Законодатели моды в местном самоуправлении
На кафедре местного самоуправления факультета государственного и муниципального управления (ГиМУ) НИУ ВШЭ существует уникальный учебный формат – выездные занятия. В этом году группа студентов четвертого курса факультета ГиМУ провела несколько дней в Перми, исследуя систему территориального общественного самоуправления. О целях и результатах поездки рассказывает профессор кафедры местного самоуправления ВШЭ Елена Шомина.
— Елена Сергеевна, эта поездка не первая в вашей практике, как родилась идея подобных занятий в «поле»?
— Я уже несколько лет читаю студентам курс «Развитие местной демократии и самоуправления», в рамках которого речь идет об организациях территориального общественного самоуправления (ТОС), существующих на уровне подъезда, дома, двора, микрорайона. Именно с работы в ТОС и начинается местное самоуправление, это там можно развивать свои инициативы, это реальный шаг к самоорганизации и самоуправлению. Миссия этих организаций – предоставление населению возможностей выступать с инициативами и решать местные проблемы – в разных регионах трактуется и реализуется по-разному. И мы вместе со студентами вот уже четвертый год подряд ездим знакомиться с деятельностью таких локальных организаций, их взаимодействием с городской властью. Наша первая поездка была недалеко, в город Дзержинский Московской области, следующий шаг – Нижний Новгород, в прошлом году мы посетили Самару, а в этом году поехали в Пермь.
— Чем примечательна Пермь в плане местного самоуправления?
— Пермь во многих отношения уникальна. Она является для России столицей гражданского общества. В Перми органы территориального общественного самоуправления существуют давно, в городе накоплен уникальный опыт взаимодействия ТОС и органов местного самоуправления. Мне хотелось, чтобы студенты обязательно побывали на уровне комитетов общественного самоуправления, чтобы они увидели, как работают жители в таких структурах.
Я сотрудничаю с администрацией Перми уже много лет как консультант по вопросам развития ТОС. Уже дважды издавались для жителей города мои брошюры. Последнюю мы привезли с собой. Когда-то я предлагала идею создания соседских центров, смысл которых в том, чтобы на уровне микрорайона была единая площадка, где разные общественные организации и комитеты самоуправления имели бы возможность сотрудничать, объединять усилия для развития соседских сообществ. Пермские коллеги воплотили в жизнь эту идею в виде первых в России Общественных центров, которые открыты в разных районах города.
Студенты перед поездкой высказывали сомнения в существовании гражданских инициатив, в том, что они могут признаваться городской властью, что может быть налажено плодотворное сотрудничество. Но Пермь – это город, где можно найти многочисленные примеры такого взаимодействия. В каком-то смысле пермяки являются «законодателями моды» в сфере ТОС. В Перми в 2004 году проходил Российский социальный форум, я там вела круглый стол, на котором обсуждался российский опыт по развитию институтов поддержки ТОС. Так вот в Перми городская власть выступает центром поддержки различных инициатив жителей. Именно поэтому хотелось, чтобы ребята познакомились с позитивной деятельностью городской власти, ведь есть города, где даже не знают, что такое ТОС.
— Но все же Пермь – не единственный город, в котором работает ТОС…
— Да, не единственный. В России в этом плане интересно работает Новосибирск, Биробиджан, Нижний Новгород, Киров… Мое исследовательское счастье – что я это знаю, поддерживаю связь с лидерами местного самоуправления и ТОС, могу бывать сама и привозить студентов. В следующий раз планирую съездить в Рязань, там есть интересные проекты, сейчас, например, создаются сайты для комитетов самоуправления, и это автоматически вовлекает в работу большое количество молодых людей. Если раньше такая деятельность на территории была более ориентирована на пожилых и на детей, то сегодня лидеры – это, часто, молодые люди, проявляющие гражданскую активность. Многие из них, начиная с деятельности в органах ТОС, вырастают до депутатских или административных позиций. Так произошло в Дзержинском, где активно работали семь комитетов территориального общественного самоуправления. Их председатели «переросли» этот уровень, были готовы более активно участвовать в решении не только локальных, но и общегородских проблем. Тогда в городе было создано муниципальное учреждение «Угреша-Дзержинский», и теперь бывшие председатели ТОС там работают, оказывая помощь и поддержку таким уровням территориального самоуправления, как старшие по подъездам и домам. Они вышли на уровень муниципального управления. Это, конечно, деликатный момент: где заканчивается самоуправление и начинается управление. Потому что глядя в целом на Россию, я вынуждена говорить, что многие организации территориального общественного самоуправления, которые создавались как волонтерские, превращаются в почти обязательные структуры и работают на реализацию городских программ. Но дискуссионность этой темы делает ее более привлекательной в исследовательском плане, подобный опыт должен изучаться и обсуждаться.
— Можно ли транслировать опыт Перми на другие регионы? В чем секрет пермской системы территориального общественного самоуправления?
— Пермь – один из городов, в котором активно действуют многочисленные общественные организации, есть сильные организации ТОС и разумная городская власть. На протяжении многих лет пермские структуры по работе с общественными организациями были одними из лучших в России. Несколько лет назад пермяки провели Саммит микрорайонов, на котором обсуждались вопросы, о которых в других городах даже не задумываются. Например, как вовлечь молодежь в работу на локальном уровне, как работать с церковью, какие в этой работе есть возможности и угрозы, у кого и как просить средства, как работать, не попадая в зависимость? Как взаимодействуют ТОС и товарищества собственников жилья? Пермь это обсуждает и реализует уже давно. В повседневной жизни организации ТОС решают очень частные практические вопросы, но при этом их работа создает основу и для решения серьезных теоретических задач.
— Насколько сложно организовать выездное учебное мероприятие?
— Если планировать все заранее, то сложности можно свести к минимуму, хотя, конечно, вывезти восемнадцать студентов на четыре дня за тысячу километров и организовать им продуктивную программу не просто. Сначала я им читала лекции. Позже, но еще до поездки, нам прислали нужные документы, с которыми мы ознакомились и на месте чувствовали себя уверенно, были в курсе дела. Мы создали рабочие группы по разным темам: одни исследовали работу комитетов самоуправления с жителями, другие знакомились с тем, как взаимодействуют ТОС и городская власть, третьи изучали взаимодействие комитетов и местных предпринимателей. Ребята побывали в администрациях всех районов города, во многих комитетах самоуправления, познакомились с деятельностью Общественных центров и лучшего в городе ТСЖ «Лесной», которому как раз исполнилось десять лет. Времени было не много, но успели и город посмотреть, и в знаменитый театр оперы и балета сходить, и даже на каток, хотя погода была морозной.
Сейчас студенты написали довольно детальные отчеты об этих выездных занятиях. В организации поездки нам помогли многие. Мы получили хорошую поддержку директора филиала нашего университета в Перми Галины Емельяновны Володиной, заведующей кафедрой государственного и муниципального управления Пермского филиала ВШЭ Елены Львовны Зуевой. Жили мы в общежитии университета, автобус нас встречал и отвозил в аэропорт. А когда уезжали, то заместитель директора пермского филиала Владимир Анатольевич Матвеев пришел нас проводить, убедиться, что с транспортом все в порядке. Для меня подобное отношение очень ценно, и я бы хотела искренне поблагодарить всех коллег за помощь.
— Каковы научные и учебные результаты поездки?
— Наша кафедра сотрудничает с Конгрессом муниципальных образований, серьезной общественной организацией, объединяющей муниципалитеты России. Она издает журнал «Муниципальная Россия», в котором, я надеюсь, будет напечатан материал, построенный на отчетах студентов. Это наш вклад в развитие соседских сообществ в России, взгляд молодых, пока еще не очень опытных, но умных ребят. Благодаря подобным поездкам на кафедре и в проектно-учебной лаборатории муниципального управления ВШЭ накапливаются информационно-научные материалы по развитию ТОС из разных регионов России. Надеюсь, со временем мы сможем оказывать информационно-просветительскую и методическую поддержку и другим регионам России. Но самое важное, что когда через несколько лет сегодняшние студенты окажутся во властных кабинетах, они лучше будут понимать: это они наняты жителями, а не жители существуют для выполнения указаний власти. Местное самоуправление принципиально отличается от госуправления, где чиновник имеет дело в основном с юридическими лицами. На местном уровне чиновник каждодневно встречается с жителями, – это другие отношения, другой тон общения, более высокая степень ответственности.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Опрос "Самоуправление и мы" на портале ВШЭ (с 13 по 22 марта 2011 года)
Вам также может быть интересно:
Исследователи из разных стран обсудили в Вышке, как пандемия меняет гражданский активизм
X конференция исследователей гражданского общества — визитная карточка Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора — состоялась в НИУ ВШЭ в октябре. «Влияние кризиса на развитие некоммерческого сектора и общественной самоорганизации: новые реалии и перспективы» — эта тема стала заглавной для юбилейного форума. Соорганизаторами конференции выступили Ассоциация «Европейский университет волонтерства» (EUV) и Программа добровольцев ООН (UNV), давний партнер центра.
Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет
Российские граждане чаще, чем ранее, готовы брать на себя ответственность за то, что происходит в их доме, во дворе, в городе, селе и в стране в целом. При этом доверие к некоммерческим организациям растет, но не так, как ожидалось. Такие выводы позволяют сделать результаты Мониторинга состояния гражданского общества в 2020 году и в динамике за 15 лет исследований, которые проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций
Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».
Человек или государство
В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.
Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению
30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций, науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.
Для спасения мира нужна привычка к рутинной работе
Какие формы имеет социальное предпринимательство в России и США? Чем определяется успешность социальных проектов и как добиться их долговременной устойчивости? Эти вопросы обсуждались на очередной «Неформатной встрече на ВысШЭм уровне», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Волонтерство в России: с чего оно началось и как будет развиваться
9 декабря Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Благотворительным фондом содействия продвижению и развитию добровольчества «Национальный центр добровольчества» провели международный круглый стол «25-летие добровольчества в России: взгляд в будущее».
Страна, социально-экономическому развитию которой помогают волонтеры
23 ноября в рамках Неформатных встреч на «ВысШЭм уровне» в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялась встреча с индийским общественным деятелем и бизнесменом Санджитом Кумаром Джха. Он рассказал, чем объясняются успехи общественной деятельности в Индии.
Должно ли государство поддерживать благотворителей?
Насколько эффективно государственное регулирование благотворительной деятельности? Помогает или мешает госфинансирование привлекать частные средства благотворительным фондам? Что показывает международный опыт и насколько он применим в российских условиях? Об этом шла речь на очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Где готовят исследователей гражданского общества
Обучение в бакалавриате ВШЭ предполагает участие студентов в проектной деятельности. О том, чем могут быть интересны проекты по изучению «третьего сектора» и какие возможности они открывают для студентов, рассказывает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, заведующая кафедрой экономики и управления в НКО Ирина Мерсиянова.