Первородное право русского либерализма
21 июня в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Философия права русского либерализма», организованный ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия».
Круглый стол, ежемесячно проводимый Фондом «Либеральная миссия» и Высшей школой экономики, на этот раз был посвящен выходу на русском языке книги польского историка философии Анджея Валицкого (Andrzej Walicki) «Философия права русского либерализма» (Legal philosophies of Russian liberalism, 1987).Четверть века, прошедшие с момента выхода первого издания на английском, не сделали работу устаревшей. Все эти годы книга служила важным источником осмысления русской либеральной мысли и ее места в мировой традиции.
Организаторы воспользовались приездом Анджея Валицкого в Москву, и представлял книгу сам автор. Он рассказал, что в своей работе хотел показать, что в действительности либеральная интеллектуальная традиция в дореволюционной России была более развита, чем это обычно представляется. По мнению Анджея Валицкого, основной интерес либеральных мыслителей России был направлен на изучение проблемы правового государства. А наиболее ценное наследие русского либерализма заключается во вкладе его в философию права, а также в то, что может быть названо дискуссией о праве, полемикой, в которой ценность права сама по себе представлялась спорной, требующей защиты, а не чем-то очевидным, само собой разумеющимся.
Валицкий подчеркнул, что одна из основных идей его книги — центральное место права в либерализме, как таковом: «В начале XIX века было совершенно очевидно, что не рынок, а право является основной либерализма. Государство тогда было союзником либерализма, который выступал за освобождение общества от различных оков средневековья: гильдий и цехов, мешавших свободному выбору профессий, прикрепления к земле и прочего». Теперь либерализм связывают просто с демократией, отметил Валицкий, но ведь один из прародителей либерализма, автор «Левиафана» Томас Гоббс, был абсолютистом. Республиканцы считались противниками либерализма — для них на первом месте стояли социальные права, а для либералов главным было частное лицо.
Валицкий проанализировал историю развития русского либерализма. Внешним исследователям бросается в глаза, отметил он, что русские либералы были этатистами. У этатизма в России очень долгая традиция, связанная с тем, что страна была абсолютистской и в ней очень сильны были традиционалистские структуры — общины, местничество. Либерализм в России начинался с того, что абсолютизм должен быть ограничен частным правом — об этом писал Сперанский. Он считал, что сфера частной человеческой жизни должна быть выведена из-под влияния государства, что государство должно сохранить свою мощь только в политической сфере. В этом смысле он был государственником-либералом.
Константин Кавелин, в своей статье 1847 года («Взгляд на юридический быт древней России»), рассматривал развитие Московского государства как процесс, параллельный с развитием личности, освобождением ее («общежитийный быт русских и в средние века основывался на семейно-родовом начале при явной неразвитости личности»). Свободная личность в российской истории начинается с Петра, начавшего демонтаж общинных, местнических, и тому подобных пут. Петровское государство дало личности новое, огромное пространство. Кавелин принес в русское общественное сознание идею абсолютного государства и параллельного освобождения личности.
Николай Коркунов, чьи взгляды повлияли и на В. Соловьева, во второй половине XIX века развил понимание права: даже бюрократическое право расширяет индивидуальное право. Политических свобод может и не быть, но, по Коркунову, гражданские свободы обеспечиваются уже бюрократическим правом.
Борис Чичерин считается представителем старого либерализма, который принципиально против социализации либерализма. Он отрицал правовой позитивизм, согласно которому всякий закон, принятый легитимным правительством, может считаться правом. Взглядам позитивистов противостоит «естественное право», в котором права принадлежат личности от рождения. В этом смысле Чичерин уже не был позитивистом, но еще не встал на позицию естественного права. Согласно его взглядам, право рождается из исторического процесса, формирующего правосознание. Формирование права происходит в процессе автономизации, самоопределения личности. Чичерин понимал, что экономическая свобода — очень важная часть личной свободы. Но я бы уточнил акценты, сказал Валицкий: «Чичерин видел, что рынок без правовых рамок не способен создавать социальных связей».
Россия в этом плане развивалась в одном русле с Европой. Иллюстрацией того, что иногда в России некоторые либеральные идеи формулировались даже раньше, может быть программная книга английского либерализма Proposesofcontemporaryliberalism, 1902. Там провозглашалось, что «государство должно использовать власть для того, чтобы помогать людям жить достойно». Это практически повторение слов В. Соловьева, хотя английские авторы, безусловно, просто не знали о его существовании. Валицкий оговорился, что не считает Соловьева либералом, но его философия права — либеральна. Он также напомнил, как Черчилль в конце Второй мировой войны писал: «государство должно заботиться о человеке от колыбели до смерти». Социал-демократы в эту идею заботы об индивидуальном человеке не верили, они присоединились к этой позиции только в 1959 году.
А потому, подытожил Валицкий, когда мы говорим, что либерализм всегда был против социальных программ — это просто издевательство над историей.
Старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук (РАН) Сергей Чижков, выступивший одним из содокладчиков, отметил, что важным моментом в развитии русской либеральной мысли было разделение нравственности и права. По его убеждению, Борис Чичерин, отделяя право от нравственности, защищал автономию частного лица, его внутреннюю свободу. Попытки правительства с помощью законов бороться за нравственность оскорбляли интеллигенцию, ибо она жила не традицией, а внутренней свободой.
Главной бедой русской общественной мысли, по мнению Чижкова, был захвативший умы правовой позитивизм, виднейшим представителем которого был Шершеневич. Казалось бы, середина ХХ века поставила точку в спорах позитивистов и сторонников естественного права, после того, как в Третьем рейхе были приняты преступные антиеврейские законы, а по окончании Второй мировой ООН провозгласила Декларацию прав человека, основанную на неотчуждаемых человеческих правах. Однако и в современных отечественных юридических учебниках мы видим влияние Шершеневича, отметил Чижков: «В них, как правило, есть маленький раздел «Право», в котором совсем мало права, зато там детальнейшим образом разбираются существующие Кодексы. То есть неявно проводится мысль, что в российском законодательстве идея права уже полностью реализована». В зале засмеялись.
Традиционный модератор серии круглых столов, советник научного руководителя ВШЭ Игорь Клямкин посетовал, что от начала ХХ века наше время отличается лишь тем, что сейчас нет такого масштаба правовых мыслителей. А вот само понимание идеи права на том же уровне, что и сто лет назад. И в этом, опасается Клямкин, серьезная угроза нашему будущему: «Если те протестные процессы, которые мы сейчас наблюдаем, набирая силу, сведутся лишь к социально-экономическим вопросам, без требований утверждения права, мы снова получим вождя».
Антон Светлов, специально для новостной службы портала ВШЭ
Клямкин Игорь Моисеевич
Вам также может быть интересно:
Ученые НИУ ВШЭ рассказали о будущем искусственного интеллекта в судопроизводстве
Современные технологии меняют не только нашу повседневную жизнь, но и такие консервативные сферы, как судебная система. Сотрудники кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ирина Михеева и Олег Шерстобоев проанализировали возможности и вызовы, связанные с внедрением ИИ в судебный процесс. Исследование опубликовано в журнале «Вестник Российского университета дружбы народов».
Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки
Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.
В НИУ ВШЭ повысят квалификацию российских юристов из компаний, ведущих бизнес в Китае и Индии
На факультете права НИУ ВШЭ разработаны две новые уникальные программы повышения квалификации: «Введение в правовую систему Индии» и «Введение в правовую систему Китая». Их главная особенность в том, что в роли преподавателей выступят известные практикующие юристы из этих стран, а в роли партнеров — ведущие местные юридические вузы. Целевая аудитория программ — юристы российских компаний, ведущих экспортно-импортную внешнеэкономическую деятельность в Индии или Китае.
«Мы стали единственной командой от ВШЭ, которая смогла завоевать первое место»
В ноябре состоялся заключительный этап Всероссийского юридического кейс-чемпионата MGIMO Law Championship. В номинации «Фармацевтическое право и интеллектуальная собственность» победила команда, в состав которой входили три студента факультета права ВШЭ — Иван Япрынцев, Иван Календарев и Екатерина Винтова.
Проверить право этикой: эксперты Вышки приняли участие в круглом столе в Госдуме
Суть теории гармоничного общественного благосостояния, смысл понятия справедливости, опасность институциональной ловушки — эти и другие темы обсуждали в ходе круглого стола «Справедливость и законотворчество» в Госдуме. В дискуссии приняли участие депутаты и ученые Высшей школы экономики и других вузов. Эксперты Вышки также рассказали о научном проекте по разработке автоматизированных способов оценки этичности.
Зашифрованные деньги
IQ.HSE продолжает серию материалов по экспертному докладу НИУ ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. Сегодня — о том, в какие законы вписывается самоуправляемый рынок криптовалют.
Новая магистерская программа ВШЭ восстанавливает связь канонического права и классической юриспруденции
В Вышке открывается магистерская программа «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». Она станет частью совместного сетевого проекта с программой «Каноническое право» Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Студенты при желании смогут изучать курсы на обеих программах. Подробнее об этом рассказывает академический руководитель магистерской программы ВШЭ Анастасия Буянова.
На Boomstarter начался сбор средств на издание книги эксперта ВШЭ по праву
Ведущий эксперт Института проблем правового регулирования Екатерина Алексеевская запустила на краудфандинговой платформе проект по изданию книги «Мониторинг верховенства права и доступа в суд». Эта книга отвечает на насущные вопросы российского общества, исследуя соответствие процессуального законодательства стандартам справедливого судебного разбирательства и оказания публичных услуг.
Открывается новая бакалаврская программа «Юриспруденция: частное право»
Совместная программа НИУ ВШЭ и Российской школы частного права предназначена для тех, кто уже в школе решил, что будет заниматься правом, видит в себе успешного юриста-практика или вдумчивого исследователя в области частного (гражданского) права. Первый набор на программу пройдет в 2017 году.
«Быть волонтером — это больше, чем профессия»
Кто такой волонтер? Что побуждает человека оторваться от собственных повседневных забот и идти в добровольческие отряды по поиску пропавших людей, ездить в глубинку к забытым старикам, устраивать праздники больным детям? На эти и другие вопросы ответили гости встречи из цикла «Важнее, чем политика», организованного ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия»: волонтер добровольческого отряда по поиску пропавших без вести людей общественной организации «Лиза Алерт» Ирина Воробьева, учредитель консультационно-дискуссионного клуба «Азбука приемной семьи» при Фонде «Арифметика добра» Диана Машкова, координатор фонда «Старость в радость» Ксения Чудинова и учредитель организации «Больничные клоуны» Константин Седов.