«Мы искали по-настоящему трудный кейс. А он получился еще сложнее»
На бакалаврской программе «Маркетинг и рыночная аналитика» Высшей школы бизнеса ВШЭ преподавание дисциплины «Проектный семинар» реализуется в формате, позволяющем усилить практическую составляющую программы. В конце июня студенты 3-го курса в рамках проектного семинара представили курсовые работы жюри, в состав которого вошли представители компаний ВТБ, «Лента», «Тинькофф», ООО «Бизнес Эвордс», агентства Media Direction Group, Group4Media, группы компаний «Родная речь».
Основная цель проектного семинара — помочь студентам подготовиться к успешному старту карьеры, а также научить быстро и эффективно решать реальные задачи бизнеса. Александр Лебедев, академический руководитель образовательной программы «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса ВШЭ и вдохновитель проектного семинара, рассказал, что данное мероприятие реализуется уже второй год. Ранее оно было ориентировано только на студентов магистратуры, но в этом году произошло расширение и на бакалавриат.
«Мы соединяем лучших с лучшими, — говорит Александр Лебедев. — Проекты, созданные для обучения маркетологов, требуют широты применяемой экспертизы. Отличительной особенностью проектного семинара является актуальность бизнес-задач, решаемых капитанами бизнеса, среди них: расширение базы мобильного оператора, совершенствование программы лояльности ритейлера, поддержка запуска новых фильмов. Необходимо отметить, что за последние месяцы значимо изменились внешние условия. Планирование результатов полгода назад отличалось от сегодня, однако благодаря совместной работе студентов, преподавателей и бизнес-партнеров мы смогли адаптироваться под новые реалии, прокачать важное качество современного менеджера — умение адаптироваться под новые реалии». В таких условиях не столь важно, кто занял какое место, гораздо важнее, что студенты получили практический опыт и важную строчку в личное портфолио, отмечает Александр Лебедев.
Алина Хабирова, студентка 3-го курса бакалаврской программы «Маркетинг и рыночная аналитика», рассказала, что впервые столкнулась с форматом проектного семинара: «Ранее в курсовых проектах такого не было. К нам приходили реальные компании, но не было конкурсов, жюри, награждений. Это очень мотивирует! Хотелось бы больше проектов в таком формате». Вместе с командой Алина придумала стратегию развития HR-бренда для медиахолдинга Group4Media. «Была классная компания, интересный кейс, так что мы все сделали от души, много сил вложили в проект», — комментирует она.
Луиза Синкина, студентка 3-го курса бакалаврской программы «Маркетинг и рыночная аналитика», вместе с командой работала над проектом «Тинькофф Мобайл». Они предложили новую сегментацию, продумали все рекламные креативы, инструменты продвижения, а также провели анализ конкурентов, узнали текущее положение «Тинькофф Мобайл» на рынке среди клиентов. «Было интересно работать с представителями компаний, — говорит Луиза, — получить от них реальную информацию по бизнесу, ключевые цифры и гипотезы, которые помогли нам при разработке решения кейса».
У Дарьи Орловой, третьекурсницы бакалаврской программы «Маркетинг и рыночная аналитика», которая работала с командой над кейсом ВТБ, уже был опыт участия в проектных семинарах. «Проект с ВТБ мы реализовывали в такое непростое турбулентное время, множество перемен произошло только за время работы над ним. Но мы старались эффективно адаптировать свои решения, чтобы они показывали наш профессионализм. Я могу сказать, это очень позитивный и продуктивный опыт», — рассказала Дарья.
И результаты этого опыта превзошли все ожидания, считает Ирина Романова, исполнительный директор агентства PHD (входит в Media Direction Group). «Студенты НИУ ВШЭ представили идеальный уровень подготовки защиты своих проектов, демонстрируя отличные знания в области маркетинга, — подчеркнула она. — У ребят была сложная задача – распланировать стратегию в ситуации полной неопределенности, проанализировать, как будет развиваться рынок, экономика и потребитель. С одной стороны, это вызов, с другой – возможность перенять навыки от ведущих экспертов в индустрии. Мы с коллегами были вовлечены в проект не меньше ребят и старались дать как можно больше полезной информации. Такие инициативы очень ценны: студенты могут начать карьерный трек, а агентства – пригласить на стажировки лучших кандидатов».
«Ребята просто молодцы. Они использовали полученные на программе знания, это было видно, — отметил Дмитрий Музыченко, директор по стратегии и инновациям ООО «Бизнес Эвордс». — Но параллельно с этим я увидел огромное количество работы, выполненной ими по собственной инициативе: анализ, использование различных интересных способов конкурентного сравнения». Студенты погрузились в повестку сегодняшнего дня, подчеркнул Дмитрий Музыченко, увидели, что изменилось даже за последние 2–3 недели, сделали несколько вариантов развития событий на случай дальнейших изменений в экономике. «Ребята сделали хорошую практическую работу», — оценил эксперт.
Ирина Коткина, менеджер по внутренним коммуникациям группы компаний «Родная речь», отметила, что задачи, поставленные перед студентами в ходе проектного семинара, оказались очень сложными. «Когда мы выбирали кейс, мы искали по-настоящему трудный. К сожалению, он получился еще сложнее, потому что в связи с февральскими событиями все изменилось на рынке, — объяснила эксперт. — Изначально у нас был бриф на то, чтобы вернуть людей в кинотеатры после ковид-ограничений, потом он, естественно, изменился. Студенты придумывали что-то новое, необычное. Здесь важно было согласовать новую реальность с тем, как вернуть людей в кинотеатры». Она также подчеркнула важность проектного семинара для обучения студентов. «Важно, чтобы ребята учились на реальных бизнес-планах, а не выдуманных, — это практика, которая им облегчит дальнейшую карьеру», — сказала Ирина Коткина.
Валерий Русанов, директор по коммерческой эффективности компании «Лента», высоко оценил студенческие проекты: «В каждой работе есть идеи, которые мы записали и будем тестировать». Он отметил и качество проведенных презентаций: уровень подготовки, заинтересованность, мотивацию участников. «У каждой команды было какое-то зерно, своя идея. Я уверен, такие мероприятия важны для студентов и для компаний, потому что для первых это возможность себя показать в профессиональной бизнесовой среде, протестировать реальные бизнес-задачи, а для вторых — посмотреть на ребят, чтобы потенциально рассматривать кого-то к себе в команду», — сказал Валерий Русанов.
Несмотря на турбулентность прогнозов, все участники проектного семинара подтвердили важность этого формата и выразили надежду о расширении сотрудничества между магистратурой и бакалавриатом в следующем учебном году.
Вам также может быть интересно:
В МИЭМ прошла постерная сессия проектов старшекурсников
В 2018 году МИЭМ стал первым подразделением Вышки, официально внедрившим проектную деятельность в учебный план. В системе, при которой в сентябре студенты выбирают проект, а в мае-июне представляют экспертному жюри готовые разработки, январская постерная сессия является точкой промежуточной отчетности.
Выжигая Дарта Вейдера на оргстекле: в Вышке открылась лаборатория для инноваций
В мастерской инноваций, появившейся в МИЭМ, есть все необходимое оборудование для создания инженерного проекта — от станков с числовым программным управлением (ЧПУ) до паяльной станции. А еще в этой лаборатории можно заниматься творчеством. Экскурсию для новостной службы портала провели руководители мастерской Владимир Беланов и Александр Семион.
НИУ ВШЭ впервые проведет кейс-чемпионат для школьников
16 декабря началась регистрация на Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству. Это новое командное состязание, которое проводит НИУ ВШЭ для учеников 9-11 классов и студентов профессиональных колледжей. Генеральные партнеры кейс-чемпионата — Минэкономразвития России и McKinsey & Company. Заявки принимаются до 10 марта.
Студентки МИЭМ придумали «умное МРТ-одеяло»
Разработка была представлена в Научно-технологическом университете «Сириус» в Сочи и заняла первое место на хакатоне по современным проблемам физической науки и индустрии. Соревнование проходило в формате кейс-чемпионата: в течение дня 15 студенческих команд должны были выбрать тему, изучить рынок, разработать концепцию и предложить прототип своего электронного прибора.
Техношоу МИЭМ: от учебы к изобретениям
10 июня в МИЭМ развернули инженерный шоу-рум. Его гости смогли увидеть и испытать лучшие изобретения, придуманные студентами в рамках учебной программы и доведенные ими до действующих прототипов.
Робот вместо курсовой: четыре инженерных проекта студентов Вышки
С этого учебного года в образовательные программы МИЭМ официально внедрена проектная деятельность. Так что нынешние третьекурсники конструировали, паяли или кодили в условиях, максимально приближенных к рабочим. По итогам защиты проектов 10 июня пройдет первое в истории университета Техношоу.
«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»
Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.
Студенты бакалавриата займутся проектной работой
С нового учебного года одним из основных элементов обучения в бакалавриате ВШЭ становится проектная деятельность. К ней будут привлечены все бакалавры, поступившие в университет начиная с 2014 года. Участие в проектах позволит студентам не только проверить в реальном деле свои знания, полученные во время освоения дисциплин, но и сформировать так называемые «мягкие навыки», soft skills, необходимые для успешной работы.
Мораль и право: драма столкновений
3 февраля в ГУ-ВШЭ состоялось заседание кейс-клуба факультета права, на котором студенты обсудили одно из последних решений Верховного суда США — о допустимости необоснованного ареста.
Дело нешуточное, марихуаной попахивает
20 января в ГУ-ВШЭ состоялось заседание кейс-клуба факультета права, на котором студенты провели дебаты по делу Верховного суда США о нарушении свободы слова некоего Фредерика, ученика средней школы на Аляске. Дело могло бы показаться несерьезным, если бы не затрагивало нешуточные общественные проблемы.