Приоритеты в развитии определены
На факультете государственного и муниципального управления Высшей школы экономики введена должность научного руководителя. О целях изменений структуры управления и о стратегии развития факультета в интервью порталу рассказывают научный руководитель факультета Алексей Барабашев и новый декан Федор Прокопов.
— Федор Тимофеевич, Алексей Георгиевич, какова цель происходящих структурных изменений на факультете?
А. Барабашев:Алексей Барабашев
— Факультет один из самых динамичных подразделений в Вышке, и ведущий факультет данного профиля по приему абитуриентов, по качеству образования в стране, обладающий большим профессиональным коллективом, известный в России и за рубежом. Но для того чтобы и дальше успешно развиваться требуется увеличение управленческих возможностей, расширение пространства для маневра. Необходим свежий взгляд на вещи, большая оперативность принятия решений. Шаги в этом направлении обсуждались в течение года, сейчас мы подошли к стадии практических действий. Управленческая система с разделением на научное руководство и на деканов обладает огромным потенциалом с точки зрения стратегического управления и планирования. Эта традиция заложена в ВШЭ давно – в университете есть президент, научный руководитель, ректор. И факультеты должны двигаться по тому же пути. Федор Тимофеевич Прокопов обладает колоссальным опытом работы в сферах госуправления и бизнеса, и это значит, что с его приходом факультет будет обладать большей свободой маневра в тех областях, в которых раньше не было достаточно связей.
Ф. Прокопов:
— Для любой организации, особенно для такой динамично развивающейся как ВШЭ, ротация кадров, привлечением новых специалистов – это нормальная практика, направленная на развитие имеющегося потенциала.
— Федор Тимофеевич, до прихода на факультет вы уже работали в Вышке на кафедре теории и практики взаимодействия бизнеса и власти. Параллельно были исполнительным вице-президентом РСПП. Будет ли использован опыт работы в госструктурах, опыт взаимодействия с бизнес-сообществом для развития факультета?
— У каждого человека есть свой уникальный жизненный опыт, и мой опыт имеет свою специфику. В чем-то он, несомненно, отличается от опыта коллег, работающих на факультете. Десять лет я отработал в Научно-исследовательском экономическом институте при Госплане СССР, начинал экономистом, позже работал исполняющим обязанности заместителя директора. Мне было тридцать три года, когда оттуда меня пригласили в правительство. Я был первым заместителем министра труда и занятости населения и руководителем службы занятости населения, так что есть опыт работы на высоких государственных и министерских позициях. Работал я и в бизнесе, а последние годы был исполнительным вице-президентом в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Это дало мне уникальный опыт взаимодействия с институтами власти, который будет использован на благо факультета. При этом академическую деятельность я не прекращал, защитил кандидатскую и докторскую диссертации, с 1993 года преподаю, есть защитившиеся аспиранты.
— Скажутся ли кадровые изменения на реализации концепции развития факультета?
Ф. Прокопов:
— Любая концепция является живым документом, поэтому она должна обновляться. И наша задача в ближайшие месяцы уточнить концепцию развития факультета, на ее базе построить рабочую программу действий, понятную сотрудникам, преподавателям, студентам. Среди приоритетных направлений можно выделить следующие. Во-первых, обновление программного ядра дисциплин учебного плана для бакалавров (core курсов, вариативной части программ). Мы хотим сделать выпускников еще более конкурентоспособными профессионалами. Во-вторых, увеличение конкурентоспособных магистерских программ, прежде всего за счет открытия новых. Наша стратегическая цель – стать лидером российского рынка образовательных услуг в области общественного сектора. Есть расширяющаяся потребность в профессионалах, работающих в самых различных некоммерческих организациях, в бюджетном секторе. Третье направление работы связано с расширением аспирантуры и докторантуры на факультете, четвертое – с усилением научно-исследовательской компоненты и с вовлечением большего количества сотрудников и студентов в научную деятельность.
Еще одна сфера деятельности, о которой хотелось бы сказать – это создание «револьверных» программ, то есть коротких образовательных программ дополнительного профессионального образования. И здесь у факультета есть преимущества, ведь к сотрудничеству можно привлечь лучшие кадры всего университета. Считаю, что факультет и ВШЭ имеют все шансы укрепить позиции в области публичной политики и госуправления.
А. Барабашев:
— Наши программы подготовки бакалавров по своему характеру близки к тому, что заложено в госстандарте, который разрабатывался с участием сотрудников нашего факультета как универсальный стандарт для большинства факультетов нашего профиля. Но мы как научно-исследовательский университет должны двигаться вперед, мы должны ориентироваться на уровень намного выше среднего. Мировая тенденция – уход от классического понимания государственного управления в сторону публичного управления, взаимодействия с гражданским обществом (public administration, public policy, public affairs). Мы должны трансформировать образовательные программы именно в этом ракурсе, работать с некоммерческими организациями, готовить специалистов для управления и аналитической работы не только в госаппарате, но и в некоммерческом секторе, бюджетных организациях.
Необходимо создать магистерские программы, которые будут связаны с реальными потребностями страны и с потребностями работодателей в различных отраслях. В прошлом году мы открыли новую программу «Управление и экономика здравоохранения», и это прекрасный пример «попадания в точку» в ответ на запрос рынка. Но этим дело не должно ограничиваться, необходимо нащупать направления, интересные для работодателей, а значит и интересные для потенциальных магистрантов.
— По какому принципу происходит разделение полномочий декана и научного руководителя факультета?
Ф. Прокопов:
— С формальной точки зрения существует Положение о факультете государственного и муниципального управления, где прописан основной функционал, распределены полномочия между деканом и научным руководителем. Но есть и вторая сторона медали: мы должны сформировать сильную работоспособную команду, которая сможет достигать стратегических целей, о которых мы только что говорили. И это можно сделать только вместе.
— Как скажутся происходящие изменения на жизни факультета, изменится ли что-то для профессорско-преподавательского состава, для студентов?
Ф. Прокопов:
— Никаких переворотов не ожидается. Конечно, мы не исключаем, что воплощение поставленных перед факультетом стратегических задач развития потребуют изменений внутри факультета. Возможно расширение поля деятельности отдельных кафедр, может быть, но не факт, создание новых кафедр или уточнение кафедральной структуры факультета, укрепление институционального взаимодействия между факультетами и институтами ВШЭ в области публичной политики. Мы рассчитываем на то, что со временем, если будет больший спрос со стороны абитуриентов, мы сможем расширить аудиторный фонд, привлечь новых преподавателей.
— Алексей Георгиевич, за годы работы на факультете вам удалось значительно укрепить позиции факультета в профессиональном международном сообществе. Каковы ваши планы в связи с новым статусом?
А. Барабашев:
— Одна из главных задач, стоящих перед факультетом, – это выход на международный рынок образовательных услуг, наши программы должны котироваться не только в России. Факультет высокого класса характеризуется тем, что на него идут учиться студенты из разных стран. А для этого нам надо иметь хороший контингент международных преподавателей, которые могут читать курсы на английском языке. К нашим программам уже сейчас есть устойчивый интерес со стороны студентов из партнерских университетов, буквально вчера я получил письмо из Тулузы с просьбой принять на семестр 10-15 студентов. Они будут стараться выучить русский язык, но все же мы должны обеспечить хотя бы стартовые 5-6 курсов на английском языке.
Если говорить в целом о моих планах и ожиданиях, то как говорил Мартин Лютер Кинг, «I have a dream». Я могу сказать о своих мечтах. Как научный руководитель факультета я должен активно публиковаться. Сейчас я пишу 8-10 работ в год, во многом в связи с НИРами, при этом мое субъективное ощущение, что коэффициент полезного действия здесь равен 15-20 процентам. Моя мечта, чтобы мой КПД достиг 50 процентов, что означает: больше заниматься теорией, сочетать стратегическое видение проблем публичного управления с преподаванием и консалтингом. На мой взгляд, наука – это та область, в которой научный руководитель должен пробивать дорогу для всех.
Вторая моя мечта – иметь визави для обсуждения стратегических планов. И я очень рад, что на факультет пришел Федор Тимофеевич, потому что он обладает большим практическим опытом в решении стратегических задач, и нам есть что обсудить. Развитие есть только там, где существует баланс сил и взаимная блокировка неправильных ходов.
И последняя мечта связана с Международной научной конференцией «Повышение эффективности оказания государственных услуг», которую в этом году мы провели впервые. Я считаю ее самым значимым событием научной жизни факультета. Нам удалось собрать специалистов высочайшего уровня: нобелевских лауреатов, редакторов ведущих зарубежных журналов, глав министерств. И мне бы очень хотелось, чтобы эта конференция стала для нас регулярным событием.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Факультету государственного и муниципального управления — 10 лет
25 апреля факультет государственного и муниципального управления ВШЭ отмечает свое 10-летие. О прошлом, настоящем и будущем факультета рассказывает его декан Федор Прокопов.
«Мы во всем были первыми»
23 февраля свой день рождения отмечает декан факультета логистики ВШЭ Валентина Дыбская. В интервью порталу она рассказала о популяризации логистики, о том, что ей и ее коллегам удалось сделать за время работы в ВШЭ, и перспективах развития факультета.
«Чтобы дольше сохранилось чувство праздника»
Накануне Дня Вышки декан факультета филологии ВШЭ Елена Пенская рассказала корреспонденту портала о том, как развивается этот, «непрофильный» для Высшей школы экономики, факультет, какие события в жизни университета, на ее взгляд, можно считать этапными и в чем «секрет» качественного роста вуза.
Новое направление подготовки
В этом году прошел первый набор на направление подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» в бакалавриат факультета гуманитарных наук, который недавно создан в Нижегородском кампусе ВШЭ.
Новый факультет — новые формы обучения
В следующем году в Высшей школе экономики откроется факультет дизайна, и студенты ныне действующего отделения «Дизайн» МИЭМ ВШЭ продолжат обучение на новом факультете. О том, чем будет отличаться программа обучения на этом факультете от аналогичных программ в других вузах страны, рассказывает советник ректора, организатор направления «Дизайн» ВШЭ Татьяна Ривчун.
«Будем корректировать курс, не отрицая своего прошлого»
На факультете экономики ВШЭ появились изменения в руководстве. О том, что в связи с этим ждет студентов и преподавателей, а также о планах развития рассказывают прежний декан, а ныне научный руководитель факультета Владимир Автономов и новый декан Олег Замулин.
«Наши действия должны базироваться на здравом смысле»
25 ноября на заседании Ученого совета Высшей школы экономики подводились итоги учебно-методической работы в университете за последний год, а также было объявлено об открытии ряда магистерских программ и новых направлений подготовки бакалавров в различных кампусах ВШЭ.
«Прием на первый курс ВШЭ стал рекордным»
Проректор ВШЭ Григорий Канторович комментирует результаты приема абитуриентов бакалавриата в Высшую школу экономики в этом году.
С признательностью за работу
Ректор ГУ-ВШЭ удовлетворил просьбу об отставке декана факультета психологии Высшей школы экономики Аллы Болотовой. Исполняющим обязанности декана факультета назначен Владимир Штроо.
«Преподавание истории должно стать иным»
Декан открываемого в следующем учебном году факультета истории ГУ-ВШЭ Александр Каменский рассказывает о возможностях совершенствования модели исторического образования, связанных с изменениями в российском образовании.