• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Художественный стиль – зеркало души»

В HSE ART GALLERY открылась персональная выставка профессора Школы дизайна ВШЭ, руководителя профиля «Дизайн среды» Александра Джикии. Новостная служба портала узнала у художника, как искать свой стиль и почему среду нужно оформлять профессионалам.

Графика, инсталляции, объекты, фотографии – свои работы в разных жанрах представил на выставке Александр Джикия. Искусство для автора экспозиции, по его собственному признанию, не имеет ограничений. Уже много лет он рисует, пишет стихи, фотографирует и занимается графикой.

«Если у человека широкий диапазон интересов, он много знает (причём не только в сфере искусства), то и его работы будут разнообразными и станут отражением его личности. Ведь стиль художника – это зеркало его души. При поиске собственного почерка важнее не искать метод рисования, а познать самого себя», – делится своим видением Александр Джикия. На выставке представлены самые ранние работы художника – его первые пробы собственного художественного языка. Несмотря на то, что эти произведения, по мнению автора, «неумелы», они несут след его личности, в них – особая энергетика молодости.

«В 80-е для нас, студентов, современными казались те художники, которые на Западе давно были уже неактуальны. Этот эффект заторможенного времени не объяснить поколению интернета, но мы вдохновлялись авангардом 20-х годов, любили Пикассо и Родченко, которые там давно уже были out of date», – рассказывает художник. По его словам, работы этого периода достаточно самостоятельны: он не смотрел иностранных художественных журналов и, по большему счету, не был знаком с актуальным западным искусством: «Однако, и тогда мир был един и общие идеи витали в воздухе: окажись я в те годы в Нью-Йорке, я стал бы близок к панк-экспрессионистам наподобие Жан-Мишеля Баския. Только даже тогда я был бы, наверное, немного образованнее и слегка жизнерадостнее».

Работы этого периода (начала 80-х) отражают жизнь автора и круга его друзей. Студенты, посетившие выставку, поделились впечатлениями от творчества преподавателя.

Лиза Гончарова
©Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики

«Я давно хотела попасть на выставку Александра Роллановича, так как видела его работы в интернете. Его произведения необычные, мало у кого есть подобные формы. Мне нравится, как он показывает людей, это шикарные иллюстрации», – говорит студентка 2 курса Лиза Гончарова.

Натия Ананидзе
©Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики

Вместе с Натией Ананидзе они учатся на профиле «Дизайн среды» (ОП «Дизайн»), которым руководит Александр Джикия. Натия признается, что поступала в Высшую школу экономики, чтобы учиться именно у него: «Выставка сногсшибательная. Я люблю работы Александра Роллановича и всегда вдохновляюсь ими. Абитуриентам советую поступать в Вышку: здесь дают свободу самовыражения, что здорово помогает развиваться в профессии».


Профиль «Дизайн среды» под руководством Александра Джикии открылся на образовательной программе «Дизайн» в 2015 году. Весной 2019-го университет выпустил первый поток по этой специальности.


 

По словам профессора, это направление дизайна сейчас очень актуально: «Дизайн среды – большая область дизайна, смежная с архитектурой, современным искусством и даже театральным действием. Мы стараемся учить студентов создавать художественные образы среды обитания современного человека, чаще всего жителя крупных городов. За примерами далеко ходить не надо, к дизайну среды относится оформление всего городского пространства – от вагонов метро до парадов на Красной площади».

Архитекторы создают конструкции, а дизайнеры среды наполняют эти объекты смыслами, определяя, что будет происходить в них, объясняет Александр Джикия.

Профессор считает, что главным для специалиста этой области является умение образно мыслить и создавать проекты будущих объектов. Немалую роль играет и умение выстраивать коммуникации с заказчиками и подрядчиками: «Дизайн среды – профессия более экстравертная, чем просто дизайн, она предполагает постоянную работу в связке с другими специалистами. Мы не преподаем психологию, но я всегда стараюсь обозначить, что способность находить общий язык с людьми не менее важна, чем талант».

О поступлении в Школу дизайна и тонкостях профессии абитуриентам расскажут в субботу, 19 октября. В 15:00 на бакалаврской программе «Дизайн» пройдет День открытых дверей. Для участия необходима регистрация.

Вам также может быть интересно:

«Эффективная практика по пересборке визуальных нарративов»: НИУ ВШЭ и Третьяковка исследовали инвалидность в искусстве

В Государственной Третьяковской галерее завершилась работа «Коллоквиума Disability Studies» –– серии образовательных встреч, посвященных обсуждению темы инвалидности и социальных отношений в произведениях искусства из собрания Третьяковки. Соавтором проекта выступил исследователь НИУ ВШЭ Никита Большаков. Темой финальной встречи стала «Справедливость».

Вышка и Эрмитаж закрепляют сотрудничество

24 июля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский официально подписали соглашение о сотрудничестве. Университет и музей будут работать над совместными проектами в области образования и заниматься научными исследованиями.

Искусство на торгах. Как устроен российский арт-рынок

Более 20 аукционных домов, около 100 значимых галерей, 9 крупных частных коллекционеров, свыше 20 тысяч профессиональных художников — все это отечественный арт-рынок, перспективный, но пока не вышедший из тени. Современные механизмы торговли произведениями живописи, графики, фотографии и скульптуры изучил Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ. Наиболее интересные факты из доклада «Российский рынок предметов искусства-2018» — в материале IQ.HSE.

Шапка-невидимка

Наряду с шапкой Мономаха, у русских правителей были другие драгоценные венцы. В их числе — высокая, похожая на папскую тиару золотая корона с самоцветами, сделанная в Англии по заказу Ивана Грозного. В Смутное время она исчезла из Москвы, оказалась в Польше на голове короля Сигизмунда III, затем побывала в Берлине залогом за долги, а потом и вовсе пропала. Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Александр Лаврентьев восстановил историю этой регалии.

Музей стахановцев

Что думают о своей работе сотрудники креативных кластеров.

В Вышке прошла открытая лекция художника Эрика Булатова

12 декабря в Вышке с открытой лекцией выступил Эрик Булатов, художник-авангардист, один из основателей соцарта. Декабрьские лекции Эрика Булатова, организованные Школой филологии НИУ ВШЭ, становятся традиционными — художник встретился со студентами, преподавателями и гостями университета уже второй раз.

«Все бизнес-идеи пусты, пока не попробуете их на деле»

Работа с прекрасным — это не только высокие материи, но и тонкий расчет, аналитика, менеджмент и даже психология. Искусство может быть бизнесом, и весьма интересным. В рубрике «Конструктор успеха» выпускница Вышки, основатель и совладелец арт-агентства Alma Arts Екатерина Пластинина рассказала, как стать знатоком аукционного дела, не промахнуться с покупкой картины и чем Дубай лучше Лондона.

Эрик Булатов: «Я просто живу в этом месте, в это время и обещаюсь не отворачиваться и не соврать»

О своей жизни и творчестве рассказал на встрече в Высшей школе экономики, организованной Школой филологии НИУ ВШЭ, художник Эрик Булатов.

Эрик Булатов в НИУ ВШЭ расскажет о жизни и творчестве

1 декабря 2015 года в Высшей школе экономики состоится открытая лекция одного из основателей соц-арта, художника Эрика Булатова «О картине и о себе». Организатор — Школа филологии НИУ ВШЭ.

Открыт бюджетный прием на магистерскую программу «История художественной культуры и рынок искусства»

Магистратура «История художественной культуры и рынок искусства» была организована в Вышке при поддержке Института искусств Sotheby’s в 2012 году. С этого года на нее можно поступить на бюджетные места. Слушатели программы получат теоретические знания и прикладные умения в области истории и искусствоведения, которые в дальнейшем дадут им возможность построить успешную карьеру в художественной сфере. Занятия ведут искусствоведы, реставраторы, эксперты современного арт-рынка.