«Именно эти люди будут формировать повестку гуманитарной науки»
В музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной Поляне прошла первая московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным наукам. Целью школы было создание общей междисциплинарной научной среды для исследования текстов с помощью современных компьютерных методов. Организаторы школы — Школа лингвистики НИУ ВШЭ, музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна» и лаборатория «СПЖК» при кафедре русской литературы Тартуского университета.
«Digital humanities — это важное направление в развитии современных компьютерных наук, когда используются компьютерные мощности, методы или модели для обработки гуманитарных данных, — объясняет одна из организаторов школы, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Анастасия Бонч-Осмоловская. — У нас, к сожалению, это направление не так хорошо представлено, как на Западе, где этим занимается много людей. С другой стороны, как раз в русской филологии есть очень хорошая традиция разных формальных подходов к исследованию текста. Мы хотели соединить эту традицию и современные методы. А кроме того, мы хотели показать студентам, что важно не только владеть какими-то методами, но нужно еще понимать, как можно интерпретировать результаты. Именно этого, на мой взгляд, в других школах, например в европейских, не хватает: там скорее про навыки, а не про осмысление».
Доцент отделения славянской филологии Тартуского университета Роман Лейбов рассказывает, что идея школы появилась после проведения в Тарту традиционной студенческой филологической конференции, где на дополнительной секции обсуждались современные подходы к филологическим проблемам, связанным с новыми технологиями. После этого было решено повторить подобное обсуждение, но уже не в формате конференции. «В результате выбранный Анастасией Александровной Бонч-Осмоловской формат летней школы оказался достаточно успешным: он предполагает лекции и практические занятия-семинары (тьюториалы), посвященные работе с филологическими данными», — говорит Роман Лейбов.
Я работала на тьюториале, посвященном, казалось бы, довольно специфической теме — он назывался «Дисперсионный анализ и Железный трон: что предскажет статистика в Вестеросе?»
Школа объединила молодых исследователей с разным образованием — филологическим, математическим, компьютерным, лингвистическим. На 30 мест было подано 300 заявок. География участников — Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Пермь, города Сибири, США, Тула и, конечно, Тарту.
Часть лекций экспертов на школе была «сдвинута» в сторону лингвистики, часть — в сторону традиционных филологических проблем, а на практических занятиях небольшие группы студентов работали над конкретными задачами, которые они решали в течение 2 дней.
«Прошедшая Школа стала важным научным событием по нескольким причинам, — считает доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Борис Орехов. — Во-первых, она наследует традиции московско-тартуской семиотической школы, масштабного интеллектуального проекта советской эпохи, ставшего питательной средой для выработки понятий и методов, ставших в современной гуманитарной сфере базовыми. Ничего столь же интересного в последние десятилетия в нашей науке не случалось. И Школа была призвана возродить эти процессы, реактуализировать изобретение (то, что в риторике называется inventio) и сотворчество на близких всем участникам методологических принципах.
Во-вторых, слушателями Школы стали не случайные люди, а прошедшие строгий и даже жесткий отбор (особенно приятно, что среди достойных оказалось много студентов Вышки), и по факту наблюдений могу сказать, что именно они через 20-25 лет будут формировать повестку гуманитарной науки. То, что студенты услышали на Школе, с чем согласились, или то, с чем спорили, должно было повлиять на них с той или иной степенью серьезности, и в будущем станет одним из факторов, определяющих вектор литературоведения и смежных дисциплин».
Елизавета Корнакова, МГУ
Я решила поехать в московско-тартускую школу по цифровым гуманитарным исследованиям довольно спонтанно, до этого я никогда специально не интересовалась областью digital humanities, только слышала о ней, но я нисколько не пожалела о своем решении. Мне очень понравилось, что среди участников можно было найти людей с совершенно разным бэкграундом: филологов, программистов, лингвистов, математиков, историков. Было приятно выйти за пределы своего профессионального круга и пообщаться с людьми, которые привыкли немного по-другому смотреть на предмет исследования.
Я работала в тьюториале, в котором мы строили соцсети по классической литературе. Мы превратили в графы произведения Грибоедова, Островского, Чехова, Маяковского и многих других авторов. В результате мы получили некоторую визуализацию того, как изменялась структура русской пьесы с течением времени. Наши замечательные преподаватели Даниил Скоринкин и Франк Фишер из Высшей школы экономики смогли быстро и просто объяснить нам основную информацию и всегда приходили на помощь, если что-то не получалось / ломалось / не понималось.
Московско-Тартуская школа была приятным и интересным опытом для меня, но слишком коротким. Мне кажется, что мы могли бы сделать в рамках тьюториала гораздо больше, если бы у нас в запасе была бы еще пара дней. Надеюсь, что вторая московско-тартуская школа будет длиннее.
Мария Кривошеина, НИУ ВШЭ
Школа дала мне очень мощный интеллектуальный импульс — сразу захотелось работать и учиться, в частности, разобраться все-таки в компьютерных языках — в этом я, увы, пока слабовата, и в Питоне еще не продвинулась дальше «hello, world». Очень стимулирующий опыт — здорово было обсудить самые различные возможности дигитального инструментария и понять, что из этого могло бы пригодиться в твоих собственных штудиях, сделать исследование более наглядным и доказательным. Во-вторых, важную роль здесь, конечно, играло общение — было приятно как повидаться со старыми знакомыми, так и встретить новых людей из очень разных сфер, и, наверное, именно этой возможностью междисциплинарного диалога школа была особенно ценна.
Я работала на тьюториале у Бориса Валерьевича Орехова, посвященном, казалось бы, довольно специфической теме — он назывался «Дисперсионный анализ и Железный трон: что предскажет статистика в Вестеросе?», но, как мне кажется, полезен мог оказаться далеко не только почитателям НВО и Дж. Мартина. Сага Мартина важна здесь как образчик большого массива данных, на примере которого можно наглядно продемонстрировать возможности цифровых методов (например, пытаясь выявлять закономерности внутри текста). Мне был, если честно, не столь важен материал, сколько потенциальные возможности работы с ним.
Мы часто говорили о том, что обращение к новым инструментам не отменяет традиционные филологические практики, но помогает в работе с ними
Наш тьюториал особенно мне симпатичен по нескольким причинам. Во многом потому, что мне интересны принципы работы с большим объемом текстов, big data — я сама занимаюсь, в основном не прозой, а периодикой — мои основные научные интересы связаны с русской рецепцией англоязычных писателей рубежа веков в позднеимперской России, что, как правило, предполагает работу с большим количеством журналов и газет. Оцифрована пока только мизерная часть выходивших в России начала XX века изданий, что делает разговор о применении компьютерных методов к анализу больших массивов журнального текста скорее гипотетическим, но приятно хотя бы осознавать, какие есть возможности — это подталкивает к размышлениям о том, что могло бы сделать такого рода исследования действительно претендующими на точность, а выборку материала достаточно репрезентативной, а не набором отдельных, частных сюжетов.
Кроме того, мне понравилось, что на нашем тьюториале мы часто говорили о том, что обращение к новым инструментам не отменяет традиционные филологические практики, но помогает в работе с ними, а лучший результат будет достигнут, скорее всего, с помощью совмещения, условно говоря, «старого и нового». И если digital humanities вообще во многом про междисциплинарные коллаборации, то наш тьюториал, по-моему, вполне наглядно это подтверждал, потому что очень во многом был про совместные усилия филологов и программистов.
Также было приятно и интересно то, что мы не останавливались подробно на одном конкретном методе, но постарались обсудить довольно много разных подходов — и теорию графов (теории графов/network analysis был отдельно посвящен другой тьюториал — Д. Скоринкина и Фр. Фишера), и кластерный анализ, и векторный анализ, etc. Результатами тьюториала лично я осталась довольна — кажется, мы успели сделать довольно много и даже попытались на основе полученных данных сделать предсказания о дальнейших сюжетных поворотах.
Арсений Самсонов, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе
Я оказался в проекте, целью которого было изучать драматургию с помощью теории сетей. Персонажи рассматривались как узлы в графе, а число контактов между ними — как веса ребер, которые их соединяют. Этот подход помогает увидеть расстановку сил в пьесе и отыскать наиболее влиятельных героев, используя показатели, разработанные в теории графов. Подобно всем исследователям, мы получали массу нелепых и очевидных результатов. Но порой возникали персонажи, определяющие ход событий, и при этом малозаметные для читателя. В такие моменты мы осознавали, что наши усилия оправданы.
Остальные проекты были не менее занимательными. Коллеги описывали развитие русского стиха, выделяли черты наивной поэзии и предсказывали события в «Игре престолов». Параметры всех исследований были определены так, чтобы их понимала программа, работающая с текстом.
Я видел, как возникает новая наука. Филология не доказывает и не формулирует гипотез. Труды ее представителей, которые мне довелось прочесть, являются литературными произведениями, написанными под впечатлением от других литературных произведений. Цель digital humanities — выдавать строгие утверждения относительно того, как устроен текст. Программа не способна выявить нравственное содержание книги или ответить на вопрос, что хотел сказать автор, зато умеет считать частотность слов определенного типа или определять размер стиха. Подобные наблюдения могут служить инструментом для филолога в классическом смысле, натолкнув его на определенные размышления, но, скорее всего, компьютерный анализ литературы заставит исследователей задавать совершенно новые вопросы.
Всегда сложно думать не так, как ты привык. Я рад, если кому-то это удается. Именно поэтому мне понравилось на летней школе по digital humanities.
Герман Пальчиков, НИУ ВШЭ
С одной стороны, мне удалось получить новые навыки и знания (именно благодаря школе я определился с темой своей магистерской диссертации и даже написал примерный план работы), а с другой познакомиться с интереснейшими людьми, как с ведущими тьюториалы преподавателями, так и ребятами-студентами, приехавшими по-новому взглянуть на литературу и гуманитарное знание в целом. Общение со многими из них продолжается и по окончанию школы и, надеюсь, ещё выльется в интересные проекты и научные работы.
Я попал на тьюториал «Социальные сети классических произведений», за эти несколько дней работы мы смогли не только познакомиться с теорией графов и научиться создавать соцсети, но также написать полезные для дальнейшей работы скрипты, самостоятельно создать соцсети нескольких классических пьес, расширив материал для дальнейшего изучения.
Текст подготовила Алена Чуракова, стажер пресс-службы НИУ ВШЭ
Бонч-Осмоловская Анастасия Александровна
Доцент Факультета филологии
Орехов Борис Валерьевич
Доцент Школы лингвистики
Скоринкин Даниил Андреевич
Фишер Франк
Доцент Школы лингвистики
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.