• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Представители ведущих вузов России наметили план совместных действий в условиях санкций

Представители ведущих вузов России наметили план совместных действий в условиях санкций

© Высшая школа экономики

В НИУ ВШЭ состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», на котором были рассмотрены вопросы сетевого взаимодействия российских вузов, создания новой модели оценки научной деятельности, а также подведены итоги привлечения иностранных абитуриентов в рамках олимпиады Open Doors. Участниками дискуссии стали ректоры и проректоры ведущих университетов, представители Минобрнауки России.

«Сейчас такое время, когда ведущим вузам очень важно преобразовать в кумулятивный эффект тот дух соревнования, который нас привел в лидерскую группу Проекта 5–100 и который нас здесь объединяет», — заявил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, выступая на собрании.

Никита Анисимов
© Высшая школа экономики

Он отметил важность повышения доступности ресурсов для всей вузовской системы страны, предложил не разделять ее на тех, кто конкурирует на международном уровне, и всех остальных. Это позволит обеспечить равный доступ к высшему образованию. Кроме того, ректор Вышки порекомендовал снять нормативные барьеры, которые мешают вузам использовать ресурсы друг друга, и для начала сделать это на примере вузов, входящих в Ассоциацию «Глобальные университеты». Таким образом, можно будет продемонстрировать, как снятие ограничений облегчает взаимодействие.

Российские ученые и представители университетов сегодня вынуждены работать в условиях гибридной войны, когда противники России стремятся ослабить возможности ее участия в глобальной конкуренции, отметил научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Ярослав Кузьминов
© Высшая школа экономики

«Санкции введены не только и не столько против людей и организаций, вовлеченных в военные действия. Они направлены против российского народа. Впервые политика ограничений и исключений распространяется на науку, образование и культуру, которые всегда находились вне санкций и ограничений, более того — являлись мостами между противостоящими друг другу системами и служили инструментами нахождения общего языка», — констатировал Ярослав Кузьминов.

Он добавил, что сейчас мы видим массированное давление со стороны правительств западных стран на наших многолетних зарубежных партнеров. Предпринимаются попытки прекратить обмены учеными и студентами, Россию исключают из Web of Sсience и других наукометрических баз, отключают наших студентов от образовательных онлайн-платформ, запрещают международным журналам публиковать статьи российских авторов и т.д.

В этих условиях, считает научный руководитель НИУ ВШЭ, Россия не будет закрываться и брать курс на изоляционизм. Это касается и вузов Ассоциации «Глобальные университеты», которые глубже других интегрированы в мировую науку. У них накоплена большая инерция, и их ученые могут полагаться друг на друга. Но потеря таких ориентиров, как международные рейтинги и Web of Science, а также отсутствие доступа к глобальным платформам могут существенно затормозить развитие основной массы вузов, не вошедших в программу «Приоритет-2030» и не имеющих существенных ресурсов.

По мнению Ярослава Кузьминова, российской науке и высшей школе необходимо развивать собственный потенциал: решить проблему научной оценки, расширить возможности для публикаций в российских журналах (например, развивать практику препринтов), обеспечить доступ студентов к онлайн-курсам лучших преподавателей в рамках сетевого взаимодействия, создать систему поддержки стажировок и конференций. Еще одна задача — обеспечить достойный базовый доход ученых (а не только возможность время от времени зарабатывать на грантах), позволяющий работать в России в ситуации, когда западные страны готовы облегчить им условия переезда.

Заместитель министра науки и высшего образования Андрей Омельчук напомнил, что предыдущие десятилетия достаточно серьезно изменили внутрироссийский ландшафт. «Мне кажется, что российским региональным университетам можно равняться на ведущие российские университеты, в том числе Высшую школу экономики, МФТИ, МИСиС и другие вузы ассоциации. Сегодня у нас немало университетов, которые вполне достойны именоваться университетами мирового уровня, глобальными, с глобальной философией и мышлением», — считает заместитель министра.

Андрей Омельчук
© Высшая школа экономики

По его мнению, российские университеты и научные организации «достаточно крепко стоят на ногах», так что нужно найти пути дальнейшего движения и развития, перестройки привычных процессов, в том числе в части собственной оценки. «Если нас отсекают, это не значит, что мы не можем перенимать чей-то опыт и смотреть, как развиваются другие»,— подчеркнул Андрей Омельчук.

Первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг представил проект новой системы оценки результативности научных исследований и разработок, подготовленный по поручению вице-премьера правительства РФ Дмитрия Чернышенко. Он подчеркнул, что проблема пересмотра подходов к оценке результативности научной деятельности возникла давно, неоднократно обсуждалась на разных площадках и критическое звучание приобрел существующий акцент на количественных показателях без учета их значимости для науки и экономики.

Леонид Гохберг
© Высшая школа экономики

В числе принципов новой системы оценки, сообщил Леонид Гохберг, — учет многообразия и специфики научных результатов в разных областях науки и видах исследований, недопущение снижения требований к качеству научных результатов, содействие росту качества и глобальной конкурентоспособности российских научных журналов, снижение зависимости от зарубежных организаций при оценке результативности научной деятельности и т.д.

Елена Загайнова
© Высшая школа экономики

Ректор Университета Лобачевского Елена Загайнова отметила, что вызовы последних двух месяцев (аннулирование лицензий на доступ к международным базам данных, дискриминационная политика западных журналов, запрет совместных публикаций с российскими учеными и проч.) могут привести к тому, что российские вузы не выполнят заявленные показатели. Так что необходимо принимать меры по обеспечению публикационной активности и не только — создавать национальную систему списков журналов, ввести мораторий на требования к публикационным показателям на 2022 год и т.д.

По мнению первого проректора УрФУ Даниила Сандлера, в «белый список» научных журналов, ранжированный на три или более уровней, необходимо включить как ведущие зарубежные, так и российские издания международного уровня. «Необходимо создать систему российских журналов, способных занять ведущие позиции в своем научном направлении», — отметил он.

Ирина Карелина
© Высшая школа экономики

В завершение заседания старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина рассказала о привлечении иностранных абитуриентов и тиражировании опыта олимпиады Open Doors на российские университеты.

Эта олимпиада для абитуриентов магистратуры и аспирантуры была создана пять лет назад на площадке ассоциации и переросла в федеральный проект, включенный в национальный проект «Наука и университеты», в его проведении участвует 21 университет. В интеллектуальные соревнования ежегодно вовлечены более 80 тысяч участников из 197 стран, которые выбирают для своего обучения программы магистратуры и аспирантуры в российских университетах и готовы строить свою академическую карьеру или карьеру в бизнесе в России. Как отметила Ирина Карелина, «в этом году мы не потеряли ни одного участника или потенциального научного руководителя». По оценке Ярослава Кузьминова, «олимпиада оказалась прорывным проектом ассоциации, мы в значительной степени решили национальную проблему, которая до этого решалась крайне плохо».

Вам также может быть интересно:

Боль, ребра и немного науки

24 октября прошла защита докторской диссертации ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова «Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII–XIII веков: тексты, образы, идеи». Мы попросили его порефлексировать о том, для чего сегодня вообще защищать докторскую, нужна ли она академическому сообществу и какова роль научного любопытства в осмыслении «большой темы». 

Объединенные и преобразованные

Изменения брендов вузов, статуса дипломов и материальных условий обучения оказались для студентов ключевыми нововведениями при объединении университетов, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.

Преподавателям вузов нужен карьерный рост

Государство и общество стараются способствовать реорганизации вузов и повышению их эффективности. Университеты, в свою очередь, зачастую формально отвечают на эти запросы, не стимулируя преподавателей к профессиональному и карьерному росту. Инновациями в области управленческой и кадровой политики занимаются в основном научные исследовательские университеты, рассказали в статье замдиректора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский и доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права Дарья Хлебович.

Закон № 44-ФЗ увеличивает эффективность закупок в бюджетной сфере

17 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась эффективность закупок в университетах в условиях различных режимов регулирования.

Характер не влияет на успеваемость

Личностные черты российских студентов в большинстве своем не оказывают значимого влияния на их успеваемость в вузе. А вот на Западе лучше учатся более сознательные, открытые и склонные к риску студенты, рассказали Екатерина Кочергина и Екатерина Орел на научном семинаре Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.

У ученых должно быть больше причин заниматься наукой

Отток ученых и преподавателей из вузов объясняется не только низкими зарплатами и недостаточной самореализацией в науке. Для части молодых ученых аспирантура — лишь вынужденный шаг: либо спасение от армии, либо возможность отложить трудоустройство, либо воплощение ожиданий общества, выяснила стажер-исследователь ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анастасия Сизых.

44%

россиян выбирают для своего ребенка вуз, где интересно учиться, но откуда можно «вылететь». В Москве на подобного рода риски готовы идти 66% родителей.

Негативный образ профессии юриста формируется в студенчестве

К концу обучения в вузе студенты юридических факультетов нередко морально готовы зарабатывать деньги исключительно на «лазейках» в законодательстве и лукавить с клиентами, получая в ответ недоверие с их стороны. Исследование сотрудника Международного центра изучения институтов и развития ВШЭ Антона Казуна.

Дружба влияет на успехи в учебе

Общение с однокурсниками-отличниками может повысить академические достижения учащихся. Проблема в том, что у отличников многие студенты лишь получают консультации по учебе, а дружат с теми, чьи оценки по предметам мало отличаются от их собственных. Нередко самыми популярными на курсе людьми становятся троечники. Статья Диляры Валеевой, Олега Польдина и Марии Юдкевич в журнале ВШЭ «Вопросы образования».