Как трансформируется система волжских городов, узнали на полевой практике географы Вышки
Студенты 2-го курса образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» НИУ ВШЭ за 20 дней преодолели 4000 км по классическому меридиональному маршруту. Они заглянули за край мира и увидели слонов и черепаху, доехали до города Чердынь на севере Пермского края, за которым тайга и белые медведи, а дальше двигались на юг в Волжскую дельту к лотосам и дыханию Персии. Между этими двумя экстремумами они исследовали ключевой объект русской жизни в целом — Волгу и волжское древо.
Во время общественно-географической практики 2-го курса студенты овладели набором методов, специфичных для общественно-географической дисциплины. Это крайне широкая палитра, которая включает как социологические методы (глубинное интервью, включенное наблюдение), так и методы с дискурс-анализом, что ближе к политическим наукам. Это и отчасти методы пространственной экономики, связанные с размещением предприятий, с анализом транспорта. С одной стороны, данные методы специфичны для географии, с другой — это методы общественных наук, но с неким прицелом на пространственную, реальную дифференциацию, которая позволяет уловить территориальную специфичность изучаемых объектов.
Важная цель полевой практики — не только овладеть методами, но и отточить географическое мышление: особый взгляд на мир, который прививается через наблюдение и рефлексию. Студенты учились замечать территориальную дифференциацию, анализировать ее и в любом объекте видеть его территориальную специфичность.
Руслан Дохов
«До революции Волга — ключевой объект русской жизни. Все центрировано на Волгу, она — главная транспортная артерия, — рассказал старший преподаватель факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, руководитель практики Руслан Дохов. — Это главный стержень русской жизни. Любое географическое описание, более того, любой ключевой роман о России либо начинается на Волге, либо как-то с ней связан. Все вертится вокруг этой ключевой оси».
Практика состояла из двух частей — городские стационарные исследования и маршрутные задания. Городские стационарные исследования обычно проходят в большом городе, поэтому студенты останавливаются там на несколько дней и благодаря этому могут детально разобраться с тем, что он собой представляет, и практиковать конкретные методы. В рамках практики такие остановки были трижды: в Перми, Самаре и Астрахани.
В рамках маршрутных заданий студенты разбивались на несколько групп и вели непрерывные наблюдения, каждые 10 км фиксируя некие ключевые параметры по конкретной теме. Кроме того, они вели дневник. Каждый день вечером студенты и преподаватели вместе обсуждали как собственно полевой материал, территориальное разнообразие или то, что они делали в городе, так и методы, то есть что видели, чего не видели и что это в итоге означает. Таким образом студенты учились читать общество по ландшафту, понимать, как общество влияет на окружающую среду.
Петр Гонюхов, ОП «География глобальных изменений и геоинформационные технологии», 3-й курс
Практика по направлению общественной географии подкупила меня длинным маршрутом. За три недели мы проехали более 4000 км от Перми до Астрахани. До этого я мало путешествовал по России, так что эта поездка открыла мне глаза на то, как многогранна и уникальна на самом деле наша страна.
Каждый день на практике проходил насыщенно. Мы ездили в сельскую местность и общались там с главой местного городского округа, гуляли по городским центрам и окраинам. По пути из одной точки в другую вели наблюдения за тем, как меняется культурный ландшафт территории. Задания были максимально разнообразными — от прогулок по городу без карты и последующего осмысления маршрута до ежечасных наблюдений за конкретной улицей, от изучения туристической инфраструктуры до рассмотрения этнической составляющей поселений. Так мы получили комплексный взгляд на территорию.
«За время практики студенты понимают, что территория сплошная, в ней нет пустого, нет пустоты, — объясняет Руслан Дохов. — Всякое место осмысленное, имеет свою функцию, создано людьми для людей. Даже если в этот момент здесь нет непосредственно человека, это пространство, откуда люди ушли. Это невероятная контрастность, когда вы пересекаете невидимую границу на физико-географической карте. Там одинаковые физико-географические условия, но при этом состояние территорий разнится колоссальным образом, очень сильный контраст в состоянии».
Итогом поездки стал трехтомный отчет студентов и географический дневник, который можно найти здесь. Каждый день один из участников практики собирал собственные материалы и опрашивал товарищей: что происходило на протяжении дня, что видели, чем занимались, что наблюдали, что в этом оригинального или типичного в контексте всего пройденного маршрута.
3 декабря состоится день открытых дверей на образовательной программе «География глобальных изменений и геоинформационные технологии». Сотрудники, преподаватели и студенты программы расскажут о поступлении и обучении на программе.
Вам также может быть интересно:
Проект «Школа мечты»: от путешествий по регионам к проектам внутри регионов
Студенты — участники студенческой экспедиции «Школа мечты» проекта «Открываем Россию заново» завершили свое образовательное путешествие блестящей защитой дизайн-проектов для школы №22 в подмосковном Королеве и Скоробогатовской школы из Нижегородской области. Организаторами федерального проекта выступают президентская платформа «Россия — страна возможностей», Высшая школа экономики и АНО «Больше, чем путешествие».
Проект «Открываем Россию заново»: сезон-2022 завершен!
14 декабря в стенах Вышки состоялся финал сезона-2022 проекта студенческих экспедиций «Открываем Россию заново». На церемонию, в рамках которой прошла также панельная сессия на тему «Ключевые события и итоги сезона», собрались студенты, их наставники и партнеры проекта. День завершился серией лекций и семинаров об истории проекта, организации и проведении экспедиций и образовательном подходе «обучение служением».
Подведены первые итоги студенческих экспедиций проекта «Открываем Россию заново» для регионов Северного Кавказа
АО «КАВКАЗ.РФ» подвело первые итоги студенческих экспедиций проекта «Открываем Россию заново» по республикам Северо-Кавказского федерального округа, организованных совместно с НИУ ВШЭ и АНО «Россия — страна возможностей». По итогам трех экспедиций студенты подготовили имиджевые ролики о шести республиках СКФО, разработали концепцию брендинга дагестанских ковров и новый турмаршрут по Северной Осетии — Алании.
«Самое яркое впечатление — это люди»: студенты Вышки и БФУ побывали в экспедиции в Калининграде
Калининградская область до недавнего времени реализовывала немало совместных программ со странами ЕС, но сегодня из-за санкций они свернуты. Кроме того, возникли сложности с транзитом грузов в российский полуэксклав. Как регион учится жить в новых условиях, изучали участники завершившейся недавно совместной студенческой экспедиции Высшей школы экономики и Балтийского федерального университета им. И. Канта.
НИУ ВШЭ и «Кавказ.РФ» будут вместе развивать потенциал Северного Кавказа
Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов и генеральный директор «Кавказ.РФ» Хасан Тимижев подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны договорились совместными усилиями создавать возможности для самореализации студентов Северного Кавказа, вовлекать молодежь в развитие региона, в том числе с помощью общероссийского проекта студенческих экспедиций «Открываем Россию заново».
Архитектура, туризм и металлургия Урала: студенты ФГРР ВШЭ вернулись с полевой практики
Каждый год студенты ОП «Городское планирование» факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ, окончившие 2-й курс, отправляются на полевую практику в разные регионы России. Они знакомятся с городами, учатся выявлять в них типичное и уникальное, применять методики сбора первичных данных. В этом июле практика ФГРР проходила в уральских городах.
Проект «Открываем Россию заново» присоединился к платформе «Россия — страна возможностей»
Программа студенческих экспедиций «Открываем Россию заново», созданная и реализуемая Вышкой с 2017 года, выходит на новый, межуниверситетский уровень при поддержке АНО «Россия — страна возможностей». В 2022 году будет проведено порядка 50 экспедиций в социальной и культурной сферах, а также в сферах образования, экологии, урбанистики, технологий и развития территорий.
«Дети в Башкирии умеют стрелять из лука, имамы хранят древние книги, люди берегут культуру»
12 дней путешествовали по республике Башкортостан студенты и преподаватели Школы востоковедения ВШЭ. Поездка была организована в рамках проекта «Открываем Россию заново». О погружении в российский ислам участники рассказали новостной службе портала.