«В Москве подобное практически невозможно»
1 марта завершается набор студентов ГУ-ВШЭ в Летнюю школу «Сравнительное государственное управление. Опыт Великобритании», проводимую London Metropolitan University. О проекте рассказывает заместитель декана факультета государственного управления, права и международных отношений London Met, директор Школы Пат Грэй.
— Профессор, это уже шестая Школа, которую вы организуете для российских студентов. Что их ждет в Лондоне в этом году?
— Мы всегда стремимся придумать для них что-то новое, стремимся варьировать программу их пребывания в Великобритании. Каждый год — и нынешний не станет исключением — в дополнение к основному курсу обучения мы планируем познакомить студентов с жизнью страны за пределами Лондона. Прежде мы организовывали поездки в Оксфорд, сейчас, возможно, отправимся в Кембридж или Брайтон. Многие студенты хотят поближе познакомиться с политическим устройством Великобритании, и такую возможность они тоже получают. Каждый год мы посещаем Палату общин, иногда — Казначейство, некоторые министерства. А, например, участники прошлогодней Школы имели возможность посетить строящиеся олимпийские объекты — для них это был потрясающе интересный опыт. Посмотрим, что именно мы сможем устроить для них в этом году: многое зависит от того, в какие учреждения мы сможем получить доступ. Бывает, что студенты говорят нам, какие места они хотели бы посетить самостоятельно — мы стараемся им в этом помочь, дать практические советы относительно учреждений, в которые они собираются отправиться.
— За те годы, что вы работаете с российскими студентами, вы составили себе их общий портрет? В чем заключаются их основные достоинства и чего, как вам кажется, им больше всего не хватает?
— Это очень интересный вопрос. Конечно, мне следует сказать, что они все замечательные и практически идеальные студенты. Вы же не думаете, что я скажу о них что-то плохое? Но если говорить серьезно, то меня впечатляет, насколько российские студенты — во всяком случае, это я замечаю в Летних школах — дисциплинированы, как они могут быть поглощены проектами, над которыми трудятся. Они очень тщательно подходят к проработке всех деталей, не позволяя себе схалтурить даже в мелочах, и продолжают искать ответы там, где многие английские студенты уже сдались бы. Мне кажется, что они в принципе больше ценят образование. Хотя наследие советской системы обучения сказывается на том, как они воспринимают информацию. Мы призываем студентов мыслить свободно, опираться на факты, принимать во внимание разные взгляды на одну проблему и допускать, что ответов на вопрос может быть несколько. Российским студентам бывает трудно с этим согласиться.
Но это не значит, что они зациклены только на учебе — они очень любят веселиться и с большим энтузиазмом принимают участие в различных мероприятиях, которые мы предлагаем им во время Летней школы.
— А как вы оцениваете их уровень владения английским языком?
— Он различается. Некоторые фантастически владеют английским, другие хорошо понимают английскую речь, но сталкиваются с некоторыми трудностями, когда участвуют в дискуссиях. Мы не устанавливаем формального барьера для участников Летней школы, но нужно понимать, что без знания языка программа занятий окажется бесполезной. Поэтому мы приветствуем, когда студенты заранее проходят тесты по английскому языку на уровне IELTS 6.0 или, в крайнем случае, IELTS 5.5.
— К чему в целом следует готовиться студентам, когда они окажутся в Лондоне?
— Во-первых, к насыщенному графику. Работа в Летней школе начинается в 10.00, и мы обычно продолжаем заниматься до 15.30, конечно, с перерывом на ланч. Мы стараемся сделать занятия для студентов более неформальными, как правило, мы предлагаем им поработать над решением какой-нибудь проблемы. Лекции, которые читают приглашенные эксперты, обычно небольшие и не занимают много времени.
Что же касается организации проживания, то мы обеспечиваем вполне комфортные и в тоже время привычные для студентов условия. Это современные номера, расположенные близко к центру Лондона, примерно в десяти минутах на метро от Оксфорд-стрит или Вест-Энда, так что проблем с перемещением по городу у студентов не будет. К тому же мы предоставляем им студенческие проездные билеты на все время их пребывания в Лондоне, что дает им право проезда на всех видах общественного транспорта без ограничений. Важно, чтобы они не забыли взять денег на еду, так как за питание им придется платить самостоятельно.
— Могут ли студенты столкнуться с проблемой безопасности на улицах Лондона?
— Лондон — город многонациональный и мультикультурный. Возможно, некоторые студенты испытают «культурный шок», обнаружив на улицах такое количество чернокожих людей, но важно, чтобы они понимали — это обычные британские граждане, долгие годы и даже десятилетия живущие в Лондоне. Не нужно пугаться их, особенно вечером. Вообще Лондон — безопасный город с довольно низким уровнем преступности, в том числе и в ночное время. За те пять лет, что мы организуем Летние школы, с их участниками произошел только один небольшой инцидент, да и тот стал результатом скорее недопонимания и не повлек сколько-нибудь серьезных последствий.
— Российская и британская политические системы и традиции сильно различаются. Реально ли, на ваш взгляд, в таких условиях научиться чему-нибудь друг у друга?
— Сама идея Школы и заключается в том, чтобы найти ответ на этот вопрос. Мы предлагаем студентам подумать о том, какие практики, применяемые в Великобритании, могут быть перенесены на российскую почву, а где наши различия фундаментальны. Особое внимание при обсуждениях мы стремимся уделить традиции транспарентности (прозрачности) публичной власти в Великобритании. С этой целью мы посещаем заседания советов местных органов власти, на которых принимаются важные административные решения. Российским студентам очень важно и полезно увидеть, насколько открытым и прозрачным может быть этот процесс. Они на вполне конкретных примерах понимают, как работает демократия.
Одним из самых ярких таких впечатлений стали слушания о лицензировании баров и ночных клубов, на которых мы со студентами присутствовали два или три года назад. Владелец одного бара, которого многие подозревали в связи с криминалом, добивался продления своей лицензии. Но против него выступили местные жители, и бар был закрыт. Как говорили мне потом студенты, представить нечто подобное в Москве практически невозможно.
— В Летней школе принимают участие только студенты, изучающие государственное и муниципальное управление?
— Большинство из них действительно с этого факультета Высшей школы экономики, но к нам также приезжают и будущие социологи, и политологи. Им тоже есть над чем поработать в рамках курсов, которые мы предлагаем в Летней школе. К нам подключаются и некоторые студенты из Московского государственного университета и Финансовой академии при Правительстве России. Иногда к нам обращаются аспиранты, но на такие специализированные курсы Летняя школа все-таки не рассчитана.
— Вполне понятно, как такие программы помогают российским студентам. Но почему London Metropolitan University заинтересован в этом сотрудничестве?
— London Met имеет давние связи с Высшей школой экономики. Мы совместно участвовали во многих проектах, включая проект Tempus, и имеем схожие интересы, в частности, в области изучения государственного управления. Для нас также очень ценна работа со студентами такого хорошего университета, как Высшая школа экономики, да и наш персонал получает от этого взаимодействия большое удовлетворение. К тому же это сотрудничество — возможно, вы удивитесь — приносит нам деньги, пусть и небольшие. Так что это не благотворительность с нашей стороны.
— Позвольте теперь спросить вас, профессор, о британских студентах. Принимают ли они какое-либо участие в работе Летних школ?
— Непременно. Обычно мы задействуем их для организации «культурного досуга» — экскурсий, прогулок по городу, шоппинга и, конечно, вечерних мероприятий. Уж по части осведомленности о ночной жизни Лондона они нам, профессорам, точно дадут фору. Вполне вероятно, что нынешняя Летняя школа будет более масштабной, чем обычно — мы ждем участников и из других европейских университетов. Я думаю, такая мультикультурность еще больше расширит границы общения между нашими студентами.
— Но насколько британские студенты интересуются Россией, российской политической и административной системой?
— В London Met есть программы и учебные модули, посвященные политическому и социальному устройству стран Восточной Европы, российско-европейским отношениям. Мы пытаемся подстегнуть своих студентов принимать участие в Летних школах в России, но пока особо не преуспели в этом. Все-таки это очень дорогое удовольствие, и организационных проблем с получением визы тоже хватает — впрочем, с теми же проблемами сталкиваются и многие россияне, пытающиеся попасть в Великобританию, так что здесь мы в равных условиях.
Напоследок хотел бы пригласить студентов ГУ-ВШЭ принять участие в нашей Летней школе 2010 года и записаться в группу, которая в настоящее время формируется на факультете государственного и муниципального управления.
Дополнительная информация о Летней школе
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.