• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Для современных выпускников общий уровень культуры важен не меньше, чем профессиональные знания

22 января состоялась встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и других руководителей университета со студентами и преподавателями факультета компьютерных наук. Участники встречи, в частности, узнали, зачем IT-специалисту изучать историю и английский язык и какие дополнительные занятия студентов по интересам будет финансировать университет.

Встреча проходила в здании в Кочновском проезде, где расположен факультет, и оно имеет для Вышки особое значение, рассказал студентам Ярослав Кузьминов. В начале 1990-х годов оно было одним из первых, полученных университетом, — до этого занятия велись только в арендованных помещениях. Ректор добавил, что в течение десяти лет он читал здесь лекции, поэтому встреча со студентами в этом здании особенно приятна.

Часть большого университета

Ярослав Кузьминов сказал несколько слов об истории Вышки — единственном вузе России, созданном не по решению начальства, а по инициативе ученых, изучающих социальные науки. Им стало очевидно, что нельзя дальше жить так, как жила советская высшая школа, и нужно строить новый университет с нуля. Почти 25 лет назад, когда Вышка создавалась, никто не предполагал, что она станет настолько большой, что здесь будут учиться математики, философы, инженеры и специалисты по компьютерным наукам. Вышка разрасталась за счет групп исследователей, которые приходили и говорили: «Нам нравится, как вы живете, хотим к вам присоединиться».

В 1990-е и в первой половине 2000-х те естественники, математики, ведущие IT-специалисты, на которых был спрос за рубежом, уезжали, и высшее образование оказалось в странном положении. С одной стороны, настала свобода, открылась масса вузов и «вузиков». С другой стороны, большая часть преподавателей вообще не вела исследования. Фактически под вывеской вузов работали школы, техникумы, от которых университет отличается тем, что там преподают люди, создающие новое, учебный процесс основан не на заучивании, а на критике и опровержении.

«Вы пришли учиться, когда этот тяжелый период закончился, — обратился Ярослав Кузьминов к студентам, — и университетская система стала вставать на ноги. Хотя до сих пор в российской высшей школе реальных исследователей меньше, чем тех, кто читает лекции по чужим учебникам, и это большая проблема для качества жизни нашей страны в будущем. Высшая школа экономики пытается равняться на лучшие мировые образцы. Мы не стесняемся учиться у тех, кто лучше, не пытаемся игнорировать доказательства собственной слабости».

Факультет компьютерных наук — один из самых интересных в университете, считает ректор. Однако студентам необходимо иметь общее представление о том, что представляет собой Вышка, каковы возможности для сотрудничества, для совместных проектов с другими факультетами. ВШЭ — не только исследовательский, но и проектный университет, комплексные проекты для проведения экономических и других реформ в государстве выполняют экономисты, социологи, юристы, политологи. Сейчас такие же проекты нужны и в сфере IT, чтобы математики, специалисты по компьютерным наукам и бизнес-информатике работали вместе с менеджерами, специалистами по нейронаукам, лингвистами, психологами, есть большое совместное поле для работ с теми, кто строит систему управления большими данными. «Мы хотим, чтобы Вышка оставалась единой», — подчеркнул Ярослав Кузьминов.

Культурный запас

Основная часть встречи была посвящена ответам на вопросы. Студенты спрашивали о содержании образовательных программ, о научной работе, об организации пересдач, о международных обменах, об общежитиях и даже о курсе доллара.

Несколько вопросов были посвящены работе спортивных секций и студенческих кружков по интересам. Финансирование спортивных секций в ВШЭ осталось на уровне прошлого года, и рост расходов не планируется, пояснил первый проректор Вадим Радаев. Что касается дополнительного образования, то если какой-либо кружок посещают лишь три человека, университет не будет оплачивать работу преподавателя. Но если к кружку есть устойчивый интерес у большого количества студентов, университет наймет преподавателя: ограниченные ресурсы нужно направлять на то, что действительно популярно.

Еще один блок вопросов касался изучения предметов, которые не являются профильными для студентов ФКН. Например, был вопрос, зачем на русскоязычной программе нужен курс на английском языке, который читает русскоязычный преподаватель. Как пояснил проректор ВШЭ Сергей Рощин, такова политика университета: изучение иностранного языка связано с его профессиональным использованием. Также это позволяет принимать на «включенное обучение» студентов из других стран.

Умение хорошо программировать — это узкопрофессиональная компетенция, но работодателям сегодня нужны и другие компетенции: умение общаться, изъясняться с контрагентами нормальным языком, работать в проектах

Рощин Сергей Юрьевич
проректор ВШЭ

Автор другого вопроса предложил сократить учебное время на старших курсах, чтобы студенты могли больше работать, набираться опыта или посещать курсы по узким направлениям, в которых они планируют развиваться дальше. «Можно уйти из университета после второго курса и работать, набираться опыта, это личный выбор каждого, — сказал Сергей Рощин. — Есть множество быстроразвивающихся ниш и технологий, за которыми образование не поспевает. Но в целом в образовательной модели бакалавриата ВШЭ, запущенной с 2014 года, много времени отводится на проектную работу. Если же есть конкретные предложения по совершенствованию программ, диалог нужно вести с руководством факультета».

Еще одна записка, поступившая в президиум: «Что важнее: матан или история? Зачем так много истории на ФКН? Я же программист, а не историк».

«Много или мало — вопрос философский, — ответил Сергей Рощин. — То, что сейчас кажется преимуществом, потом может обернуться проигрышем. Умение хорошо программировать — это узкопрофессиональная компетенция, но работодателям сегодня нужны и другие компетенции: умение общаться, изъясняться с контрагентами нормальным языком, работать в проектах и другие. История и другие подобные предметы формируют структуру мышления, которое не сводится к программным кодам. С точки зрения общей структуры учебных планов, истории сейчас преподается мало, были периоды, когда гуманитарных дисциплин было больше».

«Выпускник университета должен быть культурным, и в его работе это значит не меньше, чем профессиональные компетенции, — добавил Ярослав Кузьминов. — Можно быть гениальным узким специалистом, но все равно зарабатывать минимум. Узкопрофессиональные карьеры бывают успешными очень редко. Поэтому культурный запас — необязательное знание — нужно формировать точно так же, как профессиональный, и у каждого он свой. Без него немыслим выпускник Вышки. Когда вас продвигают, поддерживают ваш бизнес, значит, вы интересны людям, а интересными вы можете быть в том числе благодаря вашему культурному запасу. Самое страшное обеднение себя в университете — рассматривать университет как средство получения компетенций, за которые платят деньги».

О роли студсовета

На встрече обсуждалась роль студсовета в работе факультета. Дмитрий Еремин, председатель Студсовета ФКН, рассказал о возрождении программы «Студенты для студентов», когда студенты старших курсов помогают младшим выполнять домашние работы и готовиться к экзаменам. Студсовет также собирается к концу учебного года создать базу отзывов о курсах по выбору — чтобы студенты, изучившие курсы, описали свои впечатления о них: какие знания они получили, чем интересен курс, доступна ли литература. Это облегчит выбор курсов — в аннотации сложно описать, что будет происходить в течение семестра или года.

По мнению Ярослава Кузьминова, студсовету нужно расширять спектр вопросов, по которым он принимает решения. Например, определять политику распределения стипендиального фонда. Также студенты могли бы взять больше полномочий по управлению общежитиями, в том числе и вопросы о том, кому в каких зданиях жить. В таких вопросах они могли бы принимать решения сами, не перекладывая ответственность на «большого брата», заключил ректор ВШЭ.

 

Вам также может быть интересно:

Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные

Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.

«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»

Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.

НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны

В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь

Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».

НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ

Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).

Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки

Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.

Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов

В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.

Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом

Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.

НИУ ВШЭ и Банк России подготовят магистров по информационной безопасности

Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ и Банк России открывают новую магистерскую программу «Информационная безопасность в кредитно-финансовой сфере». Набор на программу уже стартовал — с 1 сентября 2024 года начнется обучение специалистов по информационной безопасности для банков и других организаций финансового сектора.