Образовательный хай-тек: угроза вузам или новая возможность?
В годы пандемии быстро и бурно расцвел рынок онлайн-образования. Соответственно, период стремительного роста начался и для EdTech-компаний. Способны ли они вытеснить с рынка традиционные университеты или, напротив, помогут обеспечить повышение качества обучения, обсуждалось на семинаре Института образования ВШЭ.
Термин EdTech означает «образовательные технологии», однако ответ на вопрос, какие именно компании в сфере онлайн-образования относить к этому сектору, специалистам еще предстоит найти. В экспертной среде ведутся горячие дискуссии на этот счет, рассказал заведующий Лабораторией цифровой трансформации образования Иван Карлов. По его словам, большинство исследователей в качестве значимой характеристики называют наличие учебного контента внутри того продукта, который предоставляет компания.
Иван Карлов
«Между тем на рынке высшего образования существенно меньше EdTech-стартапов, чем в других сегментах. Это происходит во всех странах, но особенно в России, где их всего 2%. Дело в том, что любой крупный вуз предлагает несколько сотен магистерских и бакалаврских программ, каждая из которых включает в себя несколько курсов, адаптированных для различных факультетов и направлений подготовки. EdTech-компаниям нецелесообразно инвестировать в разработку продуктов, которые имеют достаточно ограниченный рынок сбыта», — рассказал он.
Однако есть и успешные примеры, подчеркнул Иван Карлов. В основном они связаны с общими дисциплинами, такими как иностранные языки или математика для неспециалистов. Несколько реже встречается разработка специализированных продуктов для специфических областей: высокотехнологические продукты, связанные, например, с использованием виртуальной реальности, — различные симуляторы, тренажеры, системы искусственного интеллекта. То есть продукты, которые важны для подготовки студентов, но которые образовательные организации не могут создать самостоятельно.
Очень важно понять, какие новшества несут угрозу для существования традиционных университетов, а какие, напротив, открывают новые возможности для их развития, подчеркнул эксперт. Некоторые эксперты высказывают опасения, что образовательные онлайн-платформы потеснят вузы. В первую очередь речь идет о компаниях, предлагающих студентам комплексный продукт — курсы или программы, которые дают возможность дистанционно освоить профессию или необходимый набор компетенций. И есть примеры, когда студенты, особенно в региональных вузах, бросают обучение ради онлайн-образования, т.к. считают, что оно позволит им быстрее выйти на рынок труда.
Несколько лет назад, когда ведущие университеты начали предлагать онлайн-курсы, также были опасения, что таким образом они уничтожат более слабые вузы, напомнил Иван Карлов. Однако этого не произошло. Более того, многие сумели создать систему эффективного взаимовыгодного симбиоза, когда одни университеты используют цифровой контент, который разрабатывают другие. Причем речь идет не только об использовании курсов ведущих вузов более слабыми партнерами, но и об обратной ситуации.
То же самое происходит в сфере использования продуктов частных EdTech-компаний. Они нередко предлагают современные и качественные с технологической точки зрения, а также гораздо более практико-ориентированные продукты, учитывающие специфику процессов на реальном рынке труда.
«В целом это демонстрирует тренд на создание цифровой экономики, создание и развитие цифровых экосистем и активное сотрудничество игроков различного типа. Их миссии, цели и задачи сильно отличаются друг от друга, что дает им возможность не конкурировать, а сотрудничать и получать от этого выгоду. Самые успешные истории — это истории не продавца и покупателя, а партнеров, когда университет рассматривает цифровой продукт как решение своих актуальных задач», — подчеркнул эксперт.
Коллаборация университетов и EdTech сложилась во многом благодаря пандемии, рассказал один из основателелей и генеральный директор образовательной онлайн-платформы Skillbox Дмитрий Крутов. В России до этого такой возможности просто не было. «До пандемии никто с нами даже разговаривать не хотел, а теперь наше желание начало сбываться», — поделился он.
Дмитрий Крутов
В этом году Skillbox совместно с РАНХиГС и МПГУ набрала первые 300 человек на полностью дистанционные программы бакалавриата и магистратуры.
В период всеобщей цифровизации каждому государству необходимы специалисты, которые будут ее осуществлять, подчеркнул Дмитрий Крутов. Но один из самых важных вопросов, на его взгляд, — должны ли их выпускать именно вузы. В чем первостепенная задача университета: обучить специалиста, который сразу по окончании вуза выйдет на рынок и сможет хорошо делать свою работу, или сформировать так называемого культурного человека, который умеет широко мыслить и может не только выполнять профессиональные задачи, но и быть созидателем в широком смысле слова?
«Мне кажется, что попытка перейти на практико-ориентированное образование — это самое худшее, что сейчас происходит с университетами. Это абсолютно проигрышная ситуация. Стараясь соответствовать требованиям рынка, вузы убирают из программы такие важные дисциплины, как история, литература, философия. Таким образом, университеты спускаются на уровень колледжей, забывая о своей миссии, о своих задачах», — убежден Дмитрий Крутов.
По его мнению, как раз в этой области необходима коллаборация вузов с частными образовательными компаниями и EdTech, и они могут очень сильно друг друга обогатить. Правда, пока для совместной работы существует очень много юридических и организационных барьеров.