Принципы образования будущего: карнавализация, расшколивание и все учат всех
Что такое VUCA реальность и как в ней освоиться? Как находить общий язык с Альфа людьми? Можно ли эффективно обучать, развлекая? Куда движутся отношения университета и социума? На Национальной платформе открытого образования дирекцией по онлайн-обучению ВШЭ представлен новый курс «Стратегическое управление в образовании: методология и кейсы проектных решений». Его автор, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ Олег Прикот ответил на вопросы новостной службы портала.
— Олег Георгиевич, ваш курс апеллирует к развитию образовательных систем в мире VUCA, то есть в парадигме непостоянства, неопределенности, сложности и двусмысленности (volatility, uncertainty, complexity & ambiguity). Как вы можете описать образование в университете через 10 лет?
— Когда мы говорим о будущем образования, то имеем дело с поколением Альфа (детьми миллениалов, родившихся после 2010 года), которое я лично называю «Альфа-играющее». Сегодня мы строим университет для нынешних десятилетних. Это дети, которые все чаще уходят в параллельную реальность, смешивают реальный и виртуальный миры, способны создавать уникальный контент и не могут концентрироваться больше одной секунды. Они требуют уважения к персональным ценностям, ладят с родителями, имеют высокие моральные ориентиры, тонко чувствуют фальшь. Альфа дети вынуждены развивать эмоциональный интеллект, чтобы конкурировать с машинами.
В образовательных отношениях поведение людей Альфа, или Alpha Ludens, определяется многозадачностью решений, склонностью к синтезу, способностью соединять несоединимое. Такие дети ищут самостоятельности и претендуют на лидерство. Эти характеристики принципиально важны при разработке стратегических решений в образовании. Особую значимость здесь приобретает эдьютеймент: обучение в процессе развлечения.
В контексте курса мы рассматриваем эдьютеймент не как некую процедуру или образовательную технологию, а как глобальную философию, сопровождающую скачкообразные процессы VUCA-образования.
Если мы хотим заинтересовать таких учащихся, сделать их активными участниками процессов познания, мы должны с ними играть. Играть с различными реальностями, со смыслами. «Сделайте так, чтобы нам было интересно» — девиз, который лежит в основе технологий образования. Для учителя на первое место выходит мотивация, для родителя — сотрудничество и создание условий, а не определение целей развития ребенка.
— На чем базируется VUCA-образование?
— Сегодня парадигма репродукции сменилась парадигмой продуктивного образования. В основе всего лежит преадаптация — скачкообразное, а не линейное развитие. Мы не можем опираться на прошлые представления и каждый раз имеем дело с чем-то новым. Современное образование функционирует в рамках логики экосистемы — живого саморазвивающегося информационно-энергетического континуума. У экосистемы нет таких четких границ, как у ее искусственного аналога. Это такой коралловый риф в Тихом океане.
Современный университет все больше проникает в социум, а социум — в университет. В системе среднего образования появился термин «расшколивание». Образовательные границы размываются, персональные образовательные пространства свободно переходят друг в друга.
На смену индивидуализации, когда умный учитель определяет для вас вектор развития, приходит персонализация, где сам школьник или студент принимает активное участие в формировании дорожной карты персонального образовательного пространства
В «перевернутом классе» учитель или профессор не дает аудитории новый материал. Школьники или студенты сами осваивают дома информацию, а на уроках или лекциях дают интерпретацию прочитанному и вместе с лектором приходят к персонально важным выводам. Теперь учитель, профессор — это значимый взрослый, который мотивирует, предоставляя ученику самому оценивать результаты собственного образования.
Роли учителя и ученика, преподавателя и студента начинают взаимопроникать. Иногда трудно понять, кто где находится. К персонализации можно относиться по-разному, но для нас это магистральный путь.
— Получается, что почтительной дистанции между лектором и студентом больше нет?
— Когда ценности и желания учащегося выходят на первый план, социальные дистанции рвутся. Всегда было понятно, что не только профессор может научить студента, но и студент — профессора. Но роли были четко прописаны. Сегодня происходит карнавализация образовательного процесса, участники которого будто надевают маски, меняются ими. Этот карнавал очень характерен для мира VUCA, где «все учат всех».
Крупное исследование состояния современной школы в период пандемии в рамках международного проекта «Школьный барометр», проведенное в апреле-мае прошлого года, изучило более 70 000 анкет от пяти категорий респондентов: руководителей органов управления образованием, руководителей школ, учителей, родителей и учеников. Ответы показали, что социальная изоляция стала катализатором для проникновения VUCA-принципов в образование. Школа, привыкшая к размеренной классно-урочной системе, была вынуждена существовать в условиях тотального дистанта. Учителя почувствовали себя учениками, потому что толком не могли настроить процессы на удаленке и хуже младшеклассников разбирались в онлайн-технологиях. Кстати, самым распространенным каналом коммуникации стал мессенджер WhatsApp, совсем не заточенный под образовательные функции, в то время как сайты школ практически не использовались для общения и получения новой информации. Родители из офисных работников превратились в учителей на дому. Руководители школ не знали, какие управленческие решения принимать в новых условиях и обращались за помощью к подчиненным.
Согласно опросу, 57% учеников, в том числе старшеклассников, радовались возможности больше времени проводить с семьей. При этом только 8% родителей были довольны сложившейся ситуацией, а 42% крайне негативно отнеслись к тому, что ребенок вместо школы находится дома.
Эти данные переворачивают наши представления о мамах и папах как хранителях семейного очага, которые мечтают больше времени уделять домашним. Традиционный образ родителя в кратчайшие сроки претерпел изменения. И это тоже карнавал.
— Как образовательным системам выстроить стратегии выживания в новой реальности?
— Великий боксер Майк Тайсон говорил: «У каждого есть свой план, пока ему не врезали».
Сегодня изменения окружающей среды настолько слабопредсказуемы и скачкообразны, что стратегические решения, рассчитанные на длительную перспективу, не имеют смысла. Долгосрочность уходит на второй план или вовсе исчезает
Все чаще мы слышим максиму: «Стратегия умерла!». Стратегии, конечно, не умирают, но смыслы их значительно трансформируются. Стратегические решения не могут больше основываться на простых экстраполяциях типа «из вчера в завтра», столь привычных еще в совсем недалеком прошлом. Образовательные программы, рассчитанные на несколько лет, теряют актуальность уже через несколько месяцев и надо придумывать новые.
Программно-целевая логика больше не работает. На смену ей приходит проектный подход в контексте распределенного проектного управления, начинается становление процессов, которые можно выразить максимой «все управляют всеми».
— Как вы можете охарактеризовать эффективного стратега в образовании?
— Современный лидер вынужден думать о «сегодня», стремясь улучшить жизнь поверивших ему людей «здесь и сейчас», повышая уровень доверия в системе. Именно доверие — главный стратегический ресурс успешного трансформационного лидера. А росту доверия способствует распределенное проектное, «вовлекающее» стратегическое управление. Хороший стратег может ответить на три вопроса: где я нахожусь сейчас? куда я хочу попасть? как я смогу это сделать?
Американский экономист и маркетолог Филип Котлер выделил четыре базовые стратегических роли: «лидер», «конкурирующий с лидером», «следующий за лидером» и «специалист». Эти роли применимы и к образовательным учреждениям. Лидеры создают инновации, задают тренды и ведут за собой остальных. Ко второй роли стремится национальная стратегия развития образования.
Конкурировать с лидерами, а не следовать за ними — задача, которая стоит перед всей российской образовательной системой. Впрочем, с середины 1990-х годов и по сей день в контексте среднего, да и высшего образования мы по-прежнему исполняем третью роль. Это подтверждают результаты исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Мониторинг отвечает на вопрос, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста знаниями и умениями, необходимыми для решения широкого диапазона задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Сегодня нам просто необходимо выходить на новый уровень и перестать следовать за лидерами! Наконец, стратегия специалиста характеризует организации, которые обладают экспертизой в узкой области, ограничиваются ее рамками и не претендуют на глобальный захват рынка. Для образовательной системы в широком смысле такая стратегия не подходит.
В рамках курса мы поговорим о методологических основаниях стратегирования современного VUCA-образования, одной из важнейших составляющих которого станет применение процедур системного мышления. Мы будем опираться на кейсы и практики, представляющие управленческие решения для реально существующих образовательных систем и организаций.
Мы обоснуем интегрирующую роль федерального проекта «Успех каждого ребенка» в контексте реализации национального проекта «Образование» как триггера становления экосистемной логики развития российского образования.
— Олег Георгиевич, заключительная часть вашего курса построена весьма необычно: вы берете большие гайд-интервью у практиков, которых называете трансформационными лидерами современного VUCA-образования. Почему именно так завершается ваш курс?
— Одним из базовых понятий, раскрываемых мной в рамках курса, выступают образовательная экосистема и представления об экосистемной логике развития VUCA-образования. В образовательных экосистемах действуют «вовлекающие» трансформационные лидеры.
Образовательная экосистема — это информационно-энергетический континуум. Этот феномен весьма затруднительно исследовать, интерпретируя результаты традиционных статистических методов, с помощью факторного анализа, например
Требуется феноменологическое описание, основывающееся на непосредственном наблюдении за жизнью исследуемого предмета. В нашем случае именно гайд-интервью позволяет осуществить качественное феноменологическое описание.
В качестве исследовательского мультикейса я выбрал региональную систему образования Ленинградской области. Согласно исследованию индекса образовательной инфраструктуры, проведенного Вышкой некоторое время назад, Ленобласть — одно из наиболее эффективных и интенсивно развивающихся отечественных региональных образовательных пространств. Мы поставили ряд вопросов, ответы на которые были получены в ходе гайд-интервью с трансформационными лидерами областной системы образования. Это позволило нам подтвердить основные методологические посылки, высказанные в контексте курса, выявить реальные черты экосистемного развития в современной региональной образовательной системе. То есть подтвердить глобальный характер закономерностей, действующих в VUCA-образовании.
Кроме того, такой подход к доказательству гипотетических положений, высказанных в ходе курса, позволил отработать вместе со слушателями соответствующие исследовательские компетентности.
Текст подготовила Екатерина Зиньковская, дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ