Лицей и 68 партнерских школ ВШЭ вошли в топ-300 московских школ
Остальным школам, с которыми университет сотрудничает, но которые в этом году не попали в рейтинг, будет уделяться особое внимание, чтобы они наверстали упущенное.
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2014/2015 учебного года был составлен на основе семи критериев. Это результаты ЕГЭ, ОГЭ в 9 классе и промежуточных диагностик (в 4 и 7 классах), эффективность дошкольных отделений, профилактика правонарушений, работа с детьми-инвалидами и использование социокультурных ресурсов города. Каждый критерий имеет свои показатели (всего их 26), из которых складывается рейтинговый балл. Сами показатели Департамент образования Москвы не обнародовал, так что детальный анализ достижений каждой школы — включили ее в рейтинг за победы учеников в олимпиадах или за успехи в инклюзивном образовании — невозможен, за редкими исключениями (если, например, информация есть на ее сайте).
В рейтинге участвовали все образовательные организации Москвы, где есть программы общего образования, — не только государственные и частные школы, но и структурные подразделения университетов (новый закон «Об образовании в РФ», принятый в 2012 году, разрешил вузам их открывать). Лицей НИУ ВШЭ занял в рейтинге 23-е место — по мнению руководителя Дирекции общего образования НИУ ВШЭ Вячеслава Лозинга, это рекордный результат.
Во-первых, по сравнению с московскими школами у лицея в этом году небольшой выпуск — всего 58 человек (чем больше выпускников, тем больше среди них может оказаться высокобалльников по итогам ЕГЭ). Во-вторых, по ряду критериев он вообще не мог набрать баллы: в лицее нет младшего и основного звена (некому проходить диагностику в 4 и 7 классах, сдавать ОГЭ), нет дошкольного отделения, на сегодняшний день нет детей-инвалидов. В-третьих, лицей работает лишь два года — в отличие от многих других школ, имеющих богатые традиции и выстраивавших отношения с вузами не один десяток лет.
Из 98 школ городского подчинения, с которыми Вышка сотрудничает в Москве (7 школ имеют статус школы-партнера, 71 — статус базовой школы, 20 школ входят в распределенный лицей*), в топ-300 попали 68 школ.
Из них 27 — в первой сотне, 28 — во второй, 13 — в третьей. Стабильно занимает первое место лицей № 1535 — базовая школа ВШЭ, бесспорный лидер московского образования. С 58-го в прошлом году на 56-е место переместилась школа № 2095 «Покровский квартал», над которой Вышка взяла шефство. Это значимое достижение, так как количество школ в рейтинге ежегодно сокращается — в 2014 году их было 400. Высокие результаты — это, прежде всего, заслуга школ, подчеркивает Вячеслав Лозинг, Вышка лишь помогает их добиться.
Из оставшихся 30 партнерских школ ВШЭ, не попавших в рейтинг, 15 — негосударственные школы (там учатся значительно меньше детей). А 15 государственных школ в предыдущие годы занимали места в московских рейтингах, но в условиях объединительных тенденций и усиления конкуренции теряли позиции. Это не трагедия, отмечает Вячеслав Лозинг, присутствие в рейтингах не является условием сотрудничества с Вышкой, но этим школам теперь будет уделяться повышенное внимание, чтобы они улучшили свои результаты в следующем году.
Все шансы закрепить успех через год, когда Департамент образования снова будет сравнивать школы, есть у Лицея НИУ ВШЭ. Число выпускников там вырастет в несколько раз, так что количество тех, кто набрал высокие баллы ЕГЭ и победил на олимпиадах, наверняка будет намного больше.
*Есть три формы сотрудничества ВШЭ с партнерскими школами. Первая форма — это распределенный лицей, когда классы или группы детей учатся по программам, разработанным школой совместно с университетом и утвержденным Учебно-методическим советом ВШЭ. Вторая форма — базовая школа, где учат по своим образовательным программам, но с Вышкой их согласовывают и учитывают ее рекомендации. Третья форма — школа-партнер, где старшеклассники учатся по программам, разработанным школой, и участвуют в разных проектах с университетом и с другими школами.
Лозинг Вячеслав Рудольфович
Руководитель Дирекции общего образования
Вам также может быть интересно:
Вышка стала лидером сразу по 5 предметным рейтингам семейства «Три миссии университета»
Агентство RAEX опубликовало предметные рейтинги российских университетов за 2024 год. По данным исследования, Высшая школа экономики стала призером по 13 предметным областям и лидером по пяти дисциплинам.
Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы
Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.
Вышка стала лидером в рейтинге вовлеченности аудитории на собственных ресурсах
Проект «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня» и Brand Analytics представили линейку рейтингов результативности коммуникационных стратегий российских университетов. В число лидеров пилотного исследования вошли МГУ, НИУ ВШЭ, Томский политехнический университет, Уральский федеральный университет и другие вузы. Вышка стала лидером в рейтинге вовлеченности аудитории на собственных ресурсах, а также заняла второе место в рейтингах представленности в научно-популярных медиа, СМИ и соцмедиа.
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Департамент интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ стал лучшим в рейтинге АКАР за 2020 год
Подразделение факультета коммуникаций, медиа и дизайна возглавило рейтинг российских кафедр, занимающихся подготовкой специалистов в области рекламы. Ежегодно его составляет Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), объединяющая более 200 участников рынка коммуникационных услуг.
НИУ ВШЭ занял рекордное 115-е место в мировом рейтинге RePEc
Рейтинг RePEc (Research Papers in Economics — «Исследовательские статьи по экономике») формируется на основе данных о публикационной активности в области экономики и смежных дисциплин. На протяжении последних лет Вышка устойчиво удерживает в нем первое место по России и продолжает поступательный рост в мировом рейтинге, опережая известные зарубежные университеты с многолетней историей. В последнем европейском рейтинге НИУ ВШЭ занял 46-е место, в мировом – 115-е (+4 позиции за месяц).
В топ-50 рейтинга экспертов в сфере международных отношений вошли 9 представителей Вышки
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил рейтинг экспертов-международников. В него вошли 9 представителей НИУ ВШЭ, в том числе декан факультета мировой экономики и мировой политики Сергей Караганов, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований Тимофей Бордачев и профессор-исследователь Федор Лукьянов.
ВШЭ – самый авторитетный вуз среди молодежи в рейтинге влиятельности университетов RAEX
В новом рейтинге влиятельности университетов, опубликованном сегодня рейтинговым агентством RAEX, Вышка заняла третью позицию, став лидером по показателю авторитета среди молодежи и вторым вузом в России по влиянию на интернет-аудиторию.
НИУ ВШЭ занял первое место среди российских вузов по десяти предметам в рейтинге QS
В рейтинге QS World University Rankings by Faculty & Subject 2020 Высшая школа экономики представлена по 23 отраслям и предметам, что на 4 больше чем в прошлом году. ВШЭ вошла в 19 из 38 предметных рейтингов, в которых представлены отечественные университеты, и в 4 из 5 отраслей QS. ВШЭ вошел в топ-100 глобального списка по 5 предметам, в том числе впервые по «Истории» и «Социальной политики и управлению».
ВШЭ вошла в топ-3 рейтинга Интерфакса по программам госуправления
Высшая школа экономики вошла в тройку российских университетов, реализующих образовательные программы по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Рейтинг был опубликован исследовательской группой «Национальный рейтинг университетов «Интерфакс».