Летняя школа ЛЭСИ: академические стратегии в трансформирующемся вузе
Вышка многое делает для того, чтобы стать университетом, чьи исследования включены в повестку мировой науки, и эти новые ориентиры рождают новые вызовы для сотрудников. Как соответствовать повышенным требованиям к публикационной активности? Как сочетать в исследовательской работе интересы отдельного ученого, научного подразделения и вуза в целом? На эти вопросы искали ответы участники Летней школы Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ВШЭ.
В пятой летней школе Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ, которая прошла в учебном центре «Вороново», приняли участие 33 человека — научных сотрудников ЛЭСИ, преподавателей кафедры экономической социологии, а также младших сотрудников лаборатории — стажеров-исследователей и студентов старших курсов, заинтересованных в полноценном включении в исследовательскую деятельность.
«Летняя школа подразделения не может быть ничем иным кроме поля рефлексии и проектирования собственной деятельности», — считает первый проректор, заведующий ЛЭСИ Вадим Радаев. Из этого и исходили организаторы и участники школы при ее планировании: решено было заняться формированием индивидуальных исследовательских стратегий сотрудников лаборатории в конкретных условиях работы в университете. До начала школы участникам было предложено заполнить форму о планах на ближайшие три года. Цель — не подготовка «формального отчета» или «информирование руководства», но расстановка собственных приоритетов в условиях демонтажа привычных университетских структур вроде кафедр.
Помимо главной темы, программа летней школы включала обсуждение вопросов, связанных с развитием учебных программ по социологии, презентации студенческих проектов, а также тимбилдинг и кинопоказ. Плюс к тому на летней школе проходил отбор новых сотрудников ЛЭСИ из числа студентов старших курсов. Несмотря на серьезность поставленных задач, атмосфера выездной школы была неформальной, а общение — лишено той дистанции, которая часто становится препятствием для продуктивной совместной работы.
Что такое идеальная научная лаборатория?
В качестве первого мероприятия школы прошла игра. По ее условиям участникам необходимо было разбиться на пять групп, каждой из которых случайным образом был предложен один из схематично описанных сценариев возможного формата лаборатории: от организации, выстроенной под интересы приглашенного именитого исследователя, до научного центра, деятельность которого выстроена вокруг международной аспирантской школы. Каждая из команд могла дополнить вариант собственными деталями и подготовить краткую презентацию сценария с перечислением его слабых и сильных сторон.
После обсуждения состоялось общее голосование за наиболее привлекательный и наименее удачный варианты. В итоге самыми популярными среди сотрудников ЛЭСИ оказались два формата существования подразделения. «Идеальная лаборатория», на взгляд большинства участников, — это площадка для реализации групповых и индивидуальных проектов, а также исследовательский центр в симбиозе с европейским партнером. Наименее популярным вариантом, как ни странно, оказалась международная лаборатория под руководством одного исследователя с громким именем.
Как выбрать тему исследования?
Второй день выездной школы был посвящен непосредственно обсуждению индивидуальных стратегий, и первыми выступали старшие научные сотрудники лаборатории. Каждому было выделено время для презентации, в ходе которой можно было поделиться собственными планами на ближайшие три года — исследовательскими, образовательными или административными. В связи с задачами, поставленными в первый день, во время обсуждения творческих планов участников акцент делался на то, насколько эти планы могут быть вписаны в общую траекторию развития ЛЭСИ. Первый момент, который отмечали многие выступающие, — это выбор тем. При выборе темы, особенно если речь идет о долгосрочном проекте, сложно руководствоваться чистой прагматикой, — тема должна «проживаться» и, очевидным образом, совпадать с личными интересами исследователя. Кроме того, важны люди. Коллективные исследования — неотъемлемая часть любой научной деятельности, но каким должно быть разделение труда? Работа в тандеме, когда каждый из участников знает свои обязанности и сильные стороны, — счастливый случай, но как организовывать удаленную работу с зарубежными коллегами? Обсуждались также моменты, связанные с интеграцией в международные академические институты: публикации на иностранном языке и участие в конференциях. Помимо этого, была затронута и распространенная проблема совмещения административной, научной и педагогической деятельности.
«Борьба за студента»
Часть времени выездной школы была посвящена обсуждению конкретных проблем, связанных с учебным процессом. Одним из ключевых вопросов стала необходимость повышения интереса к экономической социологии у студентов с внешних образовательных программ. Если раньше такие дисциплины, как «Экономическая социология», «Социология рынков» предлагались в форме курсов по выбору среди ограниченного числа дисциплин (как правило, двух или трех), то в ходе университетских трансформаций была введена экспериментальная программа майноров. Майнор представляет собой дополнительный блок дисциплин, который выбирается студентом после первого курса и изучается на протяжении следующих двух лет в углубленном формате. Поскольку майноры не ограничены тематически, то конкурентами социологического блока дисциплин стали такие программы как, к примеру, «Интеллектуальный анализ данных», «Финансовые рынки» и «Менеджмент», а это делает конкурентную ситуацию жесткой и требует тщательной проработки дисциплин, которая будет учитывать интересы студентов.
Несмотря на обилие критики, некоторые из студенческих проектов были признаны удачными и, что главное, реализуемыми на практике
Один из дней школы был полностью посвящен младшим сотрудникам лаборатории — стажерам-исследователям и студентам-кандидатам в сотрудники подразделения. Для них, только начинающих свой путь в науке, важным моментом оказалась интеграция в академические институты — попадание в Кадровый резерв ВШЭ, участие в первых зарубежных конференциях и получение грантов и стипендий. Помимо этого, в начале карьеры насущным вопросом остается поиск «своей», профессиональной темы — той, которая способна увлечь на продолжительное время для глубокой работы. Наряду со стажерами-исследователями, студенты, желающие присоединиться к исследовательскому коллективу, также должны были очертить круг своих научных интересов и планы на ближайшие годы обучения.
После индивидуальных выступлений состоялись коллективные презентации исследовательских проектов — основное задание, которое должны были выполнить студенты-соискатели под руководством сотрудников лаборатории. Предварительно было задано три направления: «Неформальная экономика», «Социология организаций» и «Социология потребительских рынков», причем выбор конкретной темы и проблематики исследования оставался за участниками команды. Итогом коллективной работы должен был стать отчет в форме реальной заявки на грант. Таким образом, целью задания было не просто «придумать исследование», а попытаться согласовать его с реальными условиями ограниченности ресурсов и необходимости обосновать, почему ресурсы должны быть затрачены именно на данный проект. Несмотря на обилие критики, некоторые из студенческих проектов были признаны удачными и, что главное, реализуемыми на практике при должной доработке, ведь планка оценивания была заведомо поставлена высоко.
Коммуникации как часть научного творчества
В качестве церемонии закрытия в четвертый, последний день выездной школы, состоялся сеанс «итоговой рефлексии». По мнению участников, скорее всего, невозможно разработать простую, односложную стратегию по четкому согласованию индивидуальных академических траекторий каждого из сотрудников с задачами лаборатории и целями университета, и, вполне допустимо, что это невозможно в принципе — как невозможно увлечь одной, единой исследовательской проблемой обширный, зрелый научный коллектив. Тем не менее, существует нечто более важное — коммуникация между сотрудниками. Есть множество идей, планов и проектов, которые стоит представить коллегам, обсудить, чтобы уяснить для себя наиболее продуктивные методы исследований, найти партнеров для реализации. Лаборатория очень важна в качестве коммуникативной площадки. С другой стороны, коммуникация не должна замыкаться внутри одного коллектива: необходимо продолжать взаимодействовать с коллегами — как из регионов страны, так и из-за рубежа.
Тамара Кусимова, стажер-исследователь ЛЭСИ
Стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований
Все новости автора
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.