• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория

В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория

Фото: Евгения Алейникова

Вышка запустила межфакультетскую Музейную лабораторию, которая станет устойчивым центром экспертной поддержки в сфере музейного дела. Ее миссия связана с изменением современных моделей восприятия культуры и трансформацией институциональной среды. Лаборатория специализируется на модернизации музейных практик и повышении престижа музеев, формируя пространство для профессионального диалога и внедрения инноваций.

Команда лаборатории работает на стыке традиционных и современных форматов, создавая динамичные и инновационные решения, которые позволяют переосмыслить классическое представление о культурном наследии. Ключевая цель — выстраивание устойчивого диалога между музеями и современным обществом. Новое подразделение университета опирается на образовательный и исследовательский потенциал НИУ ВШЭ в области культурологии, дизайна, менеджмента и технологий. Одним из приоритетов станет участие студентов и преподавателей в совместных проектах с ведущими музеями по всей стране. Такие инициативы позволяют в сжатых и прикладных форматах наращивать экспертизу, знакомиться с реальными вызовами музейной сферы и искать решения, которые находят отклик у широкой публики.

Дайджест музейных практик

К открытию Музейной лаборатории приурочен запуск исследовательского проекта «Дайджест музейных практик», посвященного изучению актуальных форм работы музеев. Редакция дайджеста документирует опыт музейных специалистов во взаимодействии с различными группами посетителей и исследует подходы к культурному посредничеству. Проект направлен на фиксацию актуальных процессов в смежных дисциплинах, связанных с развитием музейных практик. Благодаря регулярным публикациям и открытой структуре проект может постоянно расширяться, привлекая новые институции и формируя устойчивое профессиональное поле для обмена знаниями.

Ознакомиться с первым выпуском дайджеста в цифровом формате можно тут.

Ирина Мартусевич на дискуссии «Хаб образования будущего. Могут ли музеи стать центрами междисциплинарного обучения» в рамках Международного фестиваля «Интермузей»
Фото: Высшая школа экономики

«Исследовательский проект Музейной лаборатории НИУ ВШЭ знаменует новый и значимый этап сотрудничества Высшей школы экономики с музеями и культурными институциями России, — отметила Ирина Мартусевич, проректор, координирующий руководитель Музейной лаборатории ВШЭ. — Уделяя приоритетное внимание сохранению и популяризации культурного наследия, мы исходим из убеждения, что научно-образовательные организации являются важнейшими агентами просвещения, способными интегрировать музеи в общественную жизнь. Первый выпуск дайджеста посвящен теме инклюзии в музеях: материалы выпуска складываются в важный социально-культурный диалог и обращают внимание на роль музея как пространства психологического благополучия и центра притяжения социально значимых идей и проектов. Благодаря инклюзивным практикам музейные специалисты становятся проводниками для тех посетителей, которые, возможно, в иных жизненных обстоятельствах не пришли бы в музей и не получили бы доступа к новым знаниям и к истории нашей страны или своего региона, города. Это приобретает особое значение в широком культурном контексте, позволяя каждому почувствовать сопричастность единому культурному пространству».

Вам также может быть интересно:

«Прямое включение в научный процесс»: в магистратуре НИУ ВШЭ будут готовить нейробиологов

Решение об открытии новой магистерской программы «Нейробиология» по направлению подготовки «Биология» принял Ученый совет университета. Ее студенты получат доступ к уникальному оборудованию и станут частью исследовательских групп, смогут работать в научной сфере, в медицине и фармацевтике, IT и нейротехнологиях, а также в области образования и HR-службах.

От климатических рисков до торговых войн: в Вышке состоялась конференция по финансовой экономике

Как меняются инвестиционные решения в условиях инфляционных шоков и применения методов машинного обучения? Можно ли предсказать финансовые риски через новые метрики? Какова роль климатической устойчивости банков и как геополитические потрясения влияют на глобальные цепочки создания стоимости? Эти и другие ключевые темы стали предметом обсуждения на прошедшей недавно 14-й Международной московской конференции по финансовой экономике, организованной Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ.

«Выигрывают те, кто умеет быстро адаптироваться и внедрять инновации»

НИУ ВШЭ запускает образовательную программу «ИИ-лидеры: бизнес-лаборатория для руководителей». Обучение рассчитано на 6 месяцев в очном формате, что позволяет глубоко погрузиться в материал и обменяться опытом с коллегами. Программа стартует в феврале 2026 года.

Ученые НИУ ВШЭ оценили отдачу космических инвестиций: каждый рубль может принести пять

Вложения в космическую отрасль приносят экономике значительную выгоду. Согласно расчетам Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и «Организации «Агат» госкорпорации «Роскосмос», каждый вложенный в космический проект рубль способен приносить более 5 рублей валовой добавленной стоимости и почти 3 рубля налоговых доходов федерального бюджета. Ученые предложили модель, которая позволяет обосновывать решения о бюджетном финансировании не только с точки зрения отраслевых задач, но и с позиции вклада в макроэкономические показатели и структурное развитие экономики. Статья опубликована в журнале «Экономика космоса».

ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив

Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.

В Вышке создан Институт робототехнических систем

Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.