• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Дело тонкое»: НИУ ВШЭ продолжит «образовательное паломничество» в страны Востока

«Дело тонкое»: НИУ ВШЭ продолжит «образовательное паломничество» в страны Востока

© iStock

В российском обществе растет интерес к Востоку. С этим макрорегионом, включающим в себя Азию и Северную Африку, связаны экономические, социальные, политические и культурные ожидания. В российских вузах прогнозируется рост спроса на образовательные программы и компетенции, связанные с востоковедением. Что уже сделано и делается сегодня в Высшей школе экономики для ответа на эти вызовы, рассказывает проректор Сергей Рощин и руководители университетских подразделений, в которых представлена восточная тематика.

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ

«Высшая школа экономики иногда воспринимается как западно-ориентированный университет, но это скорее следствие невнимательного взгляда. Точно так же, как в последние два десятилетия мы обучаем не только и не столько социально-экономическим наукам, так и «образовательное паломничество» в страны Востока мы начали довольно давно. Оно происходит в самых разных плоскостях.

В НИУ ВШЭ работают замечательные специалисты — обладатели глубоких знаний и востребованных компетенций не только в области восточных языков, но и экономики, политики, культуры, самых разных сфер жизни восточных стран. Могу назвать профессора-исследователя факультета права Леонида Сюкияйнена, который является уникальным специалистом по исламскому праву, или же доцента факультета гуманитарных наук Ольгу Нефедову — выдающегося специалиста по восточной художественной культуре, создателя Музея ориентализма в Дохе (Катар), и многих других коллег.

На сегодняшний день восточная тематика системно представлена в образовательной деятельности Высшей школы экономики. Соответствующие программы развиваются достаточно давно в двух кампусах — московском и санкт-петербургском.

В Москве образовательная программа бакалавриата «Востоковедение» реализуется на факультете мировой экономики и мировой политики и предполагает подготовку по китайскому, японскому, корейскому, арабскому направлениям, а с этого года — и турецкому. Ее выпускники являются специалистами в области социальных и политических процессов, экономики, а также изучают восточный язык. Его знание открывает двери для знакомства с культурой Востока в самом широком смысле слова, с особенностями восточной ментальности в тех или иных регионах, говорящих на этих языках. Кроме этого, восточные языки изучаются на бакалаврских программах «Мировая экономика» и «Международные отношения». На этих программах готовятся специалисты по мировой экономике, международному бизнесу, международным отношениям со свободным владением несколькими иностранными языками, включая восточные языки.  

Студенты образовательной программы «Востоковедение» санкт-петербургского кампуса могут изучать два восточных языка. И если первый язык — арабский, китайский или японский, то вторым может быть и вьетнамский, и персидский, и хинди.

В НИУ ВШЭ работает Институт классического Востока и античности (ИКВИА), каждая программа которого сфокусирована на тех или иных регионах Востока, ориентирована на глубокое знакомство с их культурой, в том числе древней. Каждый год институт объявляет набор на разные программы. В этом году начнется набор в бакалавриат на программы «Египтология», «Язык, словесность и культура Кореи», «Языки и литература Юго-Восточной Азии (Индонезия и Малайзия)». Сейчас студенты учатся в ИКВИА по программам, связанным с арабистикой, ассириологией, Японией, Китаем, Ираном, Эфиопией, Турцией, христианским Востоком, Монголией и Тибетом. Они изучают два восточных языка, на ряде программ — еще и древние языки.

Восточные языки также изучаются на образовательной программе «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», которую предлагает школа иностранных языков НИУ ВШЭ. Эта программа ориентирована, с одной стороны, на компетенции, связанные с лингвистическим знанием, с другой — на вопросы межкультурной коммуникации в различных регионах и обществах. Студенты изучают один из западных языков в качестве первого, а в качестве второго можно выбрать китайский или японский. С 2022 года начнется подготовка также по турецкому языку (такое же новшество запланировано на программе «Востоковедение» факультета мировой экономики и мировой политики). Линейка восточных языков на наших базовых программах будет расширяться и дальше.

Восточная тематика в Высшей школе экономики представлена и в магистерских программах, которые являются более предметно-ориентированными, чем бакалаврские. На них поступают студенты, уже освоившие в том числе восточные языки, чтобы углубить свои представления о регионах Востока. Магистерские программы достаточно разнообразны, связаны с гуманитарными науками (например, античной и восточной археологией), социально-экономическими процессами, международными отношениями, политическим развитием стран, бизнесом и так далее. Например, в санкт-петербургском кампусе есть программа «Бизнес и политика в современной Азии».

Некоторые наши программы, как бакалаврские, так и магистерские, реализуются в содружестве с университетами разных азиатских стран. На факультете мировой экономики и мировой политики есть программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи (Южная Корея): бакалаврская «Экономика и политика в Азии» и магистерская «Экономика, политика и бизнес в Азии». А магистерская программа «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» реализуется совместно с Городским университетом Гонконга.

Стоит отметить, что в Вышке Восток изучают не только студенты, выбравшие его в качестве основной специальности. По сути, сформировать компетенции по восточной тематике могут студенты любых других бакалаврских программ. На втором и третьем курсе каждый студент выбирает дополнительную специализацию — майнор, состоящий из четырех дисциплин. Всего предлагается порядка ста майноров, из которых порядка десяти посвящены именно Востоку.

Можно выбрать майноры, связанные с регионоведением («Ближний Восток и Северная Африка: экономика, политика, безопасность», «Иран и иранский мир: история, культура, политика», «Восток в меняющемся мире: социально-политические и экономические трансформации», «Юго-Восточная Азия: традиции и современность»), историей («История Восточной Азии»), культурологией («Визуальная культура Востока»). Есть и другие майноры, которые так или иначе рассматривают восточную тематику, а студенты сочетают общие предметные знания со специальными знаниями о странах Востока.

Таким образом, восточная тематика сегодня является неотъемлемой частью образования в НИУ ВШЭ, и в ближайшие годы мы планируем ее активно развивать. Будет расширяться взаимодействие между подразделениями, где она представлена. Появятся новые возможности для проектной деятельности студентов, интересующихся Востоком, в том числе с применением цифровых инструментов».

Анастасия Лихачева, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

«Академическим осмыслением и продвижением «поворота на Восток» на уровне страны наш факультет занимается с 2009 года. Но этот поворот мы осуществляли и в стенах Вышки: наши студенты — и экономисты, и международники — с самого начала могли изучать восточные языки, и спрос на них постоянно возрастал. Сегодня у нас представлены бакалаврские и магистерские программы, в том числе программы двух дипломов в партнерстве с ведущими азиатскими университетами, и наши студенты специализируются на разных аспектах экономики и политики стран Азии.

Учеба на факультете мировой экономики и мировой политики — это замечательная возможность участия в исследовательских проектах, в том числе в области цифрового востоковедения. Такую возможность предлагают, например, базовые кафедры профильных институтов РАН, в проекты по изучению цифрового следа азиатских стран наших ребят готов брать Консорциум по прикладным исследованиям Восточной Азии, недавно созданный НИУ ВШЭ, Институтом Дальнего Востока РАН и МГИМО.

Студенты участвуют в развитии портала «Российское востоковедение XXI века», объединяющего ведущие востоковедные центры нашей страны. Они собирают экспертные комментарии, записывают видео, находят интересные материалы для публикации и т.д. Более чем за год работы портала некоторые ребята, начав с выполнения сервисных функций, стали его постоянными авторами, создателями контента, ведущими телеграм-канала (обязательно подпишитесь!), а главное — активными участниками сообщества востоковедов.

Востоковедение сегодня — это живая область знания, и мы видим, как много карьерных возможностей она открывает перед нашими выпускниками. Кроме того, растет понимание, что знать восточные языки и понимать роль стран Азии как самого динамично развивающегося региона должны не только востоковеды. Тренд ближайших лет — рост спроса на востоковедение для невостоковедов, все более интенсивная диффузия востоковедных знаний, переосмысление школьных программ. Сейчас в школьных учебниках Азии посвящены лишь отдельные главы, а то и абзацы, и здесь у коллег огромное поле для работы.

Уже сейчас мы отчетливо наблюдаем у школьников отсутствие благоговейного ужаса перед восточными языками. Как навыки программирования, которые еще тридцать лет назад считались сакральным знанием, а сегодня стали рутиной для амбициозных и талантливых ребят, так и восточные языки благодаря новым методикам имеют все шансы превратиться из заградительного барьера в соблазнительное начало долгого романа с Востоком для наших будущих студентов. Тем более что спрос на знания о Востоке сегодня осязаем как никогда».

Илья Смирнов, директор Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ

«Наш институт — это сообщество замечательных ученых, хорошо известных своими научными трудами и на Востоке, и на Западе. Они ежедневно входят в аудитории Вышки, чтобы исследовать вместе с учениками древнейшие цивилизации и современные культуры. Ключевая особенность института — разнообразие научной тематики, отраженное в семнадцати образовательных программах бакалавриата и двух программах магистратуры.

В ИКВИА изучают более пятидесяти восточных и древних языков, а спектр культур, стран, регионов, которые мы исследуем и знания о которых передаем студентам, поистине обширен. Это шумерская, ассирийская и египетская цивилизации, древняя Палестина (Библия), древний Китай, древняя Индия и древний Иран. Это современные культуры Дальнего Востока, Юго-Восточной, Южной и Центральной Азии, Ближнего Востока, христианского Востока вплоть до африканской Эфиопии.

Все перечисленные традиции никогда не существовали по отдельности, в некой культурной изоляции. Напротив, издревле они объединялись в обширные общности по языкам, верованиям, базовым культурным представлениям. Поэтому два восточных языка для наших студентов — непременный минимум, а иные образовательные программы требуют знания трех и даже четырех языков. Скажем, дальневосточный мир немыслим без китайской культуры, поэтому студенты-японисты, корееведы, вьетнамисты, кроме соответствующих современных языков и их древних версий, изучают еще и китайский язык. Арабский необходим для всех программ, так или иначе связанных с культурой ислама.

Помимо непременного английского, наши студенты должны знать и другие западные языки. Ассириолог или классик не сможет работать на достойном уровне без немецкого, египтолог или вьетнамист — без французского, потому что бо́льшая часть научной литературы по специальности в этом случае не войдет в их научный обиход. Одним словом, мы делаем все, чтобы выпускники института оказались готовы и к ученой карьере, и к практической работе. Усвоив классические основы восточных культур в их сложнейших взаимосвязях, не растеряются они и при встрече с современностью.

Большинство наших ребят за время учебы участвуют в научных проектах — от исследования гадательных текстов Месопотамии до анализа динамики нефтяных цен на Ближнем Востоке в конце ХХ века. Они приучаются к самостоятельной работе и с древними текстами, и с новейшими цифровыми базами данных. Кстати, в подобных проектах участвуют студенты не только всех подразделений нашего факультета гуманитарных наук, но и других факультетов Вышки. Многие специально, сверх своей основной программы, принимаются за восточные языки, чтобы не отставать от своих товарищей-востоковедов.

В наших планах — открытие в 2023 году магистерской программы «Классический и современный Восток: языки, культуры, религии». Уверен, она сделает востоковедное образование в НИУ ВШЭ еще более глубоким, основательным, а тем самым — поистине современным».

Екатерина Колесникова, руководитель школы иностранных языков НИУ ВШЭ

«Школа иностранных языков преподает китайский и японский языки уже более пяти лет, с момента основания программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация». За это время сформировались команда преподавателей и логика построения учебного процесса, разработано собственное видение модели подготовки. Овладение языком на уровне свободного профессионального общения сочетается с изучением истории, реалий культуры и современной действительности Китая и Японии, дополняется проектной деятельностью, обеспечивающей углубленное понимание специфики межкультурной коммуникации с представителями этих стран и культур.

С сентября 2022 года студентам нашей бакалаврской программы будет также предлагаться турецкий язык. На первых двух курсах на него будет выделяться до восьми академических часов в неделю, что должно обеспечить достаточно высокий уровень владения письменной и устной коммуникацией на турецком языке уже к третьему курсу. На старших курсах подготовка будет интенсифицирована, так как язык уже не только будет изучаться, но и станет средством освоения лингвострановедческих дисциплин и реализации проектов. Особое внимание планируется уделять изучению особенностей межкультурной корпоративной коммуникации с представителями Турции.

Мы всегда придавали большое значение роли внеучебной деятельности в подготовке современного специалиста. Для нас это в основном клубы по иностранным языкам, молодежные научные конференции, так называемые хелп-румы — обеспечиваемые школой иностранных языков дополнительные занятия с преподавателем для группы студентов, имеющих сложности с освоением дисциплины. Для ребят, изучающих восточные языки, данные мероприятия имеют особое значение, так как позволяют расширить объем коммуникативной практики, сохранить мотивацию и заинтересованность, преодолеть сложности, возникающие в непростом процессе освоения столь интересного и «тонкого дела», как Восток».

Евгений Зеленев, руководитель департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

«В НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург осуществляется прием на общую специальность «Востоковедение и африканистика», на которой первые два года реализуется подготовка по широкому спектру гуманитарных и социальных наук (филология, история, антропология, культурология, искусствоведение, экономика, социология, политология, международные отношения, право, психология и др.). По окончании двухгодичной программы студентам предоставляется выбор между двумя специализациями (модерациями): «Общество и культура стран Востока» и «Политическое и экономическое развитие стран Востока».

В основу образовательной модели положен, наряду со страноведческим, регионоведческий принцип, а также принцип мультирегионализма, когда студент, например, ближневосточного направления знакомится с общей ситуацией в Восточной и Юго-Восточной Азии, и наоборот.

Основное отличие востоковедной программы Санкт-Петербурга от программы школы востоковедения НИУ ВШЭ в Москве состоит в том, что у нас изучается не один, а два восточных языка. Вторые восточные языки изучаются по уникальным авторским программам, рассчитанным по модели «2+1» (2 года обязательных занятий и 1 год — факультативных). Эта модель позволяет достичь высокого уровня знания второго восточного языка, а свобода его выбора позволяет придать индивидуальной образовательной траектории межрегиональный характер (например, китайский язык — первый, арабский — второй или японский язык — первый, хинди — второй).

Вторым важным отличием востоковедной программы НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург является подготовка по двум европейским языкам (английский + по выбору студента немецкий, французский или испанский). При этом опять-таки речь не идет об обязательной привязке второго европейского языка к региону первого или второго восточного языка. Выбор не увязан в обязательном порядке с колониальным прошлым изучаемых восточных регионов, а может быть обусловлен стремлением студента продолжить образование и получить работу в одной из европейских стран или международных организаций, где требуется знание определенного набора европейских языков.

Сочетание универсального базового образования в области гуманитарных и социальных наук с профессиональной подготовкой в области современных отраслевых наук позволяет выпускникам нашего проекта соответствовать задачам развития Российского государства, в частности усилению поворота векторов его геополитического и геоэкономического развития в сторону Азии и в известной степени Африки.

Современная ситуация неизбежно вызовет потребность в современных, по-новому образованных востоковедах, сочетающих широкий гуманитарный кругозор, профессиональную подготовку в области социальных наук и экономики и практические навыки межкультурных коммуникаций с блестящим знанием восточных языков — инструмента кросс-культурного взаимодействия».

Вам также может быть интересно:

«Пора признать востоковедение и африканистику отдельным научным направлением»

Востоковедение сегодня — одно из самых востребованных образовательных направлений у абитуриентов, а выпускники пользуются большим спросом на рынке труда. О том, как и чему учат современных специалистов по Востоку и Африке, рассказал Евгений Зеленев, профессор, директор Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Чарующий Восток: в НИУ ВШЭ прошел юбилейный Oriental Crazy Day 2024

В конце мая в Вышке состоялся традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day. В этом году праздник прошел уже в десятый раз. Для студентов это возможность показать на сцене свои таланты, погадать на Книге перемен, узнать больше о многообразии культур Востока, а для сотрудников факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ — представить образовательную программу «Востоковедение» будущим абитуриентам.

В НИУ ВШЭ создан первый в России диссовет по востоковедению и африканистике

Его возглавил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН и руководитель Международного центра антропологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Бондаренко. В состав диссертационного совета вошли известные российские востоковеды и африканисты Высшей школы экономики и других ведущих организаций.

Как использовать ИИ в обучении: пять советов от питерской Вышки

Студенты и преподаватели питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений».

Чайная церемония, Наруто и норигэ: Вышка встретила год Зеленого Деревянного Дракона

В день второго новолуния после зимнего солнцестояния Центр культур НИУ ВШЭ превратился в место встречи любителей китайской, японской, корейской и вьетнамской культур. Студенты, преподаватели и гости Вышки отметили восточный Новый год. Под южнокорейские хиты и популярные опенинги из аниме все желающие пробовали себя в каллиграфии, учились искусству оригами, ели азиатские сладости, пили восточные чаи. Финалом праздника стал большой тематический концерт.

Ректор НИУ ВШЭ предложил вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления

В рамках пленарного заседания XIX Международного мусульманского форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что востоковедение является стратегически важной исследовательской сферой в нашей стране. Необходимо вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления и зафиксировать его в номенклатуре Минобрнауки.

Oriental Crazy Day 2023: фото с пандой, каллиграфия и восточное гостеприимство

21 мая Школа востоковедения Вышки устроила традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day 2023. На «Встрече под звездами», состоявшейся в Центре культур НИУ ВШЭ, абитуриенты смогли познакомиться с образовательными программами, узнать условия поступления в Высшую школу экономики, пообщаться со студентами и преподавателями университета.

«Студенческая конференция — пространство, где формируются новые научные контакты»

В марте в питерской Вышке прошла третья научная конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы исследования стран Азии и Африки». На ней выступили 96 научных сотрудников и студентов более чем из 20 вузов России и других стран. Что было на конференции и какие впечатления она оставила у участников — в материале редакции портала НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Ушу, теккен, гадания по Книге Перемен: в Вышке отметили восточный Новый год

Новый год по восточному календарю наступил 22 января. В этот день Центр культур НИУ ВШЭ оказался на перекрестке китайской, корейской и японской культур. Под азиатские песни и звуки корейских барабанов гости пробовали силы в каллиграфии, учились цзяньчжи и оригами, играли в ттакчи и го, ели традиционное печенье и изгоняли злых духов. Восточный Новый год в университете организовали школа востоковедения и Китайский клуб НИУ ВШЭ.

«Для России востоковедение — это новый хайтек»

Поворот России на Восток требует сбалансированных действий, знания языков, культур и традиций стран региона. Без этого отечественный бизнес не сможет там эффективно работать. Об этом, а также об опыте работы субъектов РФ на восточном направлении эксперты и представители государства говорили в рамках первой межрегиональной конференции «Поворот на Восток: региональное измерение», которую провела Высшая школа экономики при поддержке Минэкономразвития России.