Школы и вузы: экстренные вызовы
19 мая в Высшей школе экономики прошло очередное совместное заседание двух экспертных групп по обновлению Стратегии-2020 – № 7 «Рынок труда, образование, миграционная политика» и № 8 «Новая школа». С докладами выступили их руководители — ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
Смысл совместного заседания Ярослав Кузьминов объяснил так: прежде чем каждая экспертная группа представит свои предложения, необходимо установить связь между секторами, ситуацию в которых они обсуждают. Между общим и профессиональным образованием, рынком труда и инвестиционным климатом существуют точки пересечения, поэтому требуется совместное обсуждение, каким должен быть их вклад в ВВП. Основной вопрос, который обсуждался на заседании — во что же обойдется качественное образование для России, надо ли вкладывать в эту сферу больше и почему.
Глобальные и национальные
Исак Фрумин |
Исак Фрумин рассказал о вызовах, которые стоят перед российской школой — глобальных и национальных.
В числе глобальных вызовов — кризис традиционной модели детства, потеря школой «монополии» на образование, развитие новых форм социализации — Интернета и так называемых «детских индустрий» (услуг репетиторов, гувернанток и прочего), повышение роли технологической грамотности, появление в школах детей, плохо говорящих по-русски. Вместе с тем российская система образования находится сейчас не в большем кризисе, чем любая из систем развитых стран. По некоторым направлениям работа по-прежнему ведется успешно: «не только в Москве, но даже в Урюпинске можно найти, где поучиться, и наши образовательные стандарты — одни из лучших».
Среди национальных вызовов обращает на себя внимание, прежде всего, ситуация с дошкольными учреждениями. В последние годы она несколько улучшилась: в 2008-м места в детских садах удалось найти для 60% детей (в 2009-м — 59,2%). Но даже такая доля охвата — это все еще уровень развивающихся стран. При этом Россия — одна из немногих стран с недифференцированной оплатой за содержание ребенка в дошкольных учреждениях и очень дорогими услугами.
Известная проблема, неоднократно обсуждавшаяся на заседании экспертной группы «Новая школа» — низкие результаты наших детей в международных сравнительных исследованиях качества образования. Несмотря на то, что «по PISA (международная программа оценки знаний старшеклассников) мы чуть выше среднего тренда», почти треть подростков в России не способна понять смысл прочитанного, и с 2000-го года их доля остается неизменной. От финских и гонконгских сверстников по уровню измеряемых компетенций они отстают в 10 раз: научившись решать задачки по физике, в реальной жизни дети теряются.
Для России характерно сильное ухудшение здоровья детей за годы обучения в школе, и отчасти это может быть связано с их высокой нагрузкой. По сравнению с развитыми странами российский семиклассник, например, учится дольше: 34 часа в неделю (в Финляндии — 33, в Японии — 29, в США — 28, 5, во Франции — 27).
Еще один национальный вызов — неравномерные доходы школ. Фактически в России сейчас три системы школьного образования с разными нормативами финансирования в расчете на одного учащегося: гимназии и спецшколы, массовые школы со слабыми кадрами и условиями, «стигматизированные» школы для трудного контингента. «В «депрессивных» районах подушевое финансирование в 2-3 раза меньше, чем где-нибудь на Остоженке или на Большой Никитской», — отметил Исак Фрумин.
Ресурсы и стратегии
Каковы же ресурсы и возможности для решения всех этих проблем?
Во-первых, временной ресурс. Учебный год в РФ почти на месяц короче, чем в других странах. В итоге суммарное число учебных часов в России почти на 3000 меньше, чем в странах ОЭСР (8570 против 11410). В Испании, например, летние месяцы тратятся на поддержку детей с трудностями в обучении. Получается, что продолжительность обучения в России низкая. В большинстве стран дети идут в школу с 5-6 лет, а там, где они начинают учиться с семи, этому предшествует развитая система предшкольной подготовки. «Я был неправ, когда выступал против 12-летнего школьного образования», – заявил Исак Фрумин.
Во-вторых, семейный ресурс. Известно, что дети из семей с высоким уровнем образования родителей обычно учатся лучше. Российские результаты PIRLS (тест для выпускников начальной школы) — самые высокие в мире, потому что дети приходят в школу, уже умея читать. Надо развивать систему дополнительных образовательных услуг для семей, а также другие внешкольные формы обучения: дополнительное образование, «детские индустрии», Интернет.
По мнению Исака Фрумина, для дальнейшего развития общего образования возможны три стратегии.
Первая — спокойное завершение объявленных реформ («Наша новая школа») и обеспечение необходимых для этого ресурсов.
Вторая — умеренное продолжение реформ и их ресурсное подкрепление. Это расширение вариативности дошкольного образования, реформа педагогического образования, информатизация, новый стандарт и профильная старшая школа, выход на «эффективный» контракт с педагогами и т.д. (в отличие от «квази-эффективного» при первой стратегии, когда подразумевается обеспечение лояльности преподавателя за счет зарплаты, хотя выполнять работу качественно этот преподаватель неспособен).
Третья стратегия — трансформация системы с упором на альтернативные формы образования и социализации. Она включает поддержку семейных форм образования и воспитания (особенно в раннем детстве), открытого образования (включая дополнительное), «детских индустрий», программу по «вытягиванию» сегментов системы, переход от контроля к оценке качества образования и другое.
Собрать «калашников» из «лего»
Евгений Ясин |
Не стоит гнаться и за увеличением количества реформ. Сегодня директору школы приходится думать не только о переходе на стандарты второго поколения, но и об организационно-экономических изменениях, о реализации 83-го закона. По мнению Исака Фрумина, с этим законом тоже все непросто: директора колледжей, переходящих в статус автономного учреждения, делают все, чтобы ничего не менялось. Отсюда вывод: либо нужно переучивать управленцев, причем каждого по отдельности, либо отказаться от реформы совсем.
В ходе дискуссии по докладу Ярослав Кузьминов отметил усталость общества от реформ в образовании: «Организация — это не чистое поле, на котором постоянно можно что-то стирать и писать заново, это живые люди». Что-то изменить можно лишь в новых организациях, с новым коллективом — и вкладывать в это более эффективно, чем пытаться реформировать существующие школы. И для того, чтобы эти новые коллективы смогли работать, школе нужно дать больше свободы: необходимо сокращать объем формальной отчетности.
По поводу изменений в содержании образования ректор ВШЭ заметил, что те 60% старшеклассников, которые сегодня в школу не ходят, охотно будут посещать иностранный язык, экономику и право. Поэтому откладывать введение экономики и права на 10 лет (именно столько времени отводится на повсеместное введение стандартов старшей школы) только потому, что их будут плохо преподавать, нельзя.
Участниками дискуссии был затронут вопрос о том, как современная школа работает с детьми мигрантов. «Как планируется интегрировать их в российское общество?» — поинтересовался научный сотрудник Исследовательского центра по изучению инфраструктурных отраслей (SIRC) Московской школы управления «Сколково» Алексей Гусев. Сейчас в Москве, отметил Исак Фрумин, уже не один десяток школ, где для более 35% учеников русский язык — неродной. Такие школы превращаются в «гетто» — родители детей, говорящих по-русски, переводят их в другие образовательные учреждения. Ярослав Кузьминов указал, что для решения этой проблемы нужны административные меры: «детей, которые с трудом говорят по-русски, в школе должно быть не более 15%».
Две модели, один контракт
Ярослав Кузьминов |
Ухудшение позиций педагога на рынке труда также относится к числу глобальных вызовов, и это особенно заметно на примере России. Каким должен быть эффективный контракт — такой, который будет одинаково приемлем и для педагога, и для бюджета? Эту проблему рассмотрел в своем докладе Ярослав Кузьминов. Основной вопрос, который задавали исследователи НИУ ВШЭ в ходе Мониторинга экономики образования: сколько надо платить учителю, чтобы он оставался работать с детьми? И какой должна быть зарплата, чтобы привлечь в школы новых хороших специалистов? Средняя зарплата учителей, опрошенных в ходе мониторинга, — около 20 тысяч рублей, а зарплата, при которой учитель согласился бы стать клерком в офисе — чуть больше 37 тысяч. Две трети опрошенных педагогов на это готовы — «преданности» профессии уже почти не наблюдается.
Ситуация в высшем образовании еще более «одиозная»: было бы странно ожидать «инновационного вклада» от преподавателей высшей школы при нынешнем уровне финансирования. По итогам проекта по изучению академических контрактов НИУ ВШЭ и Всемирного банка, заработок российских профессоров отстает даже от их коллег в Казахстане. Не говоря уже, например, о Канаде, где он составляет до 90 тысяч долларов в год (в России — меньше 12 тысяч). Только треть профессоров в РФ занимается наукой, основная часть заработка — преподавание и административная работа, часто в нескольких вузах.
В 2009 году средняя зарплата преподавателя вуза была чуть более 15 тысяч рублей, с дополнительной занятостью чуть более 21 тысячи — почти как у учителя, «такого нет ни в одной стране», подчеркнул докладчик. Зарплата, при которой вузовские преподаватели отказались бы подрабатывать где-то еще, — около 50 тысяч рублей. Минимальная зарплата, при которой они готовы сменить работу, в 2007 году составляла 57 тысяч, в 2009-м увеличилась до 72 (готовы уйти на такие оклады около половины преподавателей).
Размер эффективного контракта можно было бы определить двумя способами. В первой модели — при соотношении заработков научно-педагогических работников и средней зарплаты в экономике на уровне США и Германии — школьным педагогам надо было бы увеличить средний оклад на 35%, вузовским — почти вдвое. Во второй модели — для обеспечения их заработками на таком уровне, чтобы можно было отказаться от дополнительной занятости, размер контракта должен быть увеличен почти вдвое в обоих случаях. «Между этими двумя моделями надо найти «золотую середину», — считает ректор ВШЭ.
По первой модели расходы на образование к 2020 году должны будут возрасти на 0,6% ВВП, по второй — на 1,2%. В исследовательских проектах в ведущих вузах должно участвовать не менее 15-30% научно-педагогических работников, на 1 рубль заработка за счет преподавания должен выделяться 1 рубль доходов от участия в НИР и НИОКР. Надо развивать и вузовскую инфраструктуру, если Россия хочет иметь конкурентоспособное высшее образование, — например, строить новые общежития. Наконец, нужна программа развития для слабых образовательных учреждений.
Предварительная оценка необходимого увеличения бюджетных расходов производилась только по общему и высшему образованию. На уровнях начального и среднего профессионального образования, по мнению экспертов, достаточно денег, просто расходовать их надо более эффективно: таким профессиям, как «секретарь-машинист», учить за полгода, а не за три.
Через какое время достаточное финансирование позволит выйти на нужный уровень? За половину 10-летнего срока это должно осуществиться — иначе ничего и не стоит затевать, считает ректор ВШЭ. Вузы, в частности, могут доплачивать преподавателям за результаты их научного труда, а также по итогам голосования студентов — как это делается в Высшей школе экономики. Таким путем можно будет запустить механизмы внутреннего обновления образовательных учреждений и привлечь в школы и университеты новых специалистов.
Мария Салтыкова, специально для новостной службы НИУ ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России
Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.
Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования
Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников
Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства
Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.
Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста
Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.
Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки
Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».
Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего
Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.
Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы
Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.
Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов
HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.
Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации
В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.