• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

10 фактов о Высшей школе менеджмента ВШЭ

18 октября Высшая школа менеджмента ВШЭ отметила 15-летие со дня основания. «Пожизненное обучение», учет российской специфики бизнеса, генерирование собственных конкурентных преимуществ — к юбилею Школы мы собрали несколько любопытных фактов о ней.

1. В ВШМ была открыта первая программа МВА в Высшей школе экономики.

МВА (Master of Business Administration) была первой программой и в самой Высшей школе менеджмента — созданном в 1999 году подразделении дополнительного образования в составе Государственного университета — Высшей школы экономики. К тому времени в университете набралась критическая масса преподавателей, способных вести основные курсы этой программы. В том же 1999 году по инициативе Российской ассоциации бизнес-образования был начат эксперимент по выдаче государственного диплома МВА.

2. В Высшей школе менеджмента есть EMBA и DBA.

Эти программы (Еxecutive MBA и Doctor of Business Administration) — оригинальные разработки Школы для топ-менеджеров и собственников компаний — представляют собой системы взаимосвязанных модулей, посвященных проблемам бизнеса и развитию личности. Основные преподаватели — профессора ВШЭ Николай Берзон, Ирина Ивашковская, Геннадий Константинов и Игорь Липсиц*, Сергей Филонович (декан Школы).

3. 90% преподавателей Высшей школы менеджмента — штатные сотрудники ВШЭ.

Во многих российских школах бизнеса собственного штата преподавателей нет — занятия проводятся силами приглашенных профессоров, пусть даже признанных в бизнес-образовательном сообществе. Однако такой подход приводит к рассогласованию между учебными курсами, возникновению, с одной стороны, пробелов, а с другой стороны — повторов. В Высшей школе менеджмента таких недостатков нет, потому что со слушателями работают не просто отдельные «звезды», а команда преподавателей.

4. Программы ВШМ обновляются с учетом изменений в российском бизнесе.

Раз и навсегда взять программу и ее гнать, если есть спрос, — прямая дорога к гибели школы бизнеса, считает профессор Филонович. ВШМ не только обновляет свои программы, но и постоянно открывает новые.

5. ВШМ учит генерировать конкурентные преимущества.

Составляющая бизнес-образования во всем мире — кейс-метод, то есть разбор конкретных ситуаций из практики бизнеса. Но описанные в кейсе конкурентные преимущества перестают быть таковыми сразу после публикации кейса — ведь теперь они известны всем. В Высшей школе менеджмента слушателей учат самих генерировать собственные конкурентные преимущества в так называемых мастерских, где под руководством преподавателей проводятся эксперименты по разным аспектам ведения бизнеса.

6. В основе корпоративных программ ВШМ — идеи, основанные на результатах исследований профессоров Школы.

Корпоративные программы ВШМ — это фактически продажа таких идей. Профессора ведут исследования, связанные с развитием бизнеса, и их результаты слушатели программ могут использовать в своей деятельности. Но корпоративные программы могут быть и совершенно не связаны с бизнесом — был случай, когда одна производственная компания попросила организовать для своих сотрудников курс лекций по современной философии.

7. В ВШМ есть короткие программы для выпускников прошлых лет.

Чтобы выпускники Школы всегда были в тонусе, для тех, кто получил МВА пять и более лет назад, есть программы МВА-Upgrade. Их цель — познакомить с идеями и разработками, появившимися за годы после окончания обучения. Такие программы выходят за рамки традиционного бизнес-образования. Таким образом, в Высшей школе менеджмента реализуется life-long learning — как говорит профессор Филонович, «пожизненное образование», к которому «приговорен» современный человек.

8. Выпускники Школы становятся ее преподавателями.

Среди выпускников есть те, кто создает программы (прежде всего, МВА-Upgrade), преподает на длительных и коротких программах, проводит мастер-классы. Это те самые менеджеры-практики, способные передавать свой опыт, без которых немыслимо современное бизнес-образование.

9. Больше половины слушателей приходят в ВШМ по рекомендации выпускников.

Этим достижением в Школе дорожат больше всего.

10. Миссия Школы — подготовка к ведению бизнеса в России.

Образование — явление социальное, поэтому в ВШМ считают, что бизнес-образование в России должно ориентироваться на российские условия, на российский национальный характер, на характер деловых отношений, который сложился в нашей стране. Брать западные шаблоны, которые там работают замечательно, а у нас не работают совсем, — глупость, говорит профессор Филонович. Китайцы потратили почти десять лет на то, чтобы создать школы бизнеса по образу и подобию американских, а потом отказались и от американских кейсов, и от американских преподавателей, потому что в Китае это не работает. Так и в России нужно идти своим путем.

* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

«Предпринимателям нужны метакомпетенции, помогающие адаптироваться к новым условиям»

Предпринимателям не хватает знаний для успешного ведения бизнеса, и они готовы платить за свое обучение. Важно, чтобы они получали доступ к верифицированному контенту. При этом востребованными могут быть только те программы, которые адаптируют контент под новые вызовы, сохраняя высокие стандарты образования, как это происходит в Вышке.

Восточная перспектива: в Вышке научат стратегии и тактике ведения бизнеса на Востоке

XXI век называют веком Востока: его роль в мировой экономике, торговле, технологиях и инновациях, культуре и политике возросла многократно. Знания о том, как устроен современный Восток, способны сэкономить миллионы инвестиций и нервных клеток. Это пригодится и в коммерческих компаниях, и в государственных структурах. НИУ ВШЭ запускает новую инновационную программу бизнес-образования «Восточная перспектива: стратегия и тактика построения бизнеса».

На программу МВА Банковского института НИУ ВШЭ пришло рекордное число слушателей

В Банковском институте НИУ ВШЭ стартовал 21-й поток программы МВА «Управление инвестициями». Численность потока в этом году составила около 40 человек. Слушателей ждут преподаватели-практики,  практико-ориентированные семинары, разборы реальных кейсов, а также совместные проекты с ведущими банками и компаниями страны.

ВШБ ВШЭ вступила в Ассоциацию бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона

Ассоциация бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона (AAPBS) — первое объединение бизнес-школ региона, в которое вступила Вышка. Это некоммерческая организация, учрежденная в 2001 году, целью которой является обеспечение повышения качества бизнес- и управленческого образования в АТР. Для Высшей школы бизнеса ВШЭ присоединение к ассоциации — важная часть стратегии развития международных связей.

Стартовал открытый конкурс ВШБ ВШЭ для кандидатов в преподаватели

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ запустила второй Кадровый акселератор «Преподаватели-практики и преподаватели университетов для бизнес-образования». Это открытый конкурс для преподавателей — экспертов в области менеджмента, финансов, информационных технологий, операционного менеджмента и логистики, маркетинга и управления людьми, которые хотят делиться опытом и обучать новых лидеров.

ВШБ ВШЭ открывает доступ к уникальной коллекции бизнес-кейсов

Преподаватели вузов, бизнес-школ и корпоративных университетов получат бесплатный доступ к коллекции Национального ресурсного центра учебных кейсов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Все материалы разработаны в 2020–2023 годах и отражают актуальные вызовы и реальные бизнес-ситуации из практики ведущих российских компаний: «Яндекса», УГМК, «ВкусВилла», «Мегафона», «Аэрофлота», МТС, OZON, Segezha Group, ГК «Медси», Агрохолдинга «Степь», «Биннофарм Групп», ГК «Детский мир», X5 и др.

Вышка и НовГУ запустили программу двух дипломов

В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого прошло подписание соглашения о сотрудничестве с Высшей школой экономики. Основные его цели — реализация совместной образовательной программы по направлению «менеджмент» на базе НовГУ. Выпускники этого бакалавриата получат два диплома — НовГУ и НИУ ВШЭ.

В НИУ ВШЭ открылась базовая кафедра консалтинговой компании «Яков и Партнеры»

Базовая кафедра «Яков и Партнеры» НИУ ВШЭ будет готовить специалистов для работы в сфере менеджмента и консультирования. Под руководством преподавателей-практиков студенты смогут развить умения и навыки, необходимые для управления бизнесом в различных отраслях российской экономики. Обучение от ведущих экспертов из ключевых индустрий повысит конкурентоспособность выпускников Высшей школы экономики.

ВШБ НИУ ВШЭ и АФК «Система» выпустили сборник учебных кейсов на материалах бизнесов корпорации

«В поисках источников роста» — уникальный совместный проект Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и АФК «Система». Сборник содержит семь полноформатных кейсов, представляющих анализ реальных бизнес-ситуаций, с которыми столкнулись портфельные компании корпорации. Выпуск сборника учебных кейсов — часть комплексной программы сотрудничества НИУ ВШЭ и АФК «Система».

Первая межкампусная программа бакалавриата открывается в НИУ ВШЭ

«Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» — новая межкампусная программа, реализуемая в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Первый набор на программу пройдет в этом году. Чему здесь будут учить и где смогут работать выпускники, новостная служба портала узнала у академических руководителей программы и администрации кампусов.