• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современный этап рыночных реформ в России

В РИА "Новости" прошла пресс-конференция руководителей Государственного Университета - Высшей школы экономики на тему: "Современный этап рыночных реформ в России".

В пресс-конференции приняли участие:

Журналистам была представлена позиция ГУ-ВШЭ по вопросам реализации рыночных реформ в России:

1. Процветание России, благосостояние её населения в XXI веке существенно зависят от того, удастся ли провести в обозримой перспективе - за одно-два поколения - модернизацию её институциональной системы, т.е. принятых подавляющим большинством граждан "правил игры", которые соответствовали бы условиям современного общества, обеспечивая повышение уровня свободы и доверия до индикаторов наиболее развитых стран. Именно модернизация институтов - главный резерв России, а отнюдь не нефть или газ: мы очевидно отстаём и главный вызов XXI века состоит в том, чтобы преодолеть отставание.

2. Институты меняются медленно и трудно, а порой их вовсе не удаётся изменить. А многие и не хотят менять, будучи заинтересованы в получении ренты именно от экономически и социально неэффективных институтов.

3. Реформы в экономике, в государственном устройстве - это способ модернизации институтов. С начала 1990-х годов и до сих пор Россия живет в обстановке реформ и мы утверждаем, что за это время в институциональной системе нашей страны произошли большие и конструктивные перемены. Россия стала страной с открытой рыночной экономикой, с развивающимися демократическими институтами. Но реформы не завершены, перемены не набрали критической массы, необходимой для того, чтобы обеспечить уровень эффективности рыночной экономики и государства, при котором достигается процветание.

4. Это объясняется тем, что авторы преобразований не доводили их до формирования устойчивых институтов, а ограничивались принятием законов, не прослеживая и не патронируя укоренение новых институтов в практической деятельности. Мало принять закон - надо обеспечить, чтобы люди следовали ему в реальной жизни. Новые институты сплошь и рядом оказывались только провозглашены. Государство не поощряло лучшие практики, не пропагандировало примеры прозрачных предприятий и эффективных сделок.

5. Реформы не могут быть бесплатными, они требуют концентрации усилий государства и затрат на свое воплощение уже после принятия законов: на мониторинг ситуации, становление инфраструктуры, обучение, информационное сопровождение, мероприятия по адаптации людей и предприятий, оказавшихся в новых условиях, по поддержке "пионеров" освоения новых организационно-правовых форм. Так по оценкам ГУ-ВШЭ, собственно на проведение каждой из перечисленных выше реформ необходимо затратить до 15-20 млрд.руб., на реформу Вооруженных сил - до 30 млрд.руб.

6. Оставшийся пакет реформ является дорогостоящим и без учета затрат на изменение институтов. Армия, МВД, образование и здравоохранение находятся в тяжелом, неэффективном состоянии в первую очередь потому, что в течение уже 15 лет кадры и инфраструктура этих отраслей существуют в условиях 50-75% недофинансирования. Восстановление эффективного контракта общества с офицером, учителем, врачом - главная цель реформ. Откладывание решения этого вопроса не позволит провести никакую реформу. Да и не будет смысла в ее проведении: что толку в новых формальных организационных схемах, когда люди по-прежнему будут не заинтересованы эффективно работать.

7. Запланированное повышение зарплаты бюджетникам в 2 раза к 2008 году не позволяет достигнуть эффективных контрактов. Профессор университета станет в результате получать 10-12 тысяч вместо 5-ти, врач - 7-8 тысяч вместо 3,5-4. Очевидно, что это не изменит состояния этих сфер, а реформы не получат заинтересованных сторонников.

8. Реформы, чтобы быть успешными, должны ориентироваться на "почвенный слой" массовых интересов в обществе. Для этого необходимо ориентировать их на достижение конкретных показателей оплаты труда и фондовооруженности - того, что характеризует качество социальных услуг и безопасности нашей страны. К 2010 году необходимо выйти на уровнь оплаты доцента университета и старшего офицера ВС не менее 30 т.р. в месяц, школьного учителя и участкового врача - не менее 15 т.р. в месяц. Давайте поставим - и всенародно обсудим и утвердим - такие показатели по всем ключевым реформам. А потом будем обсуждать, какие у страны есть возможности их достигнуть, откуда взять деньги, хватит ли госбюджета или надо расширять долю платности, надо ли сокращать количество бюджетников и пр. По крайней мере, у населения и у самих работников реформируемых сфер появится видение смысла реформ и основание для рационального поведения.

9. Между тем назревшие реформы тормозятся. Осложнения, возникшие с монетизацией льгот, породили настроения сомнений и неверия среди тех, кто призван и может быть мотором реформ, быть опорой сил их поддержки. "Окно возможностей", открывшееся с началом второго президентского срока В.В.Путина, используется не лучшим образом, а открыто оно будет максимум до конца 2006 года. В этот период нужно продвинуть до "точки невозврата" пенсионную реформу, реформу в энергетике, в ЖКХ, в образовании и здравоохранении, административную реформу. Если этого сделать не удастся, то дело модернизации нашей институциональной системы отложится вероятней всего на 7-8 лет, а с ней и преодоление отставания страны.

10. За сегодняшними дискуссиями в Правительстве де-факто стоит вопрос выбора политики: нужно ли приступать к новому - болезненному и дорогостоящему - этапу реформ в России или можно продлить затянувшийся перерыв и перейти к манипулированию ресурсами в рамках сложившихся институтов? Благо ресурсы это позволяют. Сегодня есть возможность сформировать инвестиционную часть бюджета в размерах до 25% к сложившейся структуре расходов (около 1 трлн. Руб. в 2008 году). Мы не против госинвестиций в инфраструктуру, в ряде случаев они могут существенно улучшить условия инвестирования частного капитала. Но объектом инвестиций должны быть не только материальные объекты, но и институты.

11. В докладе анализируется опыт российских реформ, а также преобразований в других странах, с целью извлечения уроков на будущее. Анализ показывает, что методы планирования реформ могут быть серьезно улучшены. Нельзя ограничиваться только принятием законов, нужно формировать баланс интересов, нейтрализовать силы противодействия. Реформы теперь будут требовать серьезных затрат. Власти не должны допускать негативных прецедентов, подрывающих доверие к публичным институтам, в том числе в соблюдении ими самими буквы и духа законов. Это позволит избегать потерь для населения, ускорить реформы и повысить их результативность. Но это не значит, что политика реформ может быть избавлена от рисков.

12. В последнее время в российском обществе усиливаются пессимистические настроения: снизились темпы экономического роста, есть угрозы демократическим завоеваниям, повсюду коррупция и преступность, большинство населения живет в бедности. Эти явления подтверждаются множеством фактов. Различные авторитеты предсказывают новые кризисы, распад страны и т. п. Наша позиция заключается в том, что для такого рода апокалиптических прогнозов нет никаких оснований. Не надо ныть! Россия - страна на подъеме. Реформы уже создают и будут создавать импульсы развития. Она сталкивается с множеством проблем и трудностей. Многие из них коренятся в нашем недавнем прошлом. Но все они преодолимы, нужно только работать сообща, не только начальникам, но и тем, кто будет пользоваться новыми правилами игры: они лучше усваиваются тогда, когда формируются с участием игроков. Поэтому мы говорим о выращивании институтов. Решая проблемы, преодолевая трудности, мы будем расти и развиваться.

Вам также может быть интересно:

Шапка-невидимка

Наряду с шапкой Мономаха, у русских правителей были другие драгоценные венцы. В их числе — высокая, похожая на папскую тиару золотая корона с самоцветами, сделанная в Англии по заказу Ивана Грозного. В Смутное время она исчезла из Москвы, оказалась в Польше на голове короля Сигизмунда III, затем побывала в Берлине залогом за долги, а потом и вовсе пропала. Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Александр Лаврентьев восстановил историю этой регалии.

Технологическое прогнозирование: как сделать его эффективным

11 июня Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и Министерство образования и науки РФ провели научно-практический семинар «Система технологического прогнозирования: цели, задачи, подходы к организации».

Какая федерация нам нужна?

7 июня в Высшей школе экономики прошла конференция на тему «Какая федерация нам нужна?», организованная ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия».

Присоединение к ОЭСР: за и против

Не успела утихнуть дискуссия относительно вступления России в ВТО, как возникла аналогичная — по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития. 23 мая в Минэкономразвития РФ прошел семинар «Присоединение России к ОЭСР: оценка возможных последствий», в котором приняли участие эксперты ВШЭ.

Развитие технологий: грамотный прогноз

21 мая в Высшей школе экономики состоялось рабочее совещание, посвященное прогнозу научно-технологического развития России до 2030 года.

Семинар по проекту «ERA.NET-RUS»

16-17 мая в ВШЭ прошел Международный семинар по определению приоритетов в сфере науки и технологий, организованный ИСИЭЗ в рамках проекта «ERA.NET-RUS». Его участники намечали посредством дорожных карт тематические ориентиры научного сотрудничества между Россией и ЕС.

Историческая политика в России и Польше

11-13 мая Институт гуманитарн­ых историко-теоретичес­ких исследован­ий им. А.В. Полетаева ВШЭ совместно с факультето­м «Artes Liberales» Варшавског­о университе­та и Международ­ным обществом «Мемориал» провели международ­ные дебаты на тему «Историчес­кая политика: российский­ и польский варианты».

Россияне не хотят быть самостоятельными

У среднего россиянина, в сравнении со средними представителями других стран, сильнее выражены ценности безопасности и самоутверждения. На последних местах — забота об окружающих, открытость и самостоятельность. Типично российской чертой предложено также считать ненависть к великодушию.

Предложения молодых для Группы двадцати

10 апреля в Высшей школе экономики состоялась встреча студентов с представителем Президента РФ в «Группе двадцати» Ксенией Юдаевой.

Загадка русской души: научный подход

28 марта в Высшей школе экономики прошел семинар научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина из цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода» на тему «Базовые ценности россиян в сравнении с другими европейцами». Попытка исследовать «загадочную русскую душу» привела к интересным результатам.