«Мы не возвращаемся к специалитету — мы улучшаем бакалавриат»
Факультет права Высшей школы экономики теперь готовит бакалавров в течение пяти лет. Чего ждать от нового, пятилетнего бакалавриата? Как изменится обучение юристов в Вышке? На эти и другие вопросы ответили руководители факультета права: заместитель декана по развитию Роман Янковский, заместитель декана по работе с абитуриентами Ксения Барышева и академический руководитель программы «Юриспруденция» Булат Назмутдинов.
Почему вы вводите пятилетний бакалавриат?
Около десяти лет назад юридические вузы перешли со специалитета на бакалавриат. Однако никто не смог полноценно сжать пятилетний объем юридических курсов в четыре года. Как следствие, выросла нагрузка, но студенты не стали лучше знать право: большой объем информации приходится изучать в очень сжатые сроки, это порой становится неэффективно и непродуктивно. В результате работодатели скептически относятся к выпускникам четырехлетнего бакалавриата, требуют диплом магистра. Новый формат — пятилетний бакалавриат — позволит решить эту проблему.
Чем отличается пятилетний бакалавриат от четырехлетнего, кроме дополнительного года? Что нового появится у студентов?
За счет дополнительного года мы гибко распределим нагрузку, добавим практическую специализацию в бакалавриат, зарезервируем место для новых форматов обучения.
На третьем курсе наши студенты выберут профессиональный путь — образовательный трек. Раньше студенты выбирали из полусотни дополнительных дисциплин, сейчас мы привели их к нескольким траекториям, свели в «пакеты»: будет, к примеру, специализация по частному праву, международному праву, экономическому уголовному праву.
Каждый трек будет включать базовый набор дисциплин, необходимых для работы по тому или иному направлению — в том числе междисциплинарных предметов
Дополнительный год также позволит нам ввести новые форматы обучения — проектную работу и курсы по soft skills. Это позволит давать не только знания, но и навыки, на что раньше у студентов не хватало времени. Также увеличится количество часов практики, станет больше командной работы, будет сильнее выражена междисциплинарность.
Может быть, лучше убрать ненужные предметы, не давать дополнительных курсов? Сокращать срок обучения, чтобы студенты скорее могли выйти на работу?
Во многих юридических вузах студентам действительно дают избыточное количество обязательных курсов. Федеральный стандарт предполагает 24 обязательных дисциплины, включая экологическое право, право социального обеспечения и т.п. Многие считают, что это чрезмерный набор: на практике юрист этими дисциплинами пользоваться не будет. Тем не менее большинство вузов обязаны соблюдать федеральный стандарт.
Но Вышка — национальный исследовательский университет. Это дает нам право отказаться от части обязательных предметов. Более того — мы уже это сделали. В нашем учебном плане экологическое, земельное право, криминалистика и многие другие предметы не обязательны, их можно не выбирать. Другими словами — все, что можно, мы уже исключили из обязательных предметов. Если идти дальше, придется отказываться от административного права или, скажем, уголовного процесса, но это, на наш взгляд, уже перебор.
С другой стороны, мы действительно даем дополнительные предметы, они предлагаются по выбору, в рамках треков. Но здесь важно понимать, что, во-первых, трек — это осознанный выбор. Студент проходит практику, общается с работающими юристами, с выпускниками, и затем уже решает, какие предметы ему нужны. Никто дополнительные предметы студенту не навязывает. Во-вторых, студент вправе скорректировать программу, взяв предметы даже из соседнего трека в качестве факультатива, если ему (например, после стажировки в фирме) кажется, что так будет полезнее. Мы не мешаем студенту делать выбор, если этот выбор осознанный.
Некоторые говорят, что студенту-юристу надо дать минимум знаний и скорее бросить в профессию, чтобы он всему научился на практике. Но так мы рискуем получить вечных недоучек, paralegals — помощников юристов, которые будут всю жизнь, условно говоря, заполнять типовые формы, потому что ничему их больше не научили. Налоговое или корпоративное право с нуля на работе не выучить, это нужно получать в вузе.
Студенты боятся, что вместо шести лет им теперь придется учиться на юриста семь лет. Это так?
Большинство юристов, работающих в крупных компаниях или адвокатских бюро, имеют степень магистра или специалиста. Но почему? Потому, что работодатели не воспринимают бакалавров как состоявшихся профессионалов. Многие считают бакалавриат заготовкой, которую обязательно нужно довести до ума в магистратуре. В результате студенты вместо пяти лет начали учиться шесть лет, а магистратура стала в некоторой степени обязательной ступенью образования.
Мы хотим переломить этот тренд, сделать бакалавриат полноценной образовательной ступенью – чтобы студент, приходя сюда, знал: он закончит учебу готовым юристом, ему не придется учиться еще два года, чтобы устроиться на работу
Мы дадим ему те фундаментальные знания, ради которых и поступают в классический вуз, за пять лет вместо шести. Для этого, с одной стороны, мы перестраиваем бакалавриат, и, с другой стороны, работаем с работодателями, чтобы они видели, чем наши бакалавры отличаются от выпускников других вузов.
Так что корректный ответ — чтобы стать настоящими юристами, наши студенты будут учиться не семь лет вместо шести, а пять, на год меньше.
Магистратура, получается, тоже изменится вместе с бакалавриатом?
Да, безусловно, выпускникам пятилетнего бакалавриата не будет нужна паллиативная, формальная магистратура. Они пойдут в магистратуру не за дипломом, а за углубленной специализацией, либо за иностранным правом, либо в погоне за академической карьерой. Например, выпускник проработает в сфере банкротства несколько лет, и потом сделает выбор: оставаться бакалавром, пойти в специализированную магистратуру по банкротству, заняться наукой или поступить в зарубежную магистратуру, чтобы выучить язык и зарубежное право. Главное — после нескольких лет стажа этот выбор будет осознанным.
Общие магистратуры без четкой специализации в такой системе студентам Вышки не будут нужны. Они потребуются либо иностранцам, которые хотят выучить российское право, либо бакалаврам других специальностей.
Вышка всегда продвигала Болонскую систему (бакалавриат-магистратура), а теперь, получается, вернулась к пятилетнему специалитету?
Пятилетний бакалавриат — это не возврат к специалитету. В специалитете было много обязательных предметов — у нас их, наоборот, немного, обучение гибкое и вариативное. Была специализация по кафедрам — сейчас она будет по направлениям будущей работы. В специалитете не было майноров, НИСов и прочих новых форматов — мы их сохраняем. И, разумеется, сохраняются все преимущества Болонской системы: академическая мобильность (можно сдать часть предметов в другом вузе или в другом кампусе ВШЭ), система кредитов (удобно включать в диплом предметы, прослушанные в других вузах) и т.д. В результате вы получаете диплом бакалавра, который гораздо понятнее за рубежом, чем «специалист». В общем, нельзя сказать, что мы возвращаемся к специалитету — мы улучшаем бакалавриат, в некотором смысле идём дальше в рамках Болонской системы.
Расскажите о новых форматах. Чего работодателям не хватает в выпускниках нынешнего бакалавриата? И что появится в новом?
Работодателям и выпускникам не хватало надпрофессиональных навыков: soft skills (ведения переговоров, устной речи, навыков презентации, критического и аналитического мышления), умения работать в команде. В пятилетнем бакалавриате выделено время на развитие навыков — для этого мы создадим отдельные курсы, а также внедрим преподавание навыков в существующие дисциплины.
Мы реформируем программу обучения, внесем много интересного и полезного. Об этом можно долго рассказывать.
Важнее всего то, что мы расширим участие работодателей в определении формата обучения и в выборе дисциплин. Работодатели во многом знают лучше нас, чего не хватает юридическому образованию
Мы не будем изобретать велосипед и создадим формат постоянного диалога с ними. Юридические фирмы, адвокатские бюро, правовые департаменты в компаниях — мы их привлечём для того, чтобы подготовить полноценного юриста, которому не скажут: «Забудь все, чему тебя учили в институте».
Можете резюмировать: чего студентам не хватает в четырехлетнем бакалавриате и как вы с этим справитесь?
Студента в сжатые сроки заставили объять необъятное. Не было времени на осмысление материала, на самостоятельную работу, подготовку к занятиям. В этой гонке студенты стремились не понять предмет, а хорошо сдать экзамены, неправильно выстраивали приоритеты.
С введением пятилетнего бакалавриата появится больше времени на углублённое изучение важных предметов, на практику, на самоопределение и поиск себя. В результате выпускники нашего бакалавриата будут всесторонне подготовлены к работе и смогут осознанно выбрать свой путь в профессии.
Считаете ли вы, что Высшая школа экономики – единственный университет, где бакалавров юриспруденции будут учить пять лет?
Мы полагаем, что со временем и другие вузы присоединятся к этому формату. Текущий бакалавриат имеет недостатки, его очевидно нужно менять. Мы первыми перешли на пятилетнее обучение, но коллеги из других вузов уже активно интересуются новым бакалавриатом.
Беседовал: Дмитрий Гриц, адвокат, кандидат юридических наук