Представители ведущих вузов России наметили план совместных действий в условиях санкций
В НИУ ВШЭ состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», на котором были рассмотрены вопросы сетевого взаимодействия российских вузов, создания новой модели оценки научной деятельности, а также подведены итоги привлечения иностранных абитуриентов в рамках олимпиады Open Doors. Участниками дискуссии стали ректоры и проректоры ведущих университетов, представители Минобрнауки России.
«Сейчас такое время, когда ведущим вузам очень важно преобразовать в кумулятивный эффект тот дух соревнования, который нас привел в лидерскую группу Проекта 5–100 и который нас здесь объединяет», — заявил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, выступая на собрании.
Он отметил важность повышения доступности ресурсов для всей вузовской системы страны, предложил не разделять ее на тех, кто конкурирует на международном уровне, и всех остальных. Это позволит обеспечить равный доступ к высшему образованию. Кроме того, ректор Вышки порекомендовал снять нормативные барьеры, которые мешают вузам использовать ресурсы друг друга, и для начала сделать это на примере вузов, входящих в Ассоциацию «Глобальные университеты». Таким образом, можно будет продемонстрировать, как снятие ограничений облегчает взаимодействие.
Российские ученые и представители университетов сегодня вынуждены работать в условиях гибридной войны, когда противники России стремятся ослабить возможности ее участия в глобальной конкуренции, отметил научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
«Санкции введены не только и не столько против людей и организаций, вовлеченных в военные действия. Они направлены против российского народа. Впервые политика ограничений и исключений распространяется на науку, образование и культуру, которые всегда находились вне санкций и ограничений, более того — являлись мостами между противостоящими друг другу системами и служили инструментами нахождения общего языка», — констатировал Ярослав Кузьминов.
Он добавил, что сейчас мы видим массированное давление со стороны правительств западных стран на наших многолетних зарубежных партнеров. Предпринимаются попытки прекратить обмены учеными и студентами, Россию исключают из Web of Sсience и других наукометрических баз, отключают наших студентов от образовательных онлайн-платформ, запрещают международным журналам публиковать статьи российских авторов и т.д.
В этих условиях, считает научный руководитель НИУ ВШЭ, Россия не будет закрываться и брать курс на изоляционизм. Это касается и вузов Ассоциации «Глобальные университеты», которые глубже других интегрированы в мировую науку. У них накоплена большая инерция, и их ученые могут полагаться друг на друга. Но потеря таких ориентиров, как международные рейтинги и Web of Science, а также отсутствие доступа к глобальным платформам могут существенно затормозить развитие основной массы вузов, не вошедших в программу «Приоритет-2030» и не имеющих существенных ресурсов.
По мнению Ярослава Кузьминова, российской науке и высшей школе необходимо развивать собственный потенциал: решить проблему научной оценки, расширить возможности для публикаций в российских журналах (например, развивать практику препринтов), обеспечить доступ студентов к онлайн-курсам лучших преподавателей в рамках сетевого взаимодействия, создать систему поддержки стажировок и конференций. Еще одна задача — обеспечить достойный базовый доход ученых (а не только возможность время от времени зарабатывать на грантах), позволяющий работать в России в ситуации, когда западные страны готовы облегчить им условия переезда.
Заместитель министра науки и высшего образования Андрей Омельчук напомнил, что предыдущие десятилетия достаточно серьезно изменили внутрироссийский ландшафт. «Мне кажется, что российским региональным университетам можно равняться на ведущие российские университеты, в том числе Высшую школу экономики, МФТИ, МИСиС и другие вузы ассоциации. Сегодня у нас немало университетов, которые вполне достойны именоваться университетами мирового уровня, глобальными, с глобальной философией и мышлением», — считает заместитель министра.
По его мнению, российские университеты и научные организации «достаточно крепко стоят на ногах», так что нужно найти пути дальнейшего движения и развития, перестройки привычных процессов, в том числе в части собственной оценки. «Если нас отсекают, это не значит, что мы не можем перенимать чей-то опыт и смотреть, как развиваются другие»,— подчеркнул Андрей Омельчук.
Первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг представил проект новой системы оценки результативности научных исследований и разработок, подготовленный по поручению вице-премьера правительства РФ Дмитрия Чернышенко. Он подчеркнул, что проблема пересмотра подходов к оценке результативности научной деятельности возникла давно, неоднократно обсуждалась на разных площадках и критическое звучание приобрел существующий акцент на количественных показателях без учета их значимости для науки и экономики.
В числе принципов новой системы оценки, сообщил Леонид Гохберг, — учет многообразия и специфики научных результатов в разных областях науки и видах исследований, недопущение снижения требований к качеству научных результатов, содействие росту качества и глобальной конкурентоспособности российских научных журналов, снижение зависимости от зарубежных организаций при оценке результативности научной деятельности и т.д.
Ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова отметила, что вызовы последних двух месяцев (аннулирование лицензий на доступ к международным базам данных, дискриминационная политика западных журналов, запрет совместных публикаций с российскими учеными и проч.) могут привести к тому, что российские вузы не выполнят заявленные показатели. Так что необходимо принимать меры по обеспечению публикационной активности и не только — создавать национальную систему списков журналов, ввести мораторий на требования к публикационным показателям на 2022 год и т.д.
По мнению первого проректора УрФУ Даниила Сандлера, в «белый список» научных журналов, ранжированный на три или более уровней, необходимо включить как ведущие зарубежные, так и российские издания международного уровня. «Необходимо создать систему российских журналов, способных занять ведущие позиции в своем научном направлении», — отметил он.
В завершение заседания старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина рассказала о привлечении иностранных абитуриентов и тиражировании опыта олимпиады Open Doors на российские университеты.
Эта олимпиада для абитуриентов магистратуры и аспирантуры была создана пять лет назад на площадке ассоциации и переросла в федеральный проект, включенный в национальный проект «Наука и университеты», в его проведении участвует 21 университет. В интеллектуальные соревнования ежегодно вовлечены более 80 тысяч участников из 197 стран, которые выбирают для своего обучения программы магистратуры и аспирантуры в российских университетах и готовы строить свою академическую карьеру или карьеру в бизнесе в России. Как отметила Ирина Карелина, «в этом году мы не потеряли ни одного участника или потенциального научного руководителя». По оценке Ярослава Кузьминова, «олимпиада оказалась прорывным проектом ассоциации, мы в значительной степени решили национальную проблему, которая до этого решалась крайне плохо».
Вам также может быть интересно:
Боль, ребра и немного науки
24 октября прошла защита докторской диссертации ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова «Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII–XIII веков: тексты, образы, идеи». Мы попросили его порефлексировать о том, для чего сегодня вообще защищать докторскую, нужна ли она академическому сообществу и какова роль научного любопытства в осмыслении «большой темы».
Объединенные и преобразованные
Изменения брендов вузов, статуса дипломов и материальных условий обучения оказались для студентов ключевыми нововведениями при объединении университетов, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.
87%
вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.
Преподавателям вузов нужен карьерный рост
Государство и общество стараются способствовать реорганизации вузов и повышению их эффективности. Университеты, в свою очередь, зачастую формально отвечают на эти запросы, не стимулируя преподавателей к профессиональному и карьерному росту. Инновациями в области управленческой и кадровой политики занимаются в основном научные исследовательские университеты, рассказали в статье замдиректора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский и доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права Дарья Хлебович.
Закон № 44-ФЗ увеличивает эффективность закупок в бюджетной сфере
17 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась эффективность закупок в университетах в условиях различных режимов регулирования.
Характер не влияет на успеваемость
Личностные черты российских студентов в большинстве своем не оказывают значимого влияния на их успеваемость в вузе. А вот на Западе лучше учатся более сознательные, открытые и склонные к риску студенты, рассказали Екатерина Кочергина и Екатерина Орел на научном семинаре Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.
У ученых должно быть больше причин заниматься наукой
Отток ученых и преподавателей из вузов объясняется не только низкими зарплатами и недостаточной самореализацией в науке. Для части молодых ученых аспирантура — лишь вынужденный шаг: либо спасение от армии, либо возможность отложить трудоустройство, либо воплощение ожиданий общества, выяснила стажер-исследователь ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анастасия Сизых.
44%
россиян выбирают для своего ребенка вуз, где интересно учиться, но откуда можно «вылететь». В Москве на подобного рода риски готовы идти 66% родителей.
Негативный образ профессии юриста формируется в студенчестве
К концу обучения в вузе студенты юридических факультетов нередко морально готовы зарабатывать деньги исключительно на «лазейках» в законодательстве и лукавить с клиентами, получая в ответ недоверие с их стороны. Исследование сотрудника Международного центра изучения институтов и развития ВШЭ Антона Казуна.
Дружба влияет на успехи в учебе
Общение с однокурсниками-отличниками может повысить академические достижения учащихся. Проблема в том, что у отличников многие студенты лишь получают консультации по учебе, а дружат с теми, чьи оценки по предметам мало отличаются от их собственных. Нередко самыми популярными на курсе людьми становятся троечники. Статья Диляры Валеевой, Олега Польдина и Марии Юдкевич в журнале ВШЭ «Вопросы образования».