«Проблемы с логистикой, рост цен — без грамотного анализа тут никуда»
Рената Закирова — выпускница факультета фундаментальной медицины МГУ им. Ломоносова по специальности «лечебное дело», а ныне студентка программы Master of Business Analytics НИУ ВШЭ. Почему ее выбор пал на онлайн-магистратуру Вышки и в чем сходство постановки диагноза пациенту с оценкой рынка акций, она рассказала новостной службе портала.
Англоязычная онлайн-программа «Магистр аналитики бизнеса» факультета экономических наук предлагает актуальные концепции и методы анализа бизнеса с интеграцией данных о финансовых и нефинансовых формах капитала. Синтез традиционных метрик и новых критериев оценки успешности организации отвечает целям устойчивого развития, зеленого финансирования и учитывает критическую роль интеллектуальных ресурсов в конкуренции. Отдельное внимание в программе уделено инструментам анализа и интерпретации бизнес-данных, современным инструментам и языкам программирования. Программа сконцентрирована вокруг новых профессиональных треков ближайшего будущего и предлагает две специализации: «Аналитика бизнес-решений на основе стоимости» и «Стратегическая отчетность бизнеса».
Рената Закирова
— Рената, в чем вы видите преимущества выбранной программы?
— Высшая школа экономики имеет впечатляющую репутацию в области подготовки специалистов в своей сфере. Будучи достаточно амбициозной, я не рассматривала иные учебные заведения для дальнейшего обучения. Магистратура привлекла новаторским онлайн-форматом, ведь возможность сочетать далеко не простую учебную программу с работой и семейной жизнью — задача не из легких. Грамотно распоряжаться временным и человеческим ресурсом — один из ключевых навыков, который можно приобрести в процессе обучения. Онлайн-формат дисциплинирует и дает свободу выбора: каждый студент самостоятельно определяет, когда и какому предмету уделить больше внимания, а когда можно больше времени провести с семьей. И это действительно делает возможным сохранение грамотного work-life-баланса, что очень актуально для меня и моих однокурсников, большая часть которых — взрослые состоявшиеся люди с семьями, детьми и завалом на работе. Помимо онлайн-формата, меня порадовало контентное наполнение программы: нет бизнес-сфер, которые бы мы так или иначе не затронули.
— Какие дисциплины мотивировали вас к поступлению на программу?
— С моим медицинском бэкграундом все дисциплины были в новинку. Именно поэтому программа привлекла всеобъемлющим охватом, позволяющим изучить много направлений. Возможность выбора дополнительных предметов и элективов помогает углубиться в определенную сферу. Когда в процессе обучения детально разбираешь все этапы становления компаний — от запуска перспективного стартапа до ликвидации корпорации, — структура знаний сразу формируется значительно лучше. Бесполезных предметов просто не было.
— Как вы оцениваете коммуникацию с экспертами программы?
— Наши профессора, люди деловые и занятые, умудряются окружить студентов вниманием и ответить на все, порой даже самые банальные и глупые вопросы. Наш академический руководитель Ирина Васильевна Ивашковская регулярно проводит с нами зум-встречи, где мы обсуждаем все важные моменты. Чувствуется, что профессора искренне болеют работой, стремятся сделать лучше нашу новую программу и, безусловно, следят за успехами студентов: когда надо — пожурят, когда надо — похвалят. Думаю, помимо экспертного опыта в анализе бизнес-сферы, мы однозначно можем перенять у них и главные человеческие качества.
Выпускники онлайн-программы «Магистр аналитики бизнеса» получат диплом магистра финансов с концентрацией на аналитике бизнеса, поэтому в учебном плане есть обязательные для финансистов дисциплины (Finance Theory, Macroeconomics, Econometrics, Financial Markets and Instruments, Corporate Finance, International Financial Reporting и т.д.) и дисциплины, разработанные под специфику программы (Valuation and Value Based Management, Python, Strategic Managerial Accounting, Public Non-financial Reporting и т.д.) с учетом международной экспертизы. Студента ожидают 11 курсов по выбору, из которых можно выбрать 5–6, отвечающих специализации.
— Как обучение на программе помогает вам в карьерных свершениях?
— На данный момент я возглавляю финансово-экономический отдел крупной региональной компании по производству питьевой и минеральной воды. Благодаря медицинскому образованию я знаю все тонкости, которые касаются важности воды для человеческого организма. И это помогло мне внести значительный вклад в развитие компании, что уже отражается на наших финансовых показателях. Получив бесценный практический опыт работы в области бизнес-анализа и финансов, я стремлюсь совершенствовать навыки с помощью критической базы знаний, которую предлагает магистерская программа. Надо отметить, что полученные знания мне уже не раз удалось применить на практике, особенно в период сложнейшей ситуации на рынке этой весной. Проблемы в логистических цепочках, стремительный рост цен на сырье, застои в финансовых потоках — без грамотного хладнокровного анализа тут никуда.
— В каком направлении будет развиваться бизнес-анализ в обозримом будущем?
— ВШЭ в сотрудничестве с профессиональной ассоциацией AICPA&CIMA предлагает студентам пройти курс Emerging Topics in Finance, на основании которого я могу сделать вывод: будущее за анализом Big Data, блокчейнами и роботизацией процессов с возможной интеграцией ИИ. Было довольно неожиданно и в то же время захватывающе узнавать о возможностях автоматизации в сфере анализа отчетности и аудита, внедрении дополнительного софта для снижения трудозатрат на механические подсчеты, а также о фундаментах развития всепоглощающего тренда на криптовалюты. При этом все эти ноу-хау нисколько не снижают роль качественной работы самого эксперта. Специалисты, наиболее осведомленные в этих зарождающихся направлениях, будут востребованы на финансовом рынке труда.
— На программе учатся студенты с разным профессиональным бэкграундом и интересами. Удается ли найти точки соприкосновения?
— Неважно, из какой сферы пришел человек, точки соприкосновения всегда найдутся. Учитывая, что все ребята на программе глубоко мотивированы и заинтересованы, хорошо образованны и всесторонне развиты, общение с однокурсниками приносит одно удовольствие. Наше обучение включает работу в команде, поэтому навыки тимбилдинга у нас прокачиваются сами собой. Начиная с ночных разборов задач в зуме в начале сентября, мы постепенно пришли к тому, что сейчас уже созваниваемся просто обменяться новостями, поддержать друг друга, спросить, как дела у кота.
Я окончила факультет фундаментальной медицины, но, объединив две очень разные сферы образования, была приятно удивлена: они прекрасно друг друга дополняют. Бесценный опыт критического и системного мышления, всестороннего анализа больших объемов информации и умение быстро принимать решения в условиях стресса — все эти навыки, полученные во время медицинских стажировок, сейчас великолепно сочетаются с моей новой сферой интересов и помогают в обучении. Как пример: процесс постановки диагноза на основании тех кусочков информации, что ты выуживаешь из общения с пациентами, первичного осмотра и базовых лабораторных анализов, вполне себе схож, например, с оценкой акций и рынков. Конечно, применяются совершенно различные методики, но в целом это тот же пазл: собрать из крупиц и деталей полную картинку, дать верную интерпретацию, предположить дальнейшие шаги. Эдакий диагноз, правда, в контексте совсем иной индустрии.
— Какой совет вы бы дали тем, кто планирует поступать на программу?
— Данная программа — блестящий старт для тех, кто, как и я, внезапно решил перепрофилироваться или же находится на ранних этапах планирования карьеры в финансах. Магистратура Master of Business Analytics НИУ ВШЭ — беспрецедентная научная работа и нагрузка, насыщенная программа, за которой нужно поспевать. Напоследок личный совет — обязательно позаботьтесь о качестве интернет-связи: разрыв соединения, например, во время защиты курсовой — неловкий казус и лишний стресс, которого никому не пожелаешь.
29 июня в 18.00 (мск) программа «Магистр аналитики бизнеса» проводит вебинар «Как совмещать интенсивную работу и обучение по новым направлениям бизнес-аналитики?»
Почему сегодня говорят о нестандартных ролях финансовых специалистов компаний и новых профессиональных траекториях для финансовых директоров? Как бизнес-аналитика связана с финансовой работой? Ирина Ивашковская, руководитель школы финансов и академический руководитель онлайн-программы «Магистр аналитики бизнеса», а также бизнес-эксперты из ее команды расскажут о сдвигах в финансовых профессиях, о том, как оригинальные характеристики контента и форм обучения онлайн-программы позволяют получить необходимые качества. Магистранты поделятся, как им удается совместить работу с видеолекциями и проектными заданиями по профессиональным курсам программы.
Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ