Что делать с ЕГЭ: четыре варианта на основе мирового опыта
Аналитики Института образования НИУ ВШЭ заявили о четырех вариантах решения проблемы ЕГЭ в условиях пандемии. Они изучили мировой опыт: многие страны изменили системы выпускных экзаменов в школах, чтобы свести к минимуму угрозу заражения для школьников. В России уже объявлено о сокращении ОГЭ и о сдвиге ЕГЭ на июнь. Исследователи Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ рассказали о плюсах и минусах мировых решений и о том, насколько реально применить их в России.
Четыре варианта включают: перенос экзамена на середину или конец лета (так сделают во многих странах, например, в Китае и Израиле), особые санитарные меры на экзаменах (Германия), перевод выпускных испытаний в онлайн (частично применяется в Финляндии), замена экзамена «средним баллом» по итогам учебного года — такая система вводится в Великобритании и Нидерландах.
К онлайн-ЕГЭ Россия пока не готова, — заявляют эксперты ВШЭ, ссылаясь, в том числе, на свои исследования технической и интернет-оснащенности школ и их учеников. О том, что единый госэкзамен не может быть заменен чем-то радикально — онлайн-тестом или «средним баллом», говорит научный руководитель Института образования Исак Фрумин: «В России ЕГЭ сформировался как институт, который в целом пользуется доверием граждан. Очень просто обрушить это доверие. Поэтому любые серьезные изменения не могут пройти без широкого и долгого обсуждения».
«Пандемия ускорила поиск новых решений для экзаменов с высокими ставками, — рассказал эксперт Всемирного банка Марк Зелман. — Например, с Израилем мы обсуждаем применение прокторинга – системы контроля за честностью во время экзамена — на основе искусственного интеллекта. Есть и другие решения, но это только начало пути к онлайн-экзаменам. Проводить их в этом году – утопия, но будущее за ними».
По мнению аналитиков ВШЭ, российский ЕГЭ лучше всего перенести — для этого, возможно, также сдвинуть сроки зачисления в вузы и колледжи и начало учебного года. Также эксперты предлагают проводить в этом году только те экзамены, которые потребуются для поступления, и не использовать формат ЕГЭ для итоговой аттестации. При таком варианте, например, можно не проводить «базовую математику» и некоторые другие экзамены. Это снизит нагрузку на систему и на детей.
Исследование опубликовано в серии «Современная аналитика образования Express» и находится в свободном доступе.