• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культура университетской памяти

В Высшей школе экономики создается виртуальная студенческая исследовательская лаборатория «Культура университетской памяти». Рассказывает куратор лаборатории Олег Захаров, студент магистерской программы ВШЭ  «История знания в сравнительной перспективе».

— Олег, для чего создается эта виртуальная студенческая лаборатория?

— Она создается, чтобы исследовать воспоминания университетских людей 1980-2000-х годов. Это было сложное время в истории нашей страны, тяжелое для развития науки и образования. К сожалению, оно слабо задокументировано и многие аспекты истории могут оказаться без источников, когда люди этого поколения уйдут из жизни или их память будет искажена последующими событиями и переживаниями.

Лаборатория станет частью проекта «Культура университетской памяти в России: механизмы формирования и сохранения» в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 году. Она состоит из штатных членов и волонтеров. Штатный состав образуют студенты бакалавриата и магистратуры факультета истории Вышки. В этом году это Зарина Гатина, Иван Лягушкин, Ольга Макаркина, Иван Чехов и я.

— Как вы планируете реализовывать замысел?

— В лаборатории мы будем обучаться сами и будем обучать студентов-бакалавров методам устной истории, истории памяти, университетских исследований, техникам проведения и обработки интервью. Сейчас мы разрабатываем вопросники мемуарного характера, с которыми будем обращаться к преподавателям НИУ ВШЭ и преподавателям других вузов. Все мы уже имеем опыт подобной работы и планируем использовать проведенные нами ранее интервью для обучения волонтеров. Предполагается, что уже в сентябре мы проведем несколько занятий (лекций и семинаров), на которые будут приглашены специалисты с разных факультетов ВШЭ. После этого для каждого члена лаборатории будет разработана индивидуальная программа исследования. На декабрь 2012 года мы планируем студенческую конференцию, на которой обсудим полученные результаты, а лучшие студенческие работы получат рекомендацию к публикации.

— К работе предполагается привлекать только студентов исторического факультета ВШЭ?

— Не только. В нашей работе может принять участие студент любого факультета, главное требование — научное любопытство и желание приступить к исследовательской работе. Мы готовы сотрудничать и с социологами, и с психологами, и со студентами других направлений, причем не только из Вышки, но и из других московских и провинциальных вузов. С другими городами мы будем работать в дистанционном режиме. У нас уже есть договоренность об этом со студентами Омска, Казани и Белгорода.

— Такая исследовательская работа проводится историками впервые?

— Историки действительно не часто используют интервьюирование в своих исследованиях. Но мы не делаем свою работу с чистого листа. У нас есть определенный задел, потому что с открытия факультета истории действовал научно-исследовательский семинар «Введение в историю и практику университетской культуры» под руководством профессора Елены Анатольевны Вишленковой. Студенты, которые прошли обучение на нем, собрали интересные интервью у преподавателей своего факультета. Мы их сейчас готовим к размещению на сайте лаборатории. Это не просто «локальная история». Дело в том, что НИУ ВШЭ собирает лучших ученых страны и сейчас, к примеру, на истфаке работают выдающиеся историки нашей страны, имеющие международную научную репутацию. Таким образом, студенты брали интервью у мэтров исторической науки.

— Чем привлекательна эта работа для студентов, на ваш взгляд?

— Для студентов — это прекрасная возможность интегрироваться в научно-проектную деятельность, обрести опыт коллективной исследовательской работы. Задуманные в рамках проекта задачи и планы позволят получить опыт общения с людьми науки, узнать и освоить нормы академической этики, внести свой вклад в добывание нового знания. По себе знаю, что реальная практическая деятельность ускоряет овладение профессиональными навыками, позволяет обдуманно относиться к учебе. Плюс к этому студенты научатся работать с исторической литературой по университетской теме, соберут источники, в том числе для своей научной деятельности, для курсовых работ и статей. И наконец, работа в лаборатории — это возможность публичных выступлений, обсуждения результатов исследования, участия в конференциях, подготовки публикаций. В перспективе мы рассчитываем на реализацию международного сотрудничества с университетами Майнц (Германия) и Латвийским университетом — их студенты проводят аналогичную исследовательскую работу.

Вам также может быть интересно:

Новая лаборатория будет исследовать проблемы развития Москвы без оглядки на мнение городских властей

14 мая в Высшей школе урбанистики ВШЭ прошла презентация Лаборатории полевых исследований города ВШЭ, которая будет проводить исследования в сфере социологии и социальной географии, формируя новую коммуникативную площадку ученых, общественных деятелей, городских активистов и студентов.

«Высокие требования окупаются большими возможностями»

Какие возможности для построения научной карьеры открывает аспирантура ВШЭ? Чем она привлекает молодых ученых? О своем опыте обучения в аспирантуре рассказывают аспирант кафедры демографии Екатерина Митрофанова и аспирант кафедры макроэкономического анализа Ольга Кузнецова.

Культура университетской памяти

В 2012 году при Институте гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева был создан Центр университетских исследований с включенной в него студенческой лабораторией. Студенты занимаются сбором интервью по университетской истории последних трех десятилетий. О лаборатории рассказывает ее руководитель Зарина Гатина.

Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы

1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.

Как работают НУЛы?

19 декабря в Высшей школе экономики состоялась встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова с руководителями и сотрудниками научно-учебных лабораторий (НУЛ) университета.

Первый опыт, который можно признать успешным

25 ноября в Высшей школе экономики открылась отчетная конференция Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) ВШЭ «Сравнительная социология в количественной перспективе».

Оптимизатор

5 октября прошла встреча руководства ВШЭ с Паносом Пардалосом, почетным профессором отделения индустриальной и системной инженерии Университета Флориды (США) — обсуждали перспективы деятельности Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур, которая скоро начнет работать в Нижегородском филиале ВШЭ на средства гранта Министерства образования и науки РФ. Комментарий П. Пардалоса.

«Возможности, которые нам предоставляет ВШЭ, беспрецедентны»

Академическая структура Вышки пополнилась научно-учебной лабораторией междисциплинарных исследований некоммерческого сектора. Она вошла в состав Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. О новом подразделении и работе Центра рассказывает его директор Ирина Мерсиянова, которая возглавила и лабораторию.

С привлечением всемирно признанных ученых

15 июня в Высшей школе экономики состоялась презентация двух новых международных лабораторий, открытых при Институте статистических исследований и экономики знаний ВШЭ — Лаборатории экономики инноваций во главе с Яном Майлзом и Лаборатории исследований науки и технологий, заведовать которой будет Жан Гине.

Международные лаборатории как часть стратегии развития

В конце 2010 — начале 2011 года в Высшей школе экономики начали работу международные научные лаборатории, совместное  руководство которыми осуществляют известные зарубежные исследователи и ведущие ученые университета. Об особенностях научно-учебной деятельности международных лабораторий Вышки рассказывает проректор ВШЭ Мария Юдкевич.