы пригласили ученых-химиков, известных в мировом научном и экспертном сообществе. Сама идеология факультета заключается в том, что все преподаватели — действующие ученые, она заложена в бакалавриате и будет продолжена в магистратуре.
Если же говорить о конкретных преподавателях, я бы назвал в первую очередь молодых коллег, надеюсь, на меня не обидятся те, кто постарше. Это, например, Иван Вячеславович Ананьев — сотрудник Института элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова и Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова. Он занимается структурой химических соединений, изучает разнообразные новые проявления химической связи, сейчас пишет докторскую диссертацию. Три года подряд студенты выбирают его лучшим преподавателем.
Денис Александрович Чусов, уже защитивший докторскую диссертацию, заведует базовой кафедрой Института элементоорганических соединений и лабораторией в этом институте. Он специализируется в области катализа и каталитического восстановления органических соединений без использования классических восстановителей.
Леонид Леонидович Ферштат — профессор базовой кафедры Института органической химии им. Н.Д. Зелинского, он работает в области химии азотсодержащих соединений, в том числе биологически активных.
Мне приятно о них рассказывать: все трое в разные годы были моими студентами в Высшем химическом колледже РАН, сотрудники которого позже стали основными организаторами факультета химии в НИУ ВШЭ. А вообще на факультете сейчас представлены три поколения российских химиков. Один из курсов в бакалавриате я веду вместе с Дмитрием Анатольевичем Леменовским, заслуженным профессором МГУ, у которого я сам учился, и Иваном Вячеславовичем Ананьевым, который учился у меня.
— Можно ли говорить о растущем спросе на выпускников химической магистратуры с учетом тренда на обеспечение технологического суверенитета страны?
— Конечно, перед нашими выпускниками открываются огромные перспективы и в науке, и в технологиях, и в наукоемком бизнесе. В стране активно развивается глубокая переработка нефти, и для нее не хватает научной базы. Нужно развивать органическую химию для создания лекарств и вакцин, неорганическую — для создания новых материалов, например в области электроники и оптики. Вообще, новые материалы — это новый виток развития человечества, на котором мы сейчас находимся: скажем, еще десять лет назад углеволокно было экзотикой, а сейчас из него делают бамперы для автомобилей.
В 1990-е ученым-химикам было выгодно ездить на заработки за границу, а сейчас можно заработать и в России, тем более что любой переезд требует затрат. И молодой активный научный сотрудник, окончив магистратуру, может получать не только достойную зарплату, но и гранты на исследования, в том числе в рамках программ поддержки молодежи.
— Будет ли возможность у ваших выпускников продолжить исследовательскую работу в Вышке?
— У нас на факультете уже работает аспирантская школа по химии, и мы планируем выйти на единый трек обучения «магистратура — аспирантура». Аспирантура — это хотя и необязательное, но естественное продолжение карьеры.
Открытие нашей магистерской программы — это важный элемент непрерывного химического образования, которого раньше нам не хватало. Теперь в Вышке есть бакалавриат, магистратура и аспирантура по химии, мы также взаимодействуем с Лицеем НИУ ВШЭ, где открыто направление «Естественные науки». Так что, начиная углубленно изучать химию в лицее, в идеале можно дойти до аспирантуры.
— Вы сказали, что магистерская программа будет открыта и для выпускников других вузов. Какие условия планируется создать для выравнивания уровня их подготовки с выпускниками бакалавриата Вышки?
— Разрабатывая магистерскую программу, мы, конечно, учитывали то, что читаем в бакалавриате (а там мы читаем и такие курсы, которых в других вузах нет). Для выпускников других вузов будет предусмотрен блок общефакультетских курсов по выбору, и каждый сможет выбрать то, что ему нужно. Мы заботимся о том, чтобы в этом блоке были не только курсы для продвинутых студентов, но и курсы попроще, которые помогут компенсировать пробелы.
Сегодня студенты химических бакалавриатов разных московских вузов ведут научную работу в институтах Российской академии наук, и наша магистерская программа должна быть привлекательной в первую очередь для них. Формально мы отводим на научную работу студентов половину кредитов, в реальности будет даже больше, так что по окончании магистратуры успешные выпускники будут иметь комплект публикаций для кандидатской диссертации.
На следующий день после того, как на портале НИУ ВШЭ появилась страница нашей магистерской программы, я получил письмо от студентки 4-го курса РХТУ им. Менделеева. Она написала, что хочет у нас учиться, и сразу приложила свое портфолио. С тех пор подобные обращения мы получаем регулярно.
— До вступительных экзаменов осталось полгода. Что можно сделать будущему абитуриенту, чтобы увеличить свои шансы?
— Мы подробно прописали требования к портфолио, и одно из них — привилегии для дипломантов разнообразных конкурсов, в том числе олимпиады «Я — профессионал», конференции «Ломоносов», Всероссийского Менделеевского конкурса, вышкинского конкурса НИРС. В них стоит участвовать, потому что диплом такого конкурса — это максимальный балл за портфолио, то есть фактически гарантированное поступление. Еще можно успеть до начала вступительной кампании опубликовать свои научные результаты и тоже включить публикацию в портфолио.