• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если за 8 дней мы получили столько знаний, сколько же мы получим за 4 года?»

С 30 октября по 6 ноября в подмосковном учебном центре ВШЭ «Вороново» прошел семинар для учеников 8-11 классов партнерских школ ВШЭ, посвященный проектно-исследовательский работе в социально-экономической и гуманитарной сфере. В семинаре приняли участие 62 школьника из разных регионов России.

На сегодняшний день у Высшей школы экономики около 300 партнерских школ по всей стране. Университет не только повышает квалификацию их учителей и администраторов, но и работает с их учениками. На этот раз на семинаре школьникам объясняли, что такое исследовательская и проектная деятельность, они участвовали в деловых играх, изучали основные методы исследования в гуманитарных и социально-экономических науках. Также они знакомились с Вышкой, с ее преподавателями и принципами работы — заключительный день семинара прошел в здании университета на Мясницкой.

 

 

Яков Муталенко, ученик гимназии № 40, Калининград

О Высшей школе экономики я узнал в прошлом месяце — в гимназию приезжал ваш представитель, рассказывал об образовательных программах, показывал мотивационный видеоролик, очень веселый. Вскоре после этого классный руководитель рассказал, что Вышка организует проектно-исследовательский семинар, и чтобы туда попасть, нужно провести исследование и отправить его на конкурс. Мое исследование было посвящено числам Фибоначчи в экономике.

На семинаре каждая минута была расписана, вообще не было свободного времени, но все равно мы получили удовольствие. Все время что-то делали, куда-то шли, что-то обсуждали — в общем, были в тонусе. В социально-экономической игре я был главой северо-западного округа, и к концу игры округ добился успехов. Политология или экономика — самые интересные для меня направления.

 

 

Мария Мордвова, ученица Академической гимназии № 56, Санкт-Петербург

С первого дня семинара программа была насыщенной и интересной. Например, мы расследовали преступление — убийство в театре. Оказалось, что этапы расследования схожи с этапами исследовательской работы.

В последние два дня участвовали в социально-экономической игре: нужно было управлять государствами, покупать предприятия. Многие обанкротились или продали свои предприятия за рубеж. И потом мы анализировали игру: почему произошло так, а не иначе, как дальше будут развиваться государства и т.д.

Помимо преподавателей, с нами работали вожатые из питерской Вышки — педагогический отряд «Невские вороны», куда входят студенты младших курсов. Они создали замечательную атмосферу, с ними было интересно общаться. Я ехала на уроки, но оказалось, что мы в лагере — здесь дружеская атмосфера, каждый вечер «огоньки», песни под гитару. Кормили пять раз в день — можно было брать все что угодно.

В университете я хотела бы учиться по программе, связанной с международными отношениями, — на них всегда большой конкурс. В питерской Вышке такой программы нет, так что хотелось бы поступить в московскую. Сейчас я в 10-м классе, уже выбрала предметы, по которым буду сдавать ЕГЭ, зарегистрировалась на олимпиаду «Высшая проба» и теперь работаю на результат.

 

 

Елизавета Бойко, ученица гимназии № 8, Евпатория

Наша школа подписала договор о сотрудничестве с ВШЭ совсем недавно, и о проектно-исследовательском семинаре я узнала за два дня до того, как нужно было отправить работу на конкурс. Но у меня уже была готовая работа, посвященная истории караимов — малочисленной тюркской народности, представители которой живут в Крыму.

Участие в семинаре помогло мне выявить сферы моей некомпетентности и создать план работы по устранению пробелов на ближайшее время. Один из них — знания экономики: в крымских школах ее раньше не изучали.

Особенно мне понравилась лекция Вячеслава Рудольфовича Лозинга — он рассказывал, чем исследование отличается от проекта и учебной деятельности. Все сидели молча, боялись пошевелиться — было очень интересно. Оказалось, что многие из нас не понимают разницу между проектом и исследованием: вместо того, чтобы проводить исследование, пишут рефераты. В Крыму есть Малая академия наук для школьников, моя работа по истории там была признана одной из лучших, но по меркам Вышки это просто хороший реферат с доказательной базой.

После семинара я окончательно поняла, что хочу заниматься исследованиями, приоритетные направления — востоковедение со специализацией на Китае, африканистика, политология, история. Из приоритетных вузов — Вышка и СПбГУ.

 

 

Александр Акользин, ученик многопрофильного лицея № 1799, Москва

Я учусь в структурном подразделении «Плехановец», в 11-м классе. С Вышкой лицей сотрудничает давно, о мероприятиях, которые она проводит для школьников, нам всегда рассказывают. Я участвовал в разных конкурсах, чтобы попасть на эти мероприятия, но без результата, а в этот раз мне повезло.

Я представил сельскохозяйственный бизнес-проект по созданию страусовой фермы в Оренбургской области — это наиболее пригодный регион для такого предприятия. Объяснил, почему она должна быть прибыльной, описал, как там будет организовано производство, как нужно распространять в России культуру потребления мяса страусов.

Помимо деловых игр, на семинаре были лекции. Одну из них читал социолог Константин Павлович Глазков — лекция была очень глубокая, он приводил примеры из своих проектов и научных исследований. Я сделал конспект, чтобы уже после семинара была возможность вникнуть в материал.

Мои приоритеты при поступлении распределяются так. Сначала МГУ или ВШЭ, программы по экономике или по истории, затем РЭУ им. Плеханова и РАНХиГС, а если не хватит баллов, РГГУ или МПГУ.

 

 

Дали Ахриева, ученица гимназии № 1, Назрань

Наша гимназия — единственная партнерская школа Вышки в Республике Ингушетия. На проектно-исследовательский семинар хотели поехать примерно 30 человек, но конкурс прошли только 10. Я представила проект базы отдыха на территории Ингушетии, в горах.

На семинаре мне очень понравилась социально-экономическая игра, в которой мы все участвовали. В День народного единства, 4 ноября, у нас образовались два государства — Россия и Российская империя. Игра стала сложнее, когда нам запретили покупать товары за рубежом, и некоторые участники исследования считали, что во всех наших проблемах виноваты иностранные государства.

Потом команды разрабатывали приложения, посвященные ЕГЭ, приложение нашей команды было признано неэффективным, мы очень расстроились. Но потом к нам подошел консультант и сказал, что ничего страшного в этом нет: главное — что мы сделали его сами.

 

 

Артем Гарабажий, ученик школы № 12, Урай (Ханты-Мансийский автономный округ)

Мой проект был посвящен такой проблеме: почему молодежи не интересны мероприятия, которые проводит наш департамент культуры? В ходе исследования выяснилось, что выбираются темы, которые молодежи безразличны, ничего не делается для их популяризации — отсюда отсутствие интереса.

На семинаре нам подробно объясняли, что такое исследование, и теперь мы можем выступать в качестве экспертов по этой теме в своих городах. В экономической игре я был президентом одного из государства — Сибирской демократической правовой республики. Из-за нашей неопытности у нас умерло 80% населения, и мы проводили аналогию с 1990-ми годами, когда предприятия закрывались, о людях никто не думал. Но за условные три года — столько продолжалась игра — мы учились на своих ошибках, и под конец у нас даже наметился прирост населения.

На семинаре мы много узнали о Вышке, и, конечно, теперь многие хотят здесь учиться. Я бы хотел поступать на программу по экономике или по государственному и муниципальному управлению. Если за 8 дней мы получили так много знаний, сколько же мы получим за 4 года?

Организаторы и преподаватели возились с нами все 8 дней, помогали во всем, спасибо им за это. Говорили, что для учеников партнерских школ в ближайшие месяцы намечены и другие мероприятия — надеюсь, нам удастся еще не раз приехать в Вышку.

Вам также может быть интересно:

В Вышке пройдут летние очные смены для школьников

Центр взаимодействия с регионами и проект «Академия школьников» НИУ ВШЭ проведут две летние смены для учеников 6–8-х классов. Старшеклассники смогут познакомиться с университетом, почувствовать себя студентами и оценить, какие направления наиболее интересны для изучения.

Прием заявок от школьников на участие в выездной биологической сессии продлится до 5 марта

Выездная сессия для учеников 6-10 классов, интересующихся биологией, пройдет с 26 марта по 5 апреля в подмосковном Пущино. Ее организует Дирекция общего образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Академия школьников».

С 4 сентября начинается прием заявок на обучение на факультете довузовской подготовки ВШЭ

Факультет довузовской подготовки предлагает программы для школьников 5–11 классов. Обучение на них позволяет не только подготовиться к сдаче государственных экзаменов и поступлению в вуз, но и получить знания по тем предметам, которых нет в обычной школьной программе.

«Нужно сделать так, чтобы школьники почувствовали себя исследователями»

C 6 по 12 июня в учебном центре «Вороново» прошла тематическая сессия Академии старшеклассников, в которой участвовали 84 десятиклассника из базовых школ Университетского образовательного округа ВШЭ. Занятия по русскому языку для них провели студенты образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика».

Состоялся финал Всероссийского чемпионата НИУ ВШЭ по предпринимательству для школьников

В Высшей школе экономики при поддержке Фонда развития интернет-инициатив и школы бизнеса для тинейджеров MyStarta состоялся первый в России Чемпионат по предпринимательству для школьников. Всего участие в нем приняли 800 школьников со всей России и стран СНГ, в финал прошли 16 команд из 34 человек.

«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

Студенты Вышки провели для школьников олимпиаду по лингвистике

77 школьников из пяти городов России приняли участие в I Московской устной олимпиаде по лингвистике, которую по своей инициативе организовали  студенты бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» ВШЭ. Участников ждали задания по коптскому, горномарийскому, русскому жестовому языкам и другие лингвистические изыски.

Как и чему учиться в Вышке, если ты еще школьник

До 23 сентября продолжается прием на программы факультета довузовской подготовки ВШЭ. Они открыты для учеников 5-11 классов, которые хотят подготовиться к сдаче ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, поступлению в Лицей ВШЭ или просто узнать то, чему не научат в обычной школе. 17 сентября на факультете пройдет день открытых дверей.

ВШЭ открывает в школах математические кружки «шаговой доступности»

В начале сентября в шести школах Москвы для учеников 6-7 классов откроются математические кружки, где будут преподавать студенты и сотрудники ВШЭ. Школьники получат представление о красоте и строгости в математике и научатся решать нестандартные задачи.

2 место

занял Лицей НИУ ВШЭ в новом рейтинге московских школ.