«Благодаря Летней школе наука заинтересовала меня еще больше»
В учебном центре ВШЭ «Вороново» прошла Летняя многопрофильная школа для учеников 8-10 классов. Впервые ее провели по трем естественнонаучным профилям — физике, химии и биологии.
Естественнонаучные направления появились в Вышке недавно. В 2016 году открылся факультет физики, в 2018 году — факультет химии и факультет биологии и биотехнологии. Набор на бакалаврские образовательные программы «Химия» и «Клеточная и молекулярная биотехнология» в этом году проводится впервые, так что занятия со школьниками в «Вороново» по химии и биологии Вышка организовала еще до начала занятий со студентами.
Каждый день Летней школы — это учеба, отдых и общение, зарядка-танец по утрам и «свечка» (неформальное подведение итогов дня) перед сном. Питание пятиразовое — в завершение школы ее участники устроили овацию поварам.
Образовательная программа построена так, чтобы школьники, которые еще не определились, что им интереснее — физика, химия или биология, могли выбрать одну из наук. Каждое утро начиналось со «звездных лекций», посвященных междисциплинарным темам — теория запахов и молекулярное моделирование, микрочастицы пластика в окружающей среде, метод ядерного магнитного резонанса и теория возникновения жизни на Земле.
11-ая Летняя многопрофильная школа
На профильных занятиях преподаватели рассказывали, прежде всего, о современных исследовательских методах и о практической пользе науки. Были и практикумы, оборудование и расходные материалы для которых специально привезли в Вороново. «Занятия основаны на вузовских стандартах. Школьники попали в университетскую атмосферу, которая сильно отличается от школьной», — рассказывает Сапият Джанибекова, заместитель декана факультета физики НИУ ВШЭ.
Во второй половине дня участники Летней школы решали и разбирали олимпиадные задачи. С ними работали преподаватели, специализирующиеся на подготовке к олимпиадам, — например, тренер российской команды, выступающей на Международной химической олимпиаде, Леонид Ромашов и победитель Всемирной олимпиады школьников по химии Никита Шлапаков. По вечерам проводились факультативные занятия по основам биоинформатики, нейрофармакологии, молекулярным основам памяти.
Для участников Летней школы организовали экскурсии в профильные институты Российской академии наук: Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова, Институт физических проблем им. П.Л. Капицы, Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова и Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского. Будущие физики побывали в Музее-кабинете Петра Леонидовича Капицы и поучаствовали в экспериментах с жидким азотом, а будущим химикам продемонстрировали, как работает электронный сканирующий микроскоп и дифрактометр для рентгеноструктурного анализа.
Одна из задач Летней школы — перемешать участников, чтобы каждый мог пообщаться с максимально возможным количеством увлеченных наукой людей. Это можно было сделать, общаясь с кураторами профилей, другими преподавателями и организаторами (обсуждались темы будущих исследований школьников, возможности для участия в научных конференциях и т.п.), во время интеллектуальных и спортивных игр. Сапият Джанибекова — руководитель профиля «Физика» — устроила мастер-класс по игре Го, которая входит в число пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр. Руководитель профиля «Биология» Владимир Алексеев учил школьников парному танцу «Хастл».
За организацию досуга и поддержание теплой атмосферы в отрядах отвечали вожатые — студенты НИУ ВШЭ, в том числе факультета физики. Впервые в этом году вожатые провели для школьников «научные бои» в формате Ted Talks. Перед большой аудиторией ребята рассказывали о своих исследованиях, делились размышлениями об экологической ситуации, альтруизме, эгоцентризме, космосе и «черных дырах».
Глеб Сударев,
профиль «Биология»:
На Летней школе быстро летит время. Много известных людей, вкусная еда, свобода выбора, по вечерам — мероприятия, которые организуют вожатые. Многое из того, что я здесь услышал, пригодится и в учебе, и в жизни. Благодаря Летней школе наука заинтересовала меня еще больше. Через год снова приеду.
Алексей Пономаренко,
профиль «Физика»:
Все было хорошо, но мало — добавить бы еще хотя бы пару дней. Наша куратор Сапият Хисаевна слушала и слышала нас, реагировала на то, что мы ей говорили, все записывала. Мы видели, она это делает не для отчета. Ей действительно интересно с нами работать, важно понять нас и сделать так, чтобы мы поняли все, о чем здесь рассказывают.
Елизавета Блинова,
профиль «Биология»:
Больше всего запомнились лекции с практическими занятиями, рассказы преподавателей не только по предмету, но и об учебе в университете. Мы пообщались с людьми, увлеченными наукой. Всегда можно было получить поддержку от вожатых — мероприятия, которые они проводили, создавали невероятную атмосферу. Сюда хочется вернуться.
Джанибекова Сапият Хисаевна
заместитель декана факультета физики
Протасевич Тамара Анатольевна
директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися
Вам также может быть интересно:
«Полученный материал позволит эффективнее строить работу с учениками»: завершилась летняя школа ВШЭ для учителей из регионов
Почти весь июнь длилась летняя школа Центра взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ. Эти курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа Вышка организует каждый год. Школа проходила дистанционно, что позволило участвовать в ней слушателям из самых разных регионов России, от Чечни и Дагестана до Ненецкого автономного округа, Коми и Тывы.
«Я — профессионал»: в летней экономической школе Сбера и Вышки приняли участие студенты 40 вузов
Участники школы в течение трех дней посещали карьерные тренинги, деловые игры, лекции и мастер-классы экспертов ВШЭ, Сбера, Минэкономразвития России и других организаций. Занятия в школе были максимально практико-ориентированными, студенты освоили актуальные профессиональные навыки. Летняя школа прошла в рамках Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал».
На факультете компьютерных наук прошла первая летняя школа по финтеху
Применение машинного обучения к задачам финансовой сферы, задачи биометрии и проверки устойчивости моделей, виртуальные ассистенты и задачи синтеза речи, алгоритмическая торговля и модели временных рядов, а также рекомендательные системы на основе транзакций клиентов — по таким ключевым направлениям работала летняя школа по финтеху ФКН. О том, как она проходила, рассказывают ее организаторы и участники.
«Я — профессионал»: ВШЭ и ВТБ провели летнюю школу по бизнес-информатике
В этом году участниками школы, которая ежегодно проводится для участников олимпиады «Я — профессионал», стали 100 студентов из 22 регионов и 40 вузов. Олимпиада входит в число флагманских проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Школа была посвящена традиционной теме «Финтех. Взгляд в будущее». Так, о том, заменят ли машины людей, слушателям летней школы рассказал профессор Вышки Михаил Комаров.
Акселерацию в летней школе Конкурса инноваций в образовании прошли 24 проекта
Всего на Конкурс инноваций в образовании (КИвО),организованный Институтом образования ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив, в 2021 году поступило 518 заявок. 16 июля состоялся demo-day для выпускников летней школы-акселератора в рамках конкурса. Финалисты КИвО будут объявлены в сентябре, мероприятия финала состоятся офлайн в октябре в Москве. Главный приз — образовательный грант.
Управление общего образования ВШЭ подвело итоги Летней школы для учителей-2020
11 направлений подготовки, 450 слушателей, 68 преподавателей НИУ ВШЭ, 48 регионов РФ и 5 стран ближнего зарубежья – результаты Летней школы демонстрируют стремление школьных педагогов даже в условиях пандемии повышать уровень профессионального мастерства. И в этом преподаватели НИУ ВШЭ готовы оказать коллегам любую поддержку.
Акселерацию в летней школе Конкурса инноваций в образовании прошли 30 проектов
10 июля завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2020), организованного Институтом образования ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив. 30 команд из 21 города поучаствовали в программе акселерации, которая в этом году впервые прошла онлайн и продолжалась три недели вместо одной.
Летние школы Вышки для учеников 6-11 классов меняют формат
Затянувшаяся эпидемия не станет помехой для большинства традиционных летних школ, которые ВШЭ проводит для одаренных детей. В этом году они пройдут онлайн, причем число их участников возрастет. Подать заявку можно уже сейчас.
Telegram-бот, который помогает бездомным: проект первокурсников Вышки
В Москве прошла Летняя школа «Цифровая трансформация благотворительного сектора». Студенты ВШЭ и других вузов представили на ней цифровые решения, которые повысят эффективность работы некоммерческих организаций и даже помогут спасать жизни.
«Зеленая экономика», инвестиции Китая и изоляционизм: завершилась российско-китайская Летняя школа
С 4 по 11 июля на факультете мировой экономики и мировой политики проходила девятая российско-китайская Летняя школа по международным отношениям. На ней собрались студенты и исследователи из Вышки и Восточно-китайского педагогического университета.