Персонализация в образовании: от программируемого к адаптивному обучению
Адаптивное обучение – один из наиболее эффективных способов передачи знаний и навыков на современном этапе развития образования. Центр вычислительных наук об образовании Дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ опубликовал в журнале «Современная зарубежная психология» статью, посвященную перспективам персонализации в образовании на основе перехода от программируемого обучению к адаптивному.
Доклад по данной статье был представлен на семинаре, организованном Центром смешанного обучения и Московским государственным психолого-педагогическим университетом.
В исследовании представлен обзор тематической литературы с кратким анализом предпосылок возникновения адаптивного обучения, основных современных подходов и методов его реализации, образовательного потенциала адаптивных платформ и перспективных направлений развития.
Авторы ставили пред собой задачу проследить основные этапы развития обучения: от относительно жесткой системы программируемого обучения к более гибкой и пластичной системе адаптивного обучения, максимально ориентированного на индивидуальные особенности обучаемого.
«Идея написать статью возникла еще несколько лет назад, когда руководитель Центра Дмитрий Аббакумов вел колонку, посвященную адаптивному обучению, — рассказывает аналитик Дирекции по онлайн-обучению Екатерина Каляева. — В прошлом году Центр вычислительных наук организовал семинар о включении адаптивных элементов в онлайн-курсы».
«При подготовке к семинару мы с коллегами проанализировали большое количество специализированной литературы, — поясняет Дарья Кравченко, заместитель руководителя Центра вычислительных наук об образовании. — Нам не удалось найти работу, которая включала бы в себя обзор работ об адаптивном обучении, начиная с предпосылок возникновения, заканчивая тенденциями развития. Благодаря этому идея укрепилась, и мы приступили к работе. К сожалению, нам не удалось включить в статью полный текст работы, так как у журнала есть ограничения по количеству знаков и источников литературы. Поэтому в ближайших планах следующая публикация о теоретико-методологических подходах, лежащих в основе подходов к разработке и реализации адаптивных систем обучения».
Результаты исследования направлены на формирование общих представлений об адаптивном обучении и основных тенденциях его развития в современных условиях.