Вузы с ограниченными возможностями
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в круглом столе «Вузы без барьеров», прошедшем в РИА Новости 3 декабря, в Международный день инвалидов. На мероприятии были представлены итоги опроса «Студенты-инвалиды в российских вузах», проведенного Российским союзом ректоров, и предложения вузовского сообщества по проекту государственной программы «Доступная среда на 2011–2015 годы».
По итогам опроса Российского Союза ректоров, в котором участвовали студенты с ограниченными возможностями более 200 российских вузов, основной проблемой для них остается отсутствие «комфортной среды». В старых университетских зданиях часто нет ни пандусов, ни дверей с достаточно широкими проемами, ни оборудованных соответствующим образом спортзалов и аудиторий. По словам одного из присутствовавших на круглом столе инвалидов-колясочников, в небольших региональных вузах нередко даже отказываются принимать документы у таких, как он, абитуриентов из опасений, что для них потребуется создавать особые условия.
Между тем, как отметил в своем выступлении ректор Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, большинство таких ребят против того, чтобы в их отношении использовалось определение «с ограниченными возможностями». Сила воли и способности у многих из них даже больше, чем у здоровых людей, главное — помочь им раскрыться, создав для этого подходящую среду.
Некоторые шаги в этом направлении уже делаются. Так, в Московском государственном строительном университете (МГСУ) учатся инвалиды-колясочники, а с 1994-го года ведется подготовка архитекторов для проектирования зданий с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями. Более того, сейчас студенты учатся создавать «универсальную среду» — не только для инвалидов, но и для детей и стариков (как это уже давно делается в развитых странах). Эта тема, как рассказал ректор МГСУ Валерий Теличенко, будет обсуждаться и на ближайших заседаниях Ассоциации строительных вузов.
Значение имеет не только инфраструктура, но и методики работы с особыми студентами. Примером для других вузов давно служит опыт Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э. Баумана, где обучение слабослышащих студентов ведется с 1934-го года. Начиналось все с пяти человек, сегодня в специализированном центре при университете учится около трехсот. На первом-втором курсе студенты осваивают материал в специальных группах, затем переходят в обычные. По словам ректора университета Анатолия Александрова, «все они получают дипломы инженеров, трудоустройство стопроцентное». Раздел о трудоустройстве выпускников-инвалидов следовало бы включить и в программу «Доступная среда на 2011–2015 годы», добавил Виктор Садовничий. Российский союз ректоров уже обратился с такой инициативой к Правительству РФ, ведь далеко не везде дело с этим обстоит так же хорошо, как в МГТУ.
Наконец, еще одной важной проблемой в создании комфортной среды, по замечанию руководителя проекта «Социальный навигатор» Ирины Ясиной, является подготовка педагогов: «Учителя в школах боятся работать с инвалидами; что такое инклюзивное образование, и слышать не хотят, но именно это — путь в вузы». Вузовские преподаватели тоже нуждаются в подготовке к принятию особых студентов, например, в МГУ она будет вестись на психологическом факультете, о чем рассказал его декан Юрий Зинченко. Требование о введении такого модуля даже было включено в новые образовательные стандарты МГУ.
«Почему до сих пор не ратифицирована Конвенция о правах инвалидов ООН, принятая Россией еще в 2007-м году?» — задала вопрос Ирина Ясина присутствовавшим на круглом столе представителям власти. Полномочный представитель Правительства РФ в Госдуме Андрей Логинов объяснил, то решение об этом ожидается, но сначала нужно привести в соответствие российские законодательные нормы. Аналогичная ситуация произошла с инициативой заместителя председателя думского Комитета по образованию Олега Смолина, предлагавшего позволить библиотекам снимать электронные копии с книг без согласия их авторов для облегчения доступа читателям-инвалидам. Поскольку Гражданский кодекс этого не разрешает, поправки были отвергнуты. По мнению Андрея Логинова, выходом мог бы стать перенос решения в другую плоскость: «Каждый автор должен предоставить возможность снять две копии со своей книги: одну для резервного хранения, вторую для удаленного доступа во всех библиотеках страны. Мы будем продумывать правовую возможность, чтобы обеспечить инвалидам доступ к этим книгам в домашних условиях».
«Нужны пандусы в головах чиновников», — заметил декан дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета Борис Пузанов. Да и в самом российском обществе пока еще не хватает толерантности, мы не готовы принять на равных людей с особыми потребностями. Если эта проблема будет решена, создание технологической среды, инфраструктуры — вопрос времени.
По мнению ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, сейчас перед вузами в части обеспечения доступности образования для людей с ограниченными возможностями стоят три основных задачи.
Во-первых, необходимо повысить прозрачность информации, предоставляемой на сайтах вузов. Абитуриент должен знать, есть ли в этом вузе специальные учебные планы, образовательные программы, соответствующая инфраструктура и прочее. Нужны и специальные формы профориентации для инвалидов, МГУ, например, уже обладает опытом проведения интернет-лекций учеными и преподавателями для детей из спецшкол, и эта инициатива должна быть поддержана другими вузами.
Во-вторых, нужно облегчить сам процесс поступления для одаренных детей с ограниченными возможностями. Вузовские олимпиады на первом этапе должны проводиться через Интернет, а успешно прошедшим его надо помогать принять участие в следующих, очных турах. Рекомендации об этом уже приняты Российским советом олимпиад.
И, в-третьих, руководитель каждого вуза должен закладывать в бюджет средства на повышение доступности аудиторий для инвалидов не только при строительстве новых зданий, но и при ремонте и реконструкции уже существующих. Здесь надо подумать о встроенных микро-кампусах, специальных учебных корпусах.
Сочувствие друг к другу — необходимая черта цивилизованного общества. Но, как заметил Ярослав Кузьминов, гуманность выгодна для страны также и экономически. Ведь если люди с ограниченными физическими возможностями могут вести полноценную жизнь — учиться, работать и платить налоги, они перестают нуждаться в опеке государства. К сожалению, в России доля таких индивидуумов намного ниже, чем в развитых странах. Роль вузов в том, чтобы помочь им найти себя и реализовать свой потенциал в обществе, остается колоссальной.
Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ВШЭ станет координатором Программы Российского союза ректоров «Талант преодоления»
24 апреля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич приняли участие в заседании Российского совета олимпиад школьников в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, на котором обсуждались перспективы развития олимпиадного движения в стране.
Очередное заседание российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), на котором председательствовал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, состоялось в Москве
Комплекс проблем, связанный с образованием в России детей c ограниченными возможностями здоровья, обсужден на очередном заседании РОСРО.