Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE
В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.
«Как мотивировать студентов активно участвовать в онлайн-занятиях? Как поддерживать их вовлеченность?» — таким вопросом сейчас задаются многие преподаватели Высшей школы экономики. Чтобы помочь им найти ответ на этот вопрос и рассказать им о практиках, применяемых коллегами, проект «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» организовал серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в учебном процессе. Все они проходили дистанционно.
«Такой формат мастер-классов дает возможность именно поиграть, то есть сами преподаватели могли стать участниками команды и примерить на себя роль студентов, увидеть игру их глазами, — отмечает директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко. — Я думаю, что это очень ценно, потому что в реальной ситуации учебного процесса преподаватель видит игру “с капитанского мостика”. Поэтому интерактивность мы здесь ставим на первое место».
По словам Оксаны Черненко, тема онлайн-игр была выбрана неслучайно: «Игры помогают сохранить командный дух студентов, развивают soft skills и другие навыки, дают возможность и мотивировать студентов, и обеспечить их активное участие в занятиях, особенно в условиях онлайна».
Мы использовали игровой формат и до дистанта. Но сейчас вопрос именно в том, как адаптировать его к новой реальности учебного процесса
Всего «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» организовал три мастер-класса, ведущими которых стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ.
Оксана Черненко, директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ
В конкурсах Фонда образовательных инноваций коллеги участвуют в инициативном, «заявительном порядке»: они описывают, что нового они придумали, как они это используют в преподавании, какова доказательная база того, что это хорошо работает. Истории этих конкурсов больше 10 лет. Но сейчас, в связи с переходом в полный онлайн, у преподавателей возникает огромный интерес к цифровым учебным инструментам коллег, поэтому он особенно актуален.
В весеннем конкурсе 2020 года (обычно он проводится дважды в год: весной и осенью) мы ввели номинацию «Использование цифровых инструментов в онлайне». Также у нас была традиционная вольная номинация. Эти номинации — словно маяки, указывающие, что сейчас наиболее востребовано в учебном процессе. Победители весеннего конкурса и стали ведущими мастер-классов по онлайн-играм.
Каждый ведущий выбрал интересную для себя тему и рассказал о своем «цифровом инструменте». Мария Горденко, старший преподаватель факультета компьютерных наук московского кампуса Вышки, провела мастер-класс «Игра-дискуссия как элемент образовательного процесса» (на примере игры-дискуссии «Апельсины»), адресованный самому широкому кругу участников. 74 преподавателя подключились к мастер-классу и принимали активное участие в игре, отрабатывая стратегии командного и группового взаимодействия.
«Деловая игра позволяет смоделировать конкретную ситуацию, отработать те или иные навыки на практике и способствует лучшему пониманию и усвоению материала за счет реальной отработки ситуации, — делится мнением Мария Горденко. — На мастер-классе мы с коллегами поговорили об истории деловых игр, их классификациях, способах и инструментах проведения. Большое внимание, конечно же, было уделено играм в онлайн-формате. Все коллеги, разделившись на команды, приняли участие в игре-дискуссии „Апельсины“, которая направлена на выработку общего решения двух противостоящих друг другу команд. Надеюсь, что коллегам удалось почерпнуть новые „фишки“ и идеи, и они будут их применять в своих курсах».
Доцент факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики НИУ ВШЭ — Пермь Михаил Плаксин провел два мастер-класса — «Игра Envisioning & Planning в технологии Microsoft Solution Framework for Agile» и «Игра “Scrum: ритуалы и артефакты”». Участники первой игры познакомились со специальными понятиями «бригада равных», «ролевая бригада», «стейкхолдеры», «проблемное месиво» и др., а также конкретными ролями технологии MSF.
«Участие в мастер-классе не требовало предварительного изучения технологии MSF for Agile, но инструкции к игре были весьма детализированными, а сама тема оказалась ближе тем, кто так или иначе связан с computer science, — объясняет Вероника Салтыкова, руководитель проектной группы «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке». — Поэтому группа добровольцев провела игру как бы „на сцене“, остальные же участники могли остаться в роли наблюдателей и задавать по ходу игры вопросы ведущему».
Также Вероника Салтыкова рассказывает, что для сохранения методического фокуса «самой игре обязательно предшествовало теоретическое вступление, а после ее проведения ведущий и участники анализировали полученные результаты, а также разбор методики самой игры».
Второй мастер-класс «Игра “Scrum: ритуалы и артефакты”» Михаила Плаксина был адресован, прежде всего, «продвинутым» пользователям. Участие в нем подразумевало предварительное знакомство с технологией Скрам (одна из самых популярных Agile-технологий на сегодня).
Своими впечатлениями поделился и участник всех трех мастер-классов, доцент факультета экономических наук Генрих Пеникас. Он отметил, что игры, представленные ведущими, развивают два навыка, важных не только для преподавателей, но и для всех современных людей: «Во-первых, это командное взаимодействие. Боюсь, пандемия и удаленный формат общения создают существенные риски для развития такого навыка, особенно у студентов, вступающих в полноценную взрослую жизнь. Здесь важно уметь слушать, спрашивать и слышать других. При этом есть второе достоинство игр. Думаю, оно прошло в фоновом режиме. Оно даже важнее для преподавателей и более исследователей, чем для студентов. Это, в первую очередь, подходы Agile и Scrum, которые демонстрировал Михаил Плаксин. Дело в том, что, на мой взгляд, будущее исследований именно за применением таких подходов. Поэтому всем преподавателям рекомендую познакомиться с подходами Agile и Scrum. Игра Михаила Плаксина — достойная возможность для этого!»
В условиях полного перехода в онлайн-обучение формат коротких, но информативных мастер-классов оказался очень востребованным среди преподавателей университета. Поэтому в ближайшее время проект проведет еще несколько подобных мероприятий.
Вероника Салтыкова, руководитель проектной группы «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке»
Самая актуальная тема сейчас — это, конечно, подходы и инструменты для преподавания в цифровой среде. В декабре мы планируем провести мастер-класс по организации командной и групповой работы в онлайн-формате с помощью различных цифровых инструментов (Trello, Miro и др.). Его проведет доцент факультета социальных наук Наталья Антонова. Также готовится мастер-класс об использовании технологии 3D-моделирования для решения академических и практических задач от Илианы Исмакаевой, преподавателя социально-гуманитарного факультета пермской Вышки, победительницы весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций. В начале следующего года планируется еще один мастер-класс по онлайн-играм, ведущим которого также выступит победитель весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций Максим Сторчевой, доцент Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург). На наш взгляд, чрезвычайно важно популяризировать лучшие педагогические практики и разработки, рассказывать о них коллегам и делиться современными методиками работы в цифровой среде, чтобы поддержать преподавание в нынешних непростых условиях.
Подробнее о мероприятиях «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» можно прочитать на официальной странице проекта.
Вам также может быть интересно:
В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России
В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.
Проект Teach4HSE впервые поделится опытом с внешними слушателями
Продолжается набор на новую двухнедельную программу повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» для преподавателей российских вузов, которая стартует 29 января. В ее основе лежит семилетний опыт внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» (Teach4HSE). Рассказываем об итогах его реализации в уходящем 2023 году и о его роли в повышении качества преподавания в НИУ ВШЭ.
НИУ ВШЭ поможет коллегам из российских вузов повысить качество преподавательской работы
29 января в Высшей школе экономики стартует новая программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» в формате мастерской. Ее слушателями могут стать вузовские преподаватели, заинтересованные в повышении качества своей профессиональной деятельности. Программа разработана с учетом семилетнего опыта реализации проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке», рассчитана на две недели и состоит из двух частей — очной и дистанционной.
«Говорить просто о сложном»: Вадим Радаев рассказал, как удерживать внимание аудитории
В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев поделился с преподавателями университета педагогическими находками. Основываясь на своем опыте, опыте своих учителей и беседах с коллегами, он ответил на вопросы о различных аспектах удержания внимания студенческой аудитории и привел примеры эффективных приемов и техник.
«Нужно не занижать оценки, а дифференцировать»
Проект Teach for HSE в рамках своего традиционного курса повышения квалификации «Teach for HSE / Преподаем в Вышке: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» организовал открытую лекцию первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Страсти по оценкам: что происходит вокруг оценивания студентов». На лекции Вадим Радаев разъяснил, почему растет давление на преподавателей со стороны студентов по поводу оценок, охарактеризовал перспективы борьбы университета с инфляцией оценок и рассказал о принципах, на которые следует опираться при оценивании.
«Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений»
В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» состоялся двухдневный семинар Teachers’ Day 2021 «Преподавание и обучение в эпоху цифровой трансформации: современные подходы и практики». Спикеры и участники мероприятия рассказали об идеях и инсайтах, приобретенных за период дистанционного и гибридного обучения, рассмотрели вопросы цифрового этикета и психологические аспекты онлайн-преподавания, обсудили новые траектории и возможности профессионального развития преподавателей.
Кризис современного преподавания: новая этика, борьба с иерархией и снижение мотивации
Завершился очередной курс повышения квалификации для преподавателей от проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Он продлился с января по июнь 2021 года и был адресован сотрудникам университета. Тема курса — «7 ключевых принципов преподавательского мастерства», а его финальным мероприятием стала открытая лекция профессора, первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Кризис современного преподавания».
В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»
В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.
«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE
Финальную лекцию курса «Teach for HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» прочитал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор Вадим Радаев. Выступление, посвященное современным проблемам преподавания, а также их решению, мог послушать любой желающий. Открытая лекция прошла в онлайн-формате сразу на двух платформах: Youtube и Zoom. Всего в ней приняли участие более 400 преподавателей из разных кампусов Вышки, а также представители других университетов.
Teach for HSE поможет использовать 3D-моделирование в преподавании
В декабре проект Teach for HSE организовал для преподавателей НИУ ВШЭ очередной обучающий мастер-класс. Занятие под названием «От фотографии к 3D-модели: технология 3D-моделирования в учебной и проектной деятельности» в онлайн-формате провела преподаватель социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Илиана Исмакаева — победительница весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.