• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я горжусь своими достижениями и благодарна лицейским преподавателям за них»

В Театре эстрады прошел второй выпускной Лицея НИУ ВШЭ. В этом году лицей окончил 381 человек. Среди них – призеры и победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, различных вузовских олимпиад и обладатели максимальных баллов ЕГЭ.

Лицей ВШЭ — предуниверсарий для учеников 10-11 классов, являющийся структурными подразделением университета, — был открыт в 2013 году. Уже через два года в рейтинге лучших школ России он занял 24-е место, среди школ социально-экономического профиля — 2-е место, социально-гуманитарного профиля — 4-е место.

В этом году в 10-й класс лицея принято более 700 человек, конкурс составил порядка 2,5 человека на место. C 2016 года обучение в лицее будет проходить по восьми направлениям: «Экономика и математика», «Экономика и социальные науки», «Гуманитарное направление», «Дизайн», «Востоковедение», «Математика, информатика и инженерия», «Юриспруденция», «Психология и социальные науки».

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в этом году лицеисты заработали 7 дипломов победителей и 23 диплома призера по 8 предметам. 36 человек получили медаль «За особые успехи в учении» Минобрнауки РФ (то, что принято называть «золотой медалью») и 47 — медаль «За особые успехи в обучении» правительства Моск­вы (этот список будет пополняться, так как известны результаты ЕГЭ еще не по всем предметам).

«Надеюсь — и это не оговорка — вам было нелегко эти два года, но вы все преодолели, — сказал, обращаясь к выпускникам, первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. — Лицей для ВШЭ — проект совершенно особый. Это не «еще одна школа». Это проект, скроенный по образцу самой Вышки, которая всегда стремится вперед и вверх».

Новостная служба ВШЭ поговорила с некоторыми лицеистами об их успехах и о пути к ним.

 

Анастасия Корженяк, призер заключительного этапа Всероса по английскому языку, 100 баллов ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, золотая медалистка

Гуманитарное направление в лицее я выбрала исключительно из-за английского языка. К сдаче кембриджского экзамена на сертификат продвинутого уровня нашу группу готовил замечательный преподаватель Евгений Валерьевич Бакин (сейчас он возглавляет отдел по развитию академических компетенций в Вышке). Во многом благодаря ему я сдала этот экзамен, и в том, что удалось стать призером Всероса, также велика его заслуга.

Обязательным элементом учебного плана в лицее был индивидуальный проект — нужно было написать маленькую диссертацию. Я трижды меняла тему — начинала писать работу по экономике, потом по литературе и истории, но в конце концов остановилась на естественных науках. Работа была посвящена воздействию сахара на организм человека — я провела социологический опрос на эту тему, изучила исследования иностранных ученых на английском и немецком. Теперь у меня есть представление, как писать курсовую работу, как ее защищать перед комиссией.

Помимо учебы, все ученики лицея занимаются так называемой социальной деятельностью. Сначала я помогала студентке из Колумбии сориентироваться в Москве, общалась с ней, водила по городу, а потом преподавала английский язык — разрабатывала индивидуальную программу для ученицы.

Хорошо сдать ЕГЭ мне помогло многократное участие в олимпиадах (помимо Всероса, я стала победителем или призером 11 олимпиад по разным предметам). Если не брать в расчет несколько недель в конце мая и начале июня, к нему я специально не готовилась. Ведь ЕГЭ и олимпиады в некотором смысле похожи: нужно выполнить задания за ограниченное время, дать ответы, которые от тебя хотят услышать, правильно перенести их из черновика в бланк.

Учеба в лицее — это тяжелый труд: иногда ночами не спала, зато теперь есть результаты. Получила все необходимые знания, и никакой дополнительной подготовки не требовалось. С репетиторами не занималась никогда — это мой принцип.

Поступать собираюсь на факультет права — возможно, в Высшую школу экономики, но окончательно с выбором вуза пока не определилась.

 

Роман Клочко, победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и олимпиады «Высшая проба» по экономике

До поступления в лицей я учился в обычной московской школе, но мне повезло дважды. Во-первых, у меня была сильная учительница по математике, а математика — решающий фактор при решении задач на Всеросе по экономике. Во-вторых, в нашей школе читал вводный курс в экономику Сергей Баринов — научный сотрудник Института образования ВШЭ и преподаватель лицея. Благодаря ему я и оказался в лицее. Специально к вступительным экзаменам я не готовился — задания, по-моему, были несложными, и в этом году уровень примерно тот же, просто нужно интересоваться предметами и, например, по математике решать задачи чуть сложнее, чем в школьной программе.

Экономику нам преподавал Дмитрий Викторович Акимов — он с самых азов объяснял принципы решения олимпиадных задач, после чего я стал нарабатывать нужные навыки.

Главное, что мне нравится в лицее, — свобода выбора. В обычной общеобразовательной школе учителя меня бы «пилили», что нужно учить все предметы подряд, а в лицее можно выбирать то, что интересно. В мою жизнь здесь никто не вмешивается, кроме меня самого, и, готовясь к олимпиадам по экономике, я мог себе позволить уделять меньше внимания другим предметам.

Поступать буду в Вышку, на программу совместного бакалавриата с РЭШ. Там работают сильные преподаватели. Программа мне нравится еще и тем, что дает максимальные возможности выбора курсов, и я смогу выбирать то, что не связано с экономикой. Еще полгода назад я точно знал, что хочу по окончании университета работать в управленческом консалтинге, а в последнее время задумался, правилен ли этот выбор. Когда-то в школе мне очень нравилась биология, и может быть, я еще захочу к ней вернуться. Но, возможно, все-таки останусь верным экономике и когда-нибудь стану профессором — поступлю на PhD в какой-нибудь зарубежный университет, а потом вернусь в Россию и буду преподавать.

 

Ксения Вайцеховская, призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и олимпиады «Высшая проба» по китайскому языку, 96 баллов на ЕГЭ по русскому языку

Китайский язык я начала учить задолго до поступления в лицей, мне нравится часами прописывать иероглифы, следить за произношением, ведь от тона зачастую меняется смысл слова. Когда узнала, что в лицее открывается направление «Востоковедение», решила перейти туда.

Тем, кого интересует Восток, лицей дает огромные возможности. У нас был интересный курс востоковедения, формирующий представление о разных азиатских странах. Исследовательскую работу я писала о Северной Корее: было интересно разобраться, почему тоталитарный режим там сохраняется так долго, и я пришла к выводу, что на менталитет корейцев влияют древние представления о государстве, восприятие правителя как полубога. Страна очень закрытая, нет связей с внешним миром, поэтому удается держать людей в неведении.

Девочки, которые учились по направлению «Востоковедение», были увлечены современной корейской музыкой. Мы разучивали корейские танцы, оставаясь после уроков то в спортивном, то в актовом зале. С двумя танцами мы выступили сначала на праздновании Нового года в лицее, а потом на Дне открытых дверей нашего направления. Было интересно и весело.

До лицея я училась в двух школах — сначала в Волгограде, потом в Москве, и лицей от них сильно отличается. В обычной школе иначе воспринимаешь учителя — всякий раз задумываешься, стоит ли к нему подходить после уроков, чтобы задать вопрос, а в лицее все учителя открыты для общения, и никто не будет упрекать, что, дескать, на уроке не слушаешь, а теперь спрашиваешь. Нагрузка в лицее больше, нужно и к урокам готовиться, и к ЕГЭ, и исследовательскую работу писать, но не могу сказать, что это сильно напрягало. Учителя так умеют подать предмет, что хочется учиться и добиваться результатов.

Поступать я собираюсь в Вышку на программу «Востоковедение» — надеюсь, что баллов ЕГЭ хватит, чтобы пройти на бюджет, в крайнем случае пойду на платное, для выпускников лицея там большие скидки. В будущем хотела бы работать в российско-китайской или российско-корейской компании. Опыт общения с китайцами у меня есть — дважды ездила в Китай на языковую стажировку, так что их менталитет, особенности поведения немного понимаю.

 

Никита Устименко, 100 баллов на ЕГЭ по обществознанию и 98 баллов по русскому языку

Я изначально знал, что буду поступать исключительно за счет ЕГЭ, не рассчитывая ни на какие олимпиады, и, собственно, к этому шел. Дело в том, что в лицей я сначала поступил на социально-экономический профиль, но потом понял, что это не мое. Решил, что лучше мне стать юристом, и сменил профиль. Может быть, я мог бы выиграть какую-нибудь олимпиаду по праву и гарантированно поступить за счет этого на бюджет, но слишком поздно об этом задумался.

Не могу сказать, что я дни и ночи решал тесты, чтобы получить такие баллы. Ничего сверхъестественного я не делал, просто в течение года занимался. Думаю, у меня все получилось в первую очередь благодаря учителям. Марина Рафаэловна Оганесян, преподаватель обществознания — отличный учитель. Когда я перешел в 11 класс, я вообще смутно представлял себе, что такое ЕГЭ по обществознанию, а в конце года написал его на 100 баллов. Ольга Венедиктовна Брюханова, которая ведет русский язык, — тоже отличный учитель, у нас ЕГЭ все хорошо сдали. Так что огромное достоинство лицея прежде всего в том, что там хорошие учителя.

Поступать в лицей ВШЭ я решил, во-первых, потому, что мне хотелось чего-то нового. А во-вторых, в своей школе я очень не любил химию и биологию. И как бы это смешно ни звучало, очень важным для меня было то, что в лицее я смогу отказаться от предметов, которые терпеть не могу. В лицее я мог выбрать один предмет из естественнонаучного цикла — физику, химию, биологию или экологию. Я выбрал физику.

И еще, конечно, достоинство лицея — это специализация. В школе выбор направления — это все-таки условность, никакой особой разницы между учебой на разных направлениях, как правило, нет, а здесь специализация действительно чувствуется.

 

Розалия Шарипзянова, призер олимпиады «Ломоносов» по праву и олимпиады «Высшая проба» по обществознанию, золотая медалистка

Право я выбрала еще в конце 9-го класса, когда поступала в лицей Вышки. Начнем с того, что у меня мама и дедушка юристы, хотелось бы продолжить их дело. Но и вообще мне нравится юридическая сфера, я обожаю заниматься с кодексами, с огромным удовольствием посещала занятия в лицее, где мы не только изучали теорию, но и проводили юридические игры — моделировали различные ситуации, в которых было необходимом выступать в той или иной роли. С направлениями права, к которым лежит моя душа, я еще не определилась, надеюсь найти себя в университете.

Хотелось бы выиграть интересное дело у сильного конкурента, как это делает герой сериала Suits (Форс-мажоры). Если серьёзно, то не могу сказать, что хочу быть таким же, как он, но некоторые его качества мне бы пригодились — уметь быстро концентрироваться, оставаться хладнокровным в любой ситуации, находить выход из самых сложных ситуация, общаться с самыми разными людьми.

О лицее Вышки я узнала случайно, услышав разговор моих одноклассниц, а потом оказалось, что и мама о нем слышала от знакомых. Мы решили попробовать. Я написала эссе, прошла собеседование и, не сомневаясь, принесла документы. Сейчас я могу сказать, что это оказался правильный выбор, я полностью довольна тем, что получила здесь.

Я горжусь своими учебными достижениями, горжусь победами на олимпиадах, очень благодарна моим лицейским преподавателям за них, за 94 балла по ЕГЭ по обществознанию, и за золотую медаль.

Вам также может быть интересно:

«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию

Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.

«Площадка для коммуникации и пополнения банка идей»: состоялся форум «Стань выше с Вышкой!»

В конце октября в Москве прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!», основными целями которого стали обмен лучшими образовательными практиками и развитие сотрудничества между университетом и общеобразовательными организациями. В нем приняли участие школьные педагоги и администраторы из 76 регионов, в том числе новоприсоединенных территорий РФ, и 16 зарубежных стран. На форум зарегистрировалось более 3,5 тыс. человек. Но к мероприятиям подключилось гораздо больше заинтересованных коллег — только пленарную дискуссию посмотрели онлайн больше 15 тыс. человек.

«31.5 августа»: как прошло учебно-неучебное 1 сентября в Лицее ВШЭ

В День знаний в Лицее ВШЭ традиционная НЕлинейка состоялась на трех площадках сразу: в Культурном центре Вышки и в двух зданиях Лицея — на Большом Харитоньевском и Солянке. Участие принимали более 2000 учащихся всех классов и направлений, а родители могли подключиться к онлайн-трансляции. Тонкой нитью в сценариях прослеживалась сюжетная линия сказки «Мэри Поппинс».

От «Площади Объединения» до станции «Студенческая»: Лицей НИУ ВШЭ отмечает юбилей

Вышкинскому лицею исполнилось 10 лет. Юбилей собрал под крышей Центра культур Высшей школы экономики разные выпуски лицеистов. Конкурсы, викторины, насыщенная концертная программа в формате путешествия по специальной ветке метро, угощение и встреча одноклассников создавали неповторимую атмосферу домашнего праздника. Поздравить лицеистов пришли ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, президент Вышки Александр Шохин, первый директор лицея Наталья Любомирская и нынешний руководитель лицея Дмитрий Фишбейн.

«Наша школа — место проб собственных решений, нового уровня сложности и коммуникации»

1 февраля стартует прием в Лицей НИУ ВШЭ. Впервые состоится набор в 8-й класс, причем по тем же специализациям, что и в 9-й класс, — «Универсальная» и «Математика и физика». При поступлении в 10-й класс можно выбирать из десяти направлений — от «Востоковедения» до «Юриспруденции».

«Мы готовы всесторонне поддержать каждого нашего студента»

В День знаний ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов встретился со студентами, зачисленными в университет в рамках специальной квоты, и первокурсниками из ЛНР, ДНР и Украины. Суммарно таких абитуриентов зачислено в ВШЭ более ста.

Лицей НИУ ВШЭ организует новую научную конференцию

21-22 апреля Лицей Вышки проведет первую конференцию «Наука с тысячью лиц». В этом году ее тема — «От Юстиниановой чумы до “омикрона” — пандемии и их роль в жизни общества». Целью нового форума станет создание единого пространства коммуникации, в котором и школьники, и преподаватели, и профессиональные исследователи могли бы делиться своими идеями.

«В университете мы готовимся к будущему и учимся создавать будущее»

В День знаний ректор ВШЭ Никита Анисимов открыл новый учебный год в Лицее ВШЭ и провел встречу со старшеклассниками в московской школе № 2086. Он рассказал о новых возможностях, которые открываются перед современными молодыми людьми, об университетском образовании и академической карьере.

Лицей НИУ ВШЭ занял первое место в олимпиадном навигаторе по двум профилям

Опубликован олимпиадный навигатор по школам Москвы-2021: Лицей занял первое место по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилю и высокие позиции по ряду других направлений.

Апрельские стажировки: школы России в гостях у Лицея

В 2021 году команда Лицея НИУ ВШЭ подготовила серию стажировок для руководителей и сотрудников образовательных организаций. Сейчас подходят к концу апрельские курсы: авторы, организаторы, преподаватели и слушатели уже встретились в стенах Лицея и готовы поделиться впечатлениями.