10 фактов о Высшей школе менеджмента ВШЭ
18 октября Высшая школа менеджмента ВШЭ отметила 15-летие со дня основания. «Пожизненное обучение», учет российской специфики бизнеса, генерирование собственных конкурентных преимуществ — к юбилею Школы мы собрали несколько любопытных фактов о ней.
1. В ВШМ была открыта первая программа МВА в Высшей школе экономики.
МВА (Master of Business Administration) была первой программой и в самой Высшей школе менеджмента — созданном в 1999 году подразделении дополнительного образования в составе Государственного университета — Высшей школы экономики. К тому времени в университете набралась критическая масса преподавателей, способных вести основные курсы этой программы. В том же 1999 году по инициативе Российской ассоциации бизнес-образования был начат эксперимент по выдаче государственного диплома МВА.
2. В Высшей школе менеджмента есть EMBA и DBA.
Эти программы (Еxecutive MBA и Doctor of Business Administration) — оригинальные разработки Школы для топ-менеджеров и собственников компаний — представляют собой системы взаимосвязанных модулей, посвященных проблемам бизнеса и развитию личности. Основные преподаватели — профессора ВШЭ Николай Берзон, Ирина Ивашковская, Геннадий Константинов и Игорь Липсиц*, Сергей Филонович (декан Школы).
3. 90% преподавателей Высшей школы менеджмента — штатные сотрудники ВШЭ.
Во многих российских школах бизнеса собственного штата преподавателей нет — занятия проводятся силами приглашенных профессоров, пусть даже признанных в бизнес-образовательном сообществе. Однако такой подход приводит к рассогласованию между учебными курсами, возникновению, с одной стороны, пробелов, а с другой стороны — повторов. В Высшей школе менеджмента таких недостатков нет, потому что со слушателями работают не просто отдельные «звезды», а команда преподавателей.
4. Программы ВШМ обновляются с учетом изменений в российском бизнесе.
Раз и навсегда взять программу и ее гнать, если есть спрос, — прямая дорога к гибели школы бизнеса, считает профессор Филонович. ВШМ не только обновляет свои программы, но и постоянно открывает новые.
5. ВШМ учит генерировать конкурентные преимущества.
Составляющая бизнес-образования во всем мире — кейс-метод, то есть разбор конкретных ситуаций из практики бизнеса. Но описанные в кейсе конкурентные преимущества перестают быть таковыми сразу после публикации кейса — ведь теперь они известны всем. В Высшей школе менеджмента слушателей учат самих генерировать собственные конкурентные преимущества в так называемых мастерских, где под руководством преподавателей проводятся эксперименты по разным аспектам ведения бизнеса.
6. В основе корпоративных программ ВШМ — идеи, основанные на результатах исследований профессоров Школы.
Корпоративные программы ВШМ — это фактически продажа таких идей. Профессора ведут исследования, связанные с развитием бизнеса, и их результаты слушатели программ могут использовать в своей деятельности. Но корпоративные программы могут быть и совершенно не связаны с бизнесом — был случай, когда одна производственная компания попросила организовать для своих сотрудников курс лекций по современной философии.
7. В ВШМ есть короткие программы для выпускников прошлых лет.
Чтобы выпускники Школы всегда были в тонусе, для тех, кто получил МВА пять и более лет назад, есть программы МВА-Upgrade. Их цель — познакомить с идеями и разработками, появившимися за годы после окончания обучения. Такие программы выходят за рамки традиционного бизнес-образования. Таким образом, в Высшей школе менеджмента реализуется life-long learning — как говорит профессор Филонович, «пожизненное образование», к которому «приговорен» современный человек.
8. Выпускники Школы становятся ее преподавателями.
Среди выпускников есть те, кто создает программы (прежде всего, МВА-Upgrade), преподает на длительных и коротких программах, проводит мастер-классы. Это те самые менеджеры-практики, способные передавать свой опыт, без которых немыслимо современное бизнес-образование.
9. Больше половины слушателей приходят в ВШМ по рекомендации выпускников.
Этим достижением в Школе дорожат больше всего.
10. Миссия Школы — подготовка к ведению бизнеса в России.
Образование — явление социальное, поэтому в ВШМ считают, что бизнес-образование в России должно ориентироваться на российские условия, на российский национальный характер, на характер деловых отношений, который сложился в нашей стране. Брать западные шаблоны, которые там работают замечательно, а у нас не работают совсем, — глупость, говорит профессор Филонович. Китайцы потратили почти десять лет на то, чтобы создать школы бизнеса по образу и подобию американских, а потом отказались и от американских кейсов, и от американских преподавателей, потому что в Китае это не работает. Так и в России нужно идти своим путем.
* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Берзон Николай Иосифович
Ординарный профессор ВШЭ
Ивашковская Ирина Васильевна
Ординарный профессор ВШЭ
Константинов Геннадий Николаевич
Профессор Высшей школы менеджмента
Филонович Сергей Ростиславович
Декан Высшей школы менеджмента
Вам также может быть интересно:
«Предпринимателям нужны метакомпетенции, помогающие адаптироваться к новым условиям»
Предпринимателям не хватает знаний для успешного ведения бизнеса, и они готовы платить за свое обучение. Важно, чтобы они получали доступ к верифицированному контенту. При этом востребованными могут быть только те программы, которые адаптируют контент под новые вызовы, сохраняя высокие стандарты образования, как это происходит в Вышке.
Восточная перспектива: в Вышке научат стратегии и тактике ведения бизнеса на Востоке
XXI век называют веком Востока: его роль в мировой экономике, торговле, технологиях и инновациях, культуре и политике возросла многократно. Знания о том, как устроен современный Восток, способны сэкономить миллионы инвестиций и нервных клеток. Это пригодится и в коммерческих компаниях, и в государственных структурах. НИУ ВШЭ запускает новую инновационную программу бизнес-образования «Восточная перспектива: стратегия и тактика построения бизнеса».
На программу МВА Банковского института НИУ ВШЭ пришло рекордное число слушателей
В Банковском институте НИУ ВШЭ стартовал 21-й поток программы МВА «Управление инвестициями». Численность потока в этом году составила около 40 человек. Слушателей ждут преподаватели-практики, практико-ориентированные семинары, разборы реальных кейсов, а также совместные проекты с ведущими банками и компаниями страны.
ВШБ ВШЭ вступила в Ассоциацию бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона
Ассоциация бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона (AAPBS) — первое объединение бизнес-школ региона, в которое вступила Вышка. Это некоммерческая организация, учрежденная в 2001 году, целью которой является обеспечение повышения качества бизнес- и управленческого образования в АТР. Для Высшей школы бизнеса ВШЭ присоединение к ассоциации — важная часть стратегии развития международных связей.
Стартовал открытый конкурс ВШБ ВШЭ для кандидатов в преподаватели
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ запустила второй Кадровый акселератор «Преподаватели-практики и преподаватели университетов для бизнес-образования». Это открытый конкурс для преподавателей — экспертов в области менеджмента, финансов, информационных технологий, операционного менеджмента и логистики, маркетинга и управления людьми, которые хотят делиться опытом и обучать новых лидеров.
ВШБ ВШЭ открывает доступ к уникальной коллекции бизнес-кейсов
Преподаватели вузов, бизнес-школ и корпоративных университетов получат бесплатный доступ к коллекции Национального ресурсного центра учебных кейсов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Все материалы разработаны в 2020–2023 годах и отражают актуальные вызовы и реальные бизнес-ситуации из практики ведущих российских компаний: «Яндекса», УГМК, «ВкусВилла», «Мегафона», «Аэрофлота», МТС, OZON, Segezha Group, ГК «Медси», Агрохолдинга «Степь», «Биннофарм Групп», ГК «Детский мир», X5 и др.
Вышка и НовГУ запустили программу двух дипломов
В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого прошло подписание соглашения о сотрудничестве с Высшей школой экономики. Основные его цели — реализация совместной образовательной программы по направлению «менеджмент» на базе НовГУ. Выпускники этого бакалавриата получат два диплома — НовГУ и НИУ ВШЭ.
В НИУ ВШЭ открылась базовая кафедра консалтинговой компании «Яков и Партнеры»
Базовая кафедра «Яков и Партнеры» НИУ ВШЭ будет готовить специалистов для работы в сфере менеджмента и консультирования. Под руководством преподавателей-практиков студенты смогут развить умения и навыки, необходимые для управления бизнесом в различных отраслях российской экономики. Обучение от ведущих экспертов из ключевых индустрий повысит конкурентоспособность выпускников Высшей школы экономики.
ВШБ НИУ ВШЭ и АФК «Система» выпустили сборник учебных кейсов на материалах бизнесов корпорации
«В поисках источников роста» — уникальный совместный проект Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и АФК «Система». Сборник содержит семь полноформатных кейсов, представляющих анализ реальных бизнес-ситуаций, с которыми столкнулись портфельные компании корпорации. Выпуск сборника учебных кейсов — часть комплексной программы сотрудничества НИУ ВШЭ и АФК «Система».
Первая межкампусная программа бакалавриата открывается в НИУ ВШЭ
«Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» — новая межкампусная программа, реализуемая в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Первый набор на программу пройдет в этом году. Чему здесь будут учить и где смогут работать выпускники, новостная служба портала узнала у академических руководителей программы и администрации кампусов.