«Время университетов-одиночек прошло»
Сегодня в Санкт-Петербурге начала свою работу международная конференция «Образование и мировые города: перспективы БРИКС». Около 400 представителей высшего и среднего образования, власти и бизнеса со всего мира обсудят текущие тренды в развитии образования, нынешнюю роль университетов в городах и новые пути решения актуальных проблем образовательной сфере.
Мероприятие включено в официальную повестку российского председательства в БРИКС и проходит под патронажем Министерства образования и науки Российской Федерации. Организаторы конференции — НИУ ВШЭ–Санкт-Петербург, Университет ИТМО, Проект 5-100, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина.
В своем приветственном слове к участникам заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов сообщил, что эта конференция открывает серию крупных международных мероприятий, посвященных теме развития образования, запланированных в рамках председательства России в БРИКС. Уже в июне пройдет заседание рабочих групп по образованию в Москве, а в сентябре состоится крупное мероприятие по учреждению сетевого университета БРИКС.
Замминистра отметил важность обсуждения университетов именно в привязке к городам: «Каким образом университеты встроены в город и каким образом город встроен в университет — это важнейший вопрос того, каким образом дальше будут развиваться наши с вами университеты, наше сотрудничество с иностранными партнерами», — сказал он.
Директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Сергей Кадочников подчеркнул, что современная, основанная на знаниях, экономика требует создания и развития новых направлений сотрудничества высшей школы с предпринимательским сообществом и социальной сферой. Ректор университета ИТМО Владимир Васильев, в свою очередь, считает, что в отрыве от городской среды вуз не может существовать в принципе: «Если миссия и стратегическая цель университета не согласована и не синхронизирована с концепцией развития города, то, скорее всего, исчезнет не город — в таких условиях коллапсировать будет университет. Если вуз собирается быть глобальным, то и мегаполис, в котором он находится, должен ставить перед собой задачу развиваться как глобальный город. В этом плане Санкт-Петербург представляет собой открытую международную лабораторию высших учебных заведений. Зачастую в России города развиваются спонтанно: решается оперативная задача, без прогнозирования на будущее. Мы же уверены, что необходимо заглядывать за горизонт, как минимум, на 20-25 лет вперед, поэтому будем продолжать вести системные исследования, которые помогут нашим городам в будущем», — сказал он.
Сам высокий статус вузов легитимирует столичность. Яркий пример тому — не только Санкт-Петербург, но и Екатеринбург, признаваемый столицей Урала в том числе благодаря культурному влиянию университетов
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что сильные университеты оказывают серьезное влияние на статус города: «Просто в крупном городе университет обеспечивает рынок кадрами, создает рабочие места, социализирует молодежь, что исключительно важно, тогда как в столице он начинает обеспечивать уже национальный рынок труда. Сам высокий статус вузов легитимирует столичность, является очень важным фактором признания города столичным или почти столичным. Яркий пример тому — не только Санкт-Петербург, но и Екатеринбург, признаваемый столицей Урала в том числе благодаря культурному влиянию университетов».
В рамках конференции были подписаны партнерские соглашения между Ассоциацией образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» и сразу тремя крупными объединениями образовательных менеджеров из разных стран: Конференцией ректоров итальянских университетов, Бразильской ассоциацией международного образования — FAUBAI и Корейской ассоциацией администраторов иностранных студентов.
Соглашения подразумевают содействие самой широкой мобильности студентов всех уровней обучения, преподавателей и администраторов между вузами ассоциации, проведение совместных научно-практических мероприятий различных форматов, разработку партнерских исследовательских проектов, организацию совместных лабораторий, научных групп и центров превосходства.
Ярослав Кузьминов, являющийся председателем совета Ассоциации «Глобальные университеты», отметил, что подписанные сегодня соглашения имеют четкое практическое значение.
«Мы в первую очередь фиксируем взаимные обязательства по содействию международному рекрутингу и обмену студентами. Мы решаем конкретные задачи, поставленные перед нами президентом и правительством, задачи занять достойные места в мировых рейтингах. Основные показатели, необходимые для этого — академическая репутация, число иностранных студентов и число иностранных преподавателей, и именно об этом подписанные сегодня соглашения», — сообщил Кузьминов.
«Время университетов-одиночек прошло, — говорит Джанмариа Аджани, ректор Туринского университета, — нам необходимо выстраивать сетевое взаимодействие, вступать в ассоциации и объединяться для решения общих задач и поддержания динамики развития. Я верю, что подписанное нами сегодня соглашение — это первый шаг к построению эффективной коммуникации между системой итальянских университетов, которая включает в себя свыше 90 учебных заведений из всех точек Италии, и объединением ведущих российских вузов — Ассоциацией «Глобальные университеты»».
Ассоциацией образовательных организаций высшего образования «Глобальные университеты» создана с целью координации деятельности и сетевого взаимодействия вузов-участников программы «5-100». Ассоциация создана победителями конкурса на предоставление государственной поддержки ведущими российскими университетами в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, ориентированные на активное участие в международной конкуренции: НИУ ВШЭ, МИСиС, ТГУ, ТПУ, УрФУ, ДВФУ, К(П)ФУ, МФТИ, МИФИ, ЛЭТИ, ИТМО, НГУ, ННГУ, СГАУ, СПбГПУ. Инициатором создания Ассоциации «Глобальные университеты» выступил НИУ ВШЭ.
Кадочников Сергей Михайлович
Директор Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.
Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования
В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ