Будущее предпринимательства зависит от развивающихся стран
В Москве завершилась 6-я Международная летняя школа по исследованиям предпринимательства. Студенты из российских, голландских, британских и других европейских университетов пытались выяснить, какие факторы повлияют в будущем на развитие малого и среднего бизнеса в мире.
Первая летняя школа, организованная научно-учебной лабораторией исследований предпринимательства ВШЭ в 2009 году, была чисто российской. Но уже через два года у лаборатории появился первый зарубежный партнер — Университет Твенте (Нидерланды), к ним присоединились и другие европейские вузы, школа приобрела статус международной и была проведена в Берлине. Это был во многом эксперимент, но «пробный шар» достиг цели. Так, профессор Университета Твенте Аард Гроен, приглашенный на ту берлинскую школу, поначалу к ее идее отнесся скептически, но затем переменил свое мнение и уже несколько лет остается одним из соорганизаторов и основных лекторов школы.
Чтобы попасть на школу, студенты должны были написать мотивационные письма на английском языке и выбрать из определенного организаторами перечня исследовательских вопросов те, которые им наиболее интересны. В соответствии с этими предпочтениями уже на самой школе студенты были разбиты на восемь рабочих групп по три-пять человек.
«Мы формулируем общую тему школы, под нее выстраиваем лекции и предлагаем вопросы, над которыми участникам надо будет начать работать индивидуально, а закончить в виде групповых презентаций», — пояснил научный руководитель лаборатории исследований предпринимательства ВШЭ Александр Чепуренко.
Кого прокормит предпринимательство
В конце августа профессору Чепуренко исполнилось 60 лет, и именно в честь его юбилея местом проведения школы был выбран не Берлин и не греческие Салоники, как год назад, а Москва. На правах хозяина Александр Чепуренко определил и тему школы: «Будущее теории предпринимательства: Will it still need me, will it still feed me when I’m 64?» Меломаны легко догадаются, что идею ему подсказала известная песня The Beatles.
«Во вступительной речи я сказал студентам: в том, что теория предпринимательства будет меня кормить, когда мне будет 64, я более или менее уверен, — рассказал Чепуренко. — А вот что касается их — тут нужно немного пофантазировать, понять, что в теории предпринимательства требует новых подходов, возможно, новых методов, какие тезисы, которые сейчас кажутся бесспорными, через 15-20 лет в связи с развитием экономики, с появлением массового предпринимательства в Азии, со старением населения, с влиянием других факторов, будут меняться». Этим вопросам были посвящены лекции, которые студентам читали профессора из вузов-соорганизаторов школы — НИУ ВШЭ и Университетов Твенте, Гронингена и Шеффилда. Среди лекторов был также Арнис Саука из Стокгольмской школы экономики в Риге и исследователи из других российских вузов.
Авторы одного из групповых проектов провели небольшой опрос среди участников школы и выяснили, что четверть из них собираются стать предпринимателями
На похожие вопросы, только сформулированные более остро, было предложено ответить и студентам во время групповых работ. Финальные презентации оценивались как жюри, состоявшим из лекторов, так и самими студентами. Наибольшего внимания заслужили проекты, исследовавшие растущее влияние азиатского предпринимательства (и шире — предпринимательства в развивающихся странах) на мировую экономику. Из докладов можно было узнать, например, что женщины-предприниматели более заметную роль играют не в развитых странах, как это можно было подумать, а именно в развивающихся — гендерное равенство наиболее заметно в Мексике и Таиланде.
Авторы сразу нескольких презентаций использовали модель, разработанную известным голландским социологом Гертом Хофстеде, чтобы проследить влияние национальных культурных характеристик на предпринимательское поведение населения азиатских стран. Правда, однозначных выводов из приведенных данных — азиатское население в среднем отличается низким уровнем индивидуализма и желанием минимизировать риски, но при этом стремлением к самореализации и завоеванию уважения в обществе — сделать трудно. Хотя бы потому, что эти страны все же сильно различаются между собой, говорить о Японии, Гонконге и Китае как о единой общности не приходится.
Кроме того, авторы докладов указали, что правительства многих развивающихся стран (не только азиатских, но и, например, Мексики) на государственном уровне создают условия для стимулирования предпринимательской активности. Кстати, данные, представленные в докладе, посвященном последствиям глобального экономического кризиса, показывают, что одна из немногих отраслей, где после кризиса число предпринимателей возросло, — это IT. А «кризисный» рост был обеспечен как раз за счет компаний, созданных в азиатском регионе.
«Азиатские экономики набирают обороты, это очень перспективное направление исследований», — так объяснила свой интерес к «азиатским» темам студентка Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Павлова. Ее команда, представившая доклад о потенциале азиатского предпринимательства, была признана лучшей по итогам голосования студентов. Сама Татьяна на летнюю школу по предпринимательству приехала впервые, в университете она изучает математические методы в экономике, но помимо этого учится в бизнес-школе, созданной при СПбГУ. Так что ее интерес к предпринимательству носит не только научный, но и вполне практический характер.
Как рождаются идеи на миллион
Вообще людей, готовых предпринимательство не просто изучать, но и заниматься им, оказалось на школе немало. Авторы одного из групповых проектов провели небольшой опрос среди участников школы и выяснили, что четверть из них собираются стать предпринимателями (для сравнения: международные исследования показывают, что в среднем доля населения, склонного заниматься бизнесом, не превышает десяти процентов).
«Я всегда хотел стать предпринимателем, но мне было интересно взглянуть на предпринимательство и с другой стороны, исследовательской, — рассказал студент Университета Твенте Мартейн Коот. — Мне понравилась сама идея этой школы, и я надеюсь, что полученные здесь знания я смогу использовать в своей деятельности в будущем».
Одна задумка у Мартейна уже есть. Не секрет, что многие студенты к экзаменам готовятся в последний перед ними день и уже не успевают найти всю нужную им информацию. «Я хочу разработать приложение, которое позволит пользователям отправлять вопросы, а другим пользователям, тоже студентам или даже преподавателям, — тут же на них отвечать. Надеюсь, что это будет бесплатное приложение, но если вы захотите, то сможете перечислить немного денег тем, кто помог вам с ответом», — описал свою идею Мартейн.
Летняя школа предоставила ее участникам возможность интенсивного межкультурного общения, ценность этого опыта отмечали почти все студенты. «Поразительно, как быстро мы смогли узнать друг друга невзирая на различия», — замечает Мартейн. А ведь в первый день на школе он, по его словам, боялся, что недостаточно хорошо говорит по-английски и это может стать помехой. Похожие сомнения были у выпускницы магистратуры ВШЭ Натальи Хоревой, которая попала на школу по рекомендации своих друзей — участников школ прошлых лет. Но это ей не помешало стать своего рода гидом по Москве для иностранных студентов. А групповая презентация с ее участием была признана лучшей по решению жюри.
Не обошлось и без подтверждения национальных стереотипов — впрочем, довольно забавных. Для Мартейна Коота поездка в Россию стала первым путешествием за пределы Евросоюза. В Санкт-Петербурге, куда он отправился перед началом школы, в одном из ресторанов весьма колоритная дама в не менее колоритном костюме в буквальном смысле утащила его в пляс под балалайку.
Стереотипы обыгрывались и во время представления групповых проектов. Так, героем одной из презентаций стал «русский Иван», но не фольклорный, а вполне современный, желающий стать предпринимателем. На его примере авторы презентации показали, насколько разной экономической логикой руководствуются предприниматели, готовые на риск и быструю смену деятельности, и государство, которое хочет предсказуемости и стабильности. Как им договориться между собой? Вопрос, который даже во время дискуссии на школе остался без ответа.
Возможно, решение — в создании институтов развития и организации диалога между чиновниками, определяющими экономическую политику, и бизнесменами. Посещение таких институтов развития (в частности, Сколково) и встречи с «живыми» предпринимателями тоже были частью программы школы.
«Мы думаем о том, как дать студентам на школе еще больше», — говорит Александр Чепуренко. В ближайших планах — переговоры с рядом европейских деловых ассоциаций, которые могли бы принимать лучших участников школы у себя на стажировку.
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху
Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.