Реформа педагогического образования станет частью комплексной программы обновления кадров
Проект Концепции поддержки развития педагогического образования, представленный на общественное обсуждение два месяца назад, не будет приниматься как отдельный документ, но его основные идеи войдут в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников. Почему было принято такое решение, объясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
Изменения в педагогическом образовании назрели давно. Известно, что около 70 процентов педагогических вузов не вошли в число эффективных по результатам мониторинга Минобрнауки России, проведенного в позапрошлом году. Как бы мы ни относились к индикаторам этого мониторинга, он дал четкий сигнал, и после этого началась работа над Концепцией поддержки развития педагогического образования. Ее в основном одобрили и ведущие вузы, где готовят педагогов, и профессиональная общественность (например, идеи концепции были положительно оценены на расширенном заседании Комитета по образованию Госдумы).
Особое внимание стоит обратить на повышение престижа профессии учителя. В частности, предполагается разработка базового стандарта социальной поддержки молодых педагогов
Однако качество работы учителя, привлечение в профессию талантливой молодежи обусловлено не только качеством педагогического образования. В послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года президент РФ Владимир Путин сказал: «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Прошу подготовить комплексную программу обновления кадров для школ. Знаю, что Министерство образования этим уже занимается, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей. Нужно завершать эту работу по подготовке этой программы».
Таким образом, возникла необходимость создания комплексной программы — ограничиться только реформой педагогического образования невозможно. И недавно в Минобрнауки России была сформирована комиссия, работающая по четырем направлениям: реализация профессионального стандарта работы педагога; развитие педагогического образования; внедрение эффективного контракта; повышение престижа профессии учителя. Подкомиссию по педагогическому образованию вместе с заместителем министра Александром Климовым предложили возглавить мне. Все ключевые предложения, разработанные при подготовке концепции поддержки развития педагогического образования, вошли в проект комплексной программы.
Другие направления работы не менее важны. Особое внимание стоит обратить на повышение престижа профессии учителя. В частности, предполагается разработка базового стандарта социальной поддержки молодых педагогов; создание рейтинга субъектов РФ по престижу профессии педагога; мониторинг и распространение лучших региональных практик поддержки учителей.
Записала Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Болотов Виктор Александрович
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Вам также может быть интересно:
Педагогов для Кабардино-Балкарии будут готовить в магистратуре совместно с НИУ ВШЭ
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (КБГУ) и Высшая школа экономики заключили соглашение о сотрудничестве в сфере реализации основных образовательных программ высшего образования. В рамках соглашения уже в этом учебном году начнется реализация совместной магистерской программы «Педагогическое образование».
«Плохо проведенный урок — преступление»
Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.
Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров
В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.
Кто такие тьюторы и на каких магистерских программах ВШЭ их готовят?
В российской системе образования будет расти спрос на специалистов, помогающих детям выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Почему это будет происходить и где готовят таких специалистов, рассказал академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование», ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.
ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения
Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику.
Педагогическим вузам придется наладить подготовку сверхлюдей
Что должны уметь современные учителя, по каким программам их готовить и как вообще должно измениться педагогическое образование в России, обсудили 22-24 октября участники конференции, организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Высшей школой экономики.
В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть
24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.
«Магистратура поможет вывести мою работу на новый уровень»
Любовь Писарик — первая в 2014 году абитуриентка магистратуры Высшей школы экономики. Она поступает на программу «Управление образованием», которая реализуется Институтом образования совместно с факультетом государственного и муниципального управления ВШЭ.
Аспирантов вытащат из «темных углов»
Педагогические аспиранты Вышки могут достойно зарабатывать, занимаясь только наукой. О том, как университет готовит качественно новое поколение исследователей, рассказывает директор аспирантской школы по образованию Александр Сидоркин.
Требования к учителям высоки, но соответствуют им немногие
2 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждалась проблема обновления педагогических кадров. В работе круглого стола приняли участие ректоры двух ведущих московских педвузов Алексей Семенов и Игорь Реморенко.