«Я написал книгу как гражданин Израиля»
31 марта перед своей лекцией в историческом клубе «Домино» факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ профессор Шломо Занд, автор «громкой» книги «Кто и как изобрел еврейский народ», дал интервью корреспонденту портала.
Шломо Занд, профессор истории Тель-Авивского университета, приехал в Москву на презентацию собственной книги «Кто и как изобрел еврейский народ». Этот труд стал, с одной стороны, мировым бестселлером научно-популярной литературы, а с другой — вызвал яростные споры и дискуссии историков, журналистов, политиков, культурологов и простых читателей различных государств.
— Публикация вашей книги сначала в Израиле, а затем во Франции, США и Великобритании вызвала горячие споры и наделала много шума. Что именно, по вашему мнению, спровоцировало такой бум?
— За долгие годы, начиная с XIX века и до наших дней, большинство историков, особенно в среде сионистов, исследуют историю евреев как историю отдельного, избранного Богом народа. Я утверждаю, что еврейского народа никогда не было и нет, и моя книга объясняет, почему я так думаю. Разумеется, огромное количество людей не могут примириться с таким утверждением.
На самом деле в моей книге нет ничего нового. Я опирался на многочисленные труды и документы еврейских и нееврейских историков XIX–XX веков и осветил лишь некоторые важные моменты исторического процесса. Существование общин, исповедовавших иудаизм среди всех рас и на всех континентах, натолкнуло меня на мысль, что большая часть общепринятых истин об истории еврейского народа является вымыслом основоположников сионизма, которые придумали целый ряд догм, граничащих с расистскими тезисами.
Когда мы произносим слово «народ», мы имеем в виду многочисленную группу людей, объединенных общей культурой, единым языком общения, территорией компактного проживания, традициями в еде, одежде, музыке. Евреи верят в то, что представляют собой древнейший народ на Земле, не имея даже собственной светской или народной культуры. Вуди Аллен - прекрасный человек и выдающийся кинорежиссер, но он не говорит на иврите. Является ли он евреем в таком случае? Что позволяет нам считать, что пять веков назад евреи, проживавшие в Киеве, и евреи, жившие в Касабланке, принадлежали к одному и тому же народу? Что между ними общего? Только религиозная практика — иудаизм. Это все, что их объединяет. Евреи в Киеве говорили на идише и украинском, евреи в Марокко говорили на арабском. Ни те, ни другие не говорили на иврите, и если бы они встретились, то не смогли бы общаться. В своей книге я доказываю не только то, что евреи не являются народом, но и то, что у них нет общей истории происхождения.
— На каких источниках вы основываете свои выводы?
— Я начал с Талмуда, греческих, римских и арабских хроник, потом проработал труды первых еврейских историков и пришел к выводу, что никакого изгнания евреев с территории Израиля или нынешней Палестины, которая в те времена принадлежала Римской империи, не было. Всю свою жизнь я верил в то, что Рим изгнал евреев со своих исконных земель. Я сам был шокирован, когда узнал, что нет ни одного документа, ни одного свидетельства, подтверждающего изгнание целого народа. Зато я нашел книгу, подтверждающую факт изгнания небольших групп евреев из Римской империи в Палестину за слишком рьяный прозелитизм на своих территориях. Изгнание евреев с их исторической родины — миф, оправдывающий создание государства Израиль. Сегодняшние евреи — потомки многочисленных народов и народностей, которые сотни лет назад приняли иудаизм, а сегодняшние палестинские арабы, несомненно, находятся в родственных связях с евреями, потому что фактически являются палестинскими иудеями, перешедшими в ислам в VII веке. Идея «возвращения на землю предков» - вымысел сионистской историографии. Еврейские общины на территории Европы, Северной Африки и Азии образовались благодаря переходу людей в другую веру. И не было никакой общенародной еврейской культуры, она была исключительно религиозной.
— Как отнеслись к книге ваши коллеги — историки?
— По-разному, в основном — враждебно. Моя книга подвергает серьезным сомнениям исторические права евреев на нынешнюю территорию Израиля и оспаривает легитимность существования еврейского государства. Разве это может понравиться тем, кто всю жизнь доказывал прямо противоположное? Разве это может обрадовать сионистов? Разве активисты исламистского движения «Хамас» могут обрадоваться, узнав из моей книги, что они потомки евреев, обратившихся в ислам?
Но открыто и постоянно меня критикуют в первую очередь за то, что я — не специалист по истории еврейского народа, и «значит», не могу разбираться в истории античности и средних веков. Действительно, магистерскую и докторскую диссертации я защищал в Париже и специализировался на европейской истории XIX–XX столетий. Именно поэтому мне известно, что еврейский народ был «придуман» интеллектуалами еврейского происхождения в Германии в XIX-м веке.
Кстати, вам известно, что в Тель-авивском университете изучение всеобщей истории и истории еврейского народа проходит отдельно друг от друга? Я не знаю, в каком другом государстве могло бы существовать такое разделение единой науки. Это все равно, что в МГУ создать две кафедры — всеобщей истории и истории русского народа. Интересно, как отнеслись бы к такому изучению истории российские студенты, в том числе евреи.
— Насколько мне известно, в дореволюционной России проживало значительное количество евреев...
— Значительное? Это неподходящее слово. Огромное! К началу ХХ века в Российской империи, которая включала в себя Белоруссию, Украину и часть Польши, проживало 80% всех евреев. Поэтому, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху говорит, что мы, евреи, построили Иерусалим, поэтому этот город принадлежит нам, я не могу с ним согласиться. Иерусалим построили не мы, но, возможно, мы построили Киев, потому что эта территория исторически входила в состав Хазарского каганата, в котором жила большая диаспора евреев... Не волнуйтесь, я не призываю присоединить Киев к Израилю.
Если у вас сложилось впечатление, что я антисемит или противник израильской государственности, то это неверное впечатление. Парадоксально, но тех, кто до Второй мировой войны говорил, что все евреи имеют одно общее происхождение и являются братьями по крови, считали расистами и антисемитами. А если кто-то сегодня утверждает обратное, то его тоже называют антисемитом.
В начале книги я рассказываю о Ларисе, моей студентке в Тель-авивском университете. Ее мать, православная христианка, эмигрировала из России в Израиль. Лариса практически не говорит по-русски, ее родной язык — иврит. Но во всех ее документах написано, что она — русская. Более того, по израильским законам не только она, но и ее дети до конца своих дней официально останутся русскими. Почему? Потому что Израиль принадлежит евреям, хотя четверть населения страны не являются евреями. А я хочу, чтобы Израиль перестал быть домом только для евреев, а стал демократическим государством для всех своих граждан, израильтян.
— В своей книге вы развенчиваете еще один миф — об избранности еврейского народа.
— Идея провозгласить себя избранным народом возникла у глав еврейских общин как способ выжить и сохранить иудаизм среди других религий. Многие иудеи обращались в христианство и продолжают это делать в наши дни. Провозглашение себя народом, который Бог избрал для осуществления особой миссии, было продуманным и очень удачным шагом, чтобы убедить евреев оставаться евреями.
На самом деле меня волнует не то, что происходило несколько веков назад, а то, что творится на Ближнем Востоке сейчас. Вдумайтесь, насколько ужасен образ вооруженного до зубов израильского солдата с идеей собственной избранности в голове. А если учесть тот факт, что Израиль владеет ядерным оружием, разве это не угроза всему миру?
Я написал книгу как историк, как гражданин Израиля, и моя основная мысль заключается в том, что нельзя продолжать сионисткую политику, которую, к сожалению, разделяет и поддерживает огромное количество людей в моей стране и далеко за ее пределами. Моя книга не претендует на исторический академизм, это, прежде всего, критика сионистской историографии, основанной на лжи, домыслах и полном отсутствии уважения к другим народам, населяющим регион.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Видеозапись выступления Шломо Занда
Вам также может быть интересно:
«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»
Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.
Свои/чужие, Африка и городские аборигены: гид по фестивалю «Дни этнографического кино»
Увидеть жизнь в других странах такой, какой ее не видят даже искушенные туристы, обсудить исчезающие городские культуры и понять причины ностальгии по «старым добрым временам» можно будет на фестивале «Дни этнографического кино». Его с 24 по 30 сентября проводит Высшая школа экономики совместно с ВГИКом и РГГУ. На какие мероприятия стоит обратить внимание специалистам, а на какие — любознательным непрофессионалам, читайте в нашем гиде.
Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.
Кредитную карту ВТБ24-ВШЭ может получить любой выпускник и сотрудник Вышки
Начинается второй этап совместного проекта Высшей школы экономики и банка ВТБ24 по выпуску кобрендинговых кредитных карт ВТБ24-ВШЭ. Они позволяют не только поддерживать связь с университетом (карта является альтернативным пропуском в здания университета и библиотеку), но и участвовать в благотворительных проектах вышкинцев.
МЕВ: мастер-класс «Quantitative Methods»
10 июня рамках программы «Master in European Business» (МЕВ) прошел мастер-класс доцента факультета менеджмента ВШЭ Валентины Кусковой.
МЕВ: мастер-класс «Business Strategy»
В конце мая в рамках программы «Master in European Business» (МЕВ), Игорь Поповкин, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента ВШЭ, провел мастер-класс по курсу программы МЕВ «Business Strategy».
Видеомост: информационная открытость сайтов школ
14 мая в РИА Новости прошел видеомост, посвященный обсуждению итогов совместного проекта Института образования ВШЭ и РИА Новости «Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных организаций». Публикуем видеозапись.
Студентки отделения статистики — призеры всемирного конкурса
25 апреля объявлены победители конкурса видеороликов «Statistics 2013 Video Contest», посвященных популяризации статистики, проводившегося в рамках Международного года статистики. Второе место в соревновании заняли студентки отделения статистики, анализа данных и демографии ВШЭ Юлия Балиоз, Анастасия Далматова и Аревик Амирагян.
Культурсоциология в Мемориале
14 марта в Международном Мемориале прошел семинар «Событие и память: культурсоциологическая теория коллективной травмы», в организации и проведении которого приняли участие эксперты ВШЭ.
«Наверняка вы видите то, чего не видим мы»
1 марта в РИА Новости состоялось обсуждение промежуточных результатов работы исследовательской группы «Молодежная стратегия — 2020», общественного проекта, в рамках которого представители молодого поколения предлагают идеи развития страны в дополнение к Стратегии-2020.