«В нашей юридической школе есть все, чтобы растить крутых специалистов»
Каким должно быть современное юридическое образование, какими навыками должны обладать выпускники вузов, как на право влияют пандемия и искусственный интеллект? Эти и другие вопросы обсудили участники международной конференции «Глобализация и право: проблемы формирования Global Legal Skills», которую провел факультет права НИУ ВШЭ.
Работа конференции прошла 25 марта параллельно в очном и онлайн режимах. Декан факультета права ВШЭ Вадим Виноградов, открывая конференцию, отметил, что реформа юридического образования обсуждается давно. События последних лет, в том числе цифровизация, растущее применение искусственного интеллекта и пандемия обострили проблемы.
Он обратил внимание на рост конкуренции на рынке юридического образования во всех его сегментах. Еще до пандемии ведущие российские компании сокращали юристов или нанимали незначительное число специалистов, при этом масштабы выпуска не снижаются. При таких тенденциях важно, чтобы юрист обладал дополнительными навыками в бизнес-процессах и цифровой грамотностью.
Однозначно ответить на вопрос о соответствии юридического образования современным требованиям сложно. Оно, по мнению Вадима Виноградова, до сих пор не является доказательным, нередко вузы готовят юристов по инерции, методы обучения меняются мало.
Еще одной проблемой является бакалавриат, не ставший полноценным – большинство вузов упаковали прежнюю программу специалитета в четырехлетний формат, сократили некоторые дисциплины. Студентам стало труднее учиться, а работодатели не считают бакалавров полноценными юристами и стремятся брать выпускников магистратуры, которые получили опыт работы.
Важно, считает декан факультета права ВШЭ, выработать практическую направленность образования, открыть вузы для будущих работодателей и применения новых технологий.
Следует воспользоваться уроками пандемии, чтобы развивать новые технологии образования, повысить его конкурентоспособность
Научный руководитель факультета права ВШЭ Антон Иванов обратил внимание, что конкуренция на юридическом рынке во многом вызвана большим количеством выпускников юридических факультетов непрофильных вузов. Он рассказал, что из 100 кандидатов на должность водителя 15 имели диплом юриста, при этом среди них не было ни одного выпускника ВШЭ, МГУ и МГЮА.
Но решить проблему сокращения приема непросто. Попытки сократить неэффективные вузы и факультеты уже предпринимались, но встречали упорное сопротивление самих вузов и региональных лоббистов. Вариант шоковой терапии – перевода юридических факультетов на платное обучение, предполагающий естественную смерть факультетов, не пользующихся спросом, – также невозможен.
«Я не вижу, как этот вопрос будет решен, пока деньги размазываются по всем вузам, эффективным университетам не хватает денег на развитие, неэффективные их проедают», – говорит он. В нынешней ситуации, полагает Антон Иванов, надо решать проблемы в конкретных вузах, улучшать качество преподавания.
Он уверен, что цифровизация изменит лицо права, расширит сферу его применения и интенсивность регулирования, это может привести к сближению правовых конструкций, применяемых в разных странах.
Системы искусственного интеллекта в праве будут базироваться на трех разных подходах: американском, китайском и европейском. В Китае человеческие ценности будут ниже алгоритмов искусственного интеллекта, европейский основан на примате ценностей личности, американская модель предполагает большую свободу и манипулирование ценностями без уважения к ним. Это породит конкуренцию между этими моделями, а не правовыми системами.
Кроме того, на развитие правовых систем и юридического образования будет влиять расширение санкций. Они уже распространяются на значительную часть территории и населения Земли, что влияет на международный правовой режим.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России, член наблюдательного совета Центра технологического трансфера ВШЭ Андрей Цыганов отметил, что современный юрист должен обладать широкими компетенциями и привел пример, что компании, участвующие в одной из сделок, находящейся на рассмотрении ФАС, действуют сразу в 37 юрисдикциях.
Глобализация и цифровизация экономики и сделок в ней повышают роль правового анализа
Ситуация усложняется: сейчас суды уже не отменяют сделки о поглощении просто по факту создания новых крупных игроков, они исследуют, что весомее: положительный экономический эффект или вероятное нарушение закона.
Андрей Цыганов рассказал, что ФАС содействовала созданию в университетах около 50 кафедр, где готовят специалистов по конкурентному праву, но это не решает проблемы необходимости междисциплинарного образования. Профессионалов, способных оценить антимонопольные риски, экономические преимущества и правовые последствия, по-прежнему единицы.
Руководитель международного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным культурным и информационным правам» ВШЭ Михаил Федотов подчеркнул, что юрист в области авторского, информационного и смежных прав должен детально изучить международные конвенции и законодательство других стран, поскольку вопросы авторских прав и их использования решаются по-разному.
В частности, согласно российским законам, колоризация фильма и организация платного доступа к нему нарушает неимущественные авторские права на неприкосновенность произведения и его переработку.
Однако организовавшая это студия может находиться в другой стране, где колоризация не считается искажением, и произведение считается размещенным в общем доступе. В этой ситуации суд и юристы, представляющие стороны, столкнутся с конкуренцией юрисдикций. Решение суда в одной стране удалить цветную копию фильма с сервера не сможет остановить доступ к ней в других государствах.
Глобальные проблемы требуют глобального юридического мышления, уверен Михаил Федотов. Развитие правовых систем идет разными темпами, но в одном направлении. Отечественная правовая система вписывается в глобальное право человека и право цивилизованных народов.
Он подчеркнул важность проблемы определения границ и национальной принадлежности в киберпространстве, это необходимо для расследования преступлений, совершенных в Интернете, в том числе и в социальных сетях.
Заместитель министра юстиции Михаил Гальперин отметил, что юристы работают не только в бизнесе, но и в публичной сфере. Люди, уверен он, меняются медленнее технологий. Будет ли наш выпускник держать в руках гусиное перо или айфон, мы должны научить его методу мышления, научить применять общие правила в конкретных ситуациях и делать выводы на основании многих частных случаев, считает замминистра. Цифровизация не решит проблемы недостаточных навыков мышления.
Главным для студентов будут не абстрактные знания и хайповые специальности, а привлекательные человеческие модели. По мнению Михаила Гальперина, большинство студентов запомнили университет и учебу благодаря двум-трем преподавателям, чьи манеры и профессиональная харизма вызвали желание следовать их примеру.
Он напомнил, что главными активами многих ведущих зарубежных университетов являются профессора и эндаументы, созданные их благодарными выпускниками. Юридическое образование, должно быть дифференцированным, убежден он: будущие нотариусы могут учиться в массовых вузах. Для будущих адвокатов, берущих пример с Генри Резника и Михаила Барщевского, нужны «бутики». Тем же, кому право нравится интуитивно, нужны вузы широкого профиля с обучением дисциплинам на стыке наук, подытожил замминистра юстиции.
Зампред правления Внешэкономбанка Даниил Алгульян считает, что юридическое образование может быть достаточно консервативным. Важно сделать его центральной фигурой студента.
Сейчас меняются и клиенты, и запрос на юридические услуги. Эти изменения отражают большую гибкость, новые управленческие технологии и готовность к изменениям. Меняются и требования к юристам, они должны вливаться в многофункциональные рабочие группы. Работа юриста в компании направлена не на объяснения, почему нельзя совершить тот или иной шаг, а на поиск решения проблемы деятельности компании в правовом поле.
Концепция готового выпускника, не работает: сейчас нужен человек с платформенными качествами, способный менять и находить новый функционал
Партнер юридической фирмы Baker McKenzie Сергей Войтишкин отметил, что его компания принимает на работу только выпускников МГУ и МГИМО и ВШЭ. «Качество выпускников удовлетворяет, это молодые люди с фундаментальным образованием, у них горят глаза, они хотят преуспеть в профессии», – сказал он.
Важно осваивать базу, которая не всегда нужна в повседневной работе, но помогает решать усложняющиеся задачи в хаосе российского и иностранного регулирования. Другим базовым навыком он назвал умение говорить и писать, так, чтобы донести оценку риска до клиента и руководителя.
«Мне кажется в нашей юридической школе есть все, чтобы растить крутых специалистов, при условиях, что они готовы к изменениям и учебе», – подытожил Сергей Войтишкин.
В панельной дискуссии приняли также участие член совета директоров АО «Мегаполис» Алексей Андронов и руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Екатерина Майорова.
В секции «Проблемы юридического образования в новом мире» заместитель декана факультета права ВШЭ Александр Корниенко отметил, что предполагается изменить подход к высшему и дополнительному образованию.
В частности, планируется, что выпускники получат больше конкретных компетенций и коллективных навыков, предполагается развивать цифровые технологии в приоритетных направлениях и экспертное направление работы.
Факультет стремится удержать сильных профессоров, наращивать прием сильных абитуриентов через развитие олимпиад, работу со школами и выходить на новые рынки, в том числе привлекая больше студентов из других государств.
Для развития юридического образования и науки важны также междисциплинарность и расширение портфелей двойного диплома, в ближайшее время планируется новая программа с Лионским университетом.
Другим важным аспектом юридического образования Александр Корниенко назвал непрерывность обучения.
Это, полагает он, позволит ВШЭ развивать и программы дополнительного образования. Он назвал три приоритета современного юридического образования: междисциплинарность, в том числе подготовку юристов по цифровизации, чтение курсов топ-менеджерами и юристами и возможность создания уникальных программ профессорами с высокой научной квалификацией. «Я вижу что факультет права конкурентоспособен, мы видим и понимаем рынок», – резюмировал Корниенко.
Вице-президент по правовым вопросам Ozon Артем Афанасьев уверен, что в современных условиях правовые знания быстро теряют актуальность, практические навыки должны играть главную роль, а образование должно продолжаться всю жизнь. Нынешнее юридическое образование он считает чрезмерно теоретическим, тем не менее знание фундаментальных дисциплин способствует развитию широкого кругозора и стратегического мышления.
Юристы в бизнесе должны стать драйверами компаний, способными выработать решения, отражающие глубокое понимание права и его возможностей
Артем Афанасьев предложил создавать совместные кафедры с бизнесом, что позволяло бы вузам лучше понимать запросы работодателей, выпускать востребованных специалистов.
Еще одна инициатива – создать в вузах реестр студентов-«звезд» и отличников, что облегчило бы работодателям поиск талантливых выпускников.
В работе секции приняли участие также директор Центра корпоративного обучения Высшей школы бизнеса ВШЭ Наталья Шумкова, руководитель департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин ВШЭ Николай Дмитрик, доцент департамента правового регулирования бизнеса факультета права ВШЭ Елена Мохова, директор АНО «Исследовательский центр юридического менеджмента» Елена Леонтьева, управляющий партнер BGP Litigation Ирина Акимова и член правления по правовым вопросам SBI Bank LLC Лариса Пак.
Подводя итоги конференции, декан факультета права ВШЭ Вадим Виноградов подчеркнул важность проведения первой «гибридной» конференции, совмещающий офлайн и онлайн режимы. По его мнению, пандемия подчеркнула значение личного общения для обмена идеями для развития науки и образования. «Люди устали от онлайн-форматов и рады встрече», – отметил он.
Дмитрик Николай Андреевич
Корниенко Александр Сергеевич