«Мозг — это отдельная Вселенная, которую мы не понимаем»
Как и зачем люди вмешиваются в работу мозга? Насколько эффективно это вмешательство и к каким последствиям оно может привести? Об этом младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Мария Назарова рассказала в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ».
Известно, что в работе мозга ключевую роль играют электрические и химические процессы. Мы постоянно сталкиваемся с воздействием на мозг, слушаем ли мы музыку, посещаем ли картинную галерею, пьем ли кофе. «Подумайте, — говорит Мария Назарова, — почему для изучения мозга обычно отбираются представители мужского пола? Ответ прост — у мужчин/самцов более стабильный гормональный фон, который значительно отражается на поведении и электрофизиологических реакциях».
Поиски возможностей направленного воздействия на мозг с помощью электричества велись человеком очень давно. Еще в Древнем Риме врачи прописывали больным мигренью пациентам разряды электрического ската. Много позднее, после открытия Фарадея, люди стали исследовать воздействие магнитного поля на мозг. Начиная с XIX века ведутся успешные исследования с инвазивной и неинвазивной стимуляцией мозга, то есть со вскрытием черепной коробки и без него.
Сейчас методы стимуляции мозга начинают выходить из лабораторий и клиник, появляются аппараты, которые доступны любому заинтересованному пользователю. В интернете можно купить девайсы за 200 долларов для неинвазивной стимуляции мозга, они популярны у увлеченных геймеров. Однако каковы долгосрочные эффекты их использования, пока не ясно.
«Что такое мозг? Мозг не просто самый сложный орган нашего организма, не просто орган, который потребляет намного больше энергии, чем «положено» для органа его массы. Мозг — это отдельная вселенная, которую мы не понимаем и будем исследовать столько, сколько будет существовать человечество», — говорит Мария Назарова.
Кратковременно изменить у человека привычные паттерны принятия решений можно, но искусственно сделать из конформиста революционера (или наоборот) нельзя
Ткань мозга умеет «разговаривать» с помощью электричества. Нейронов в мозге миллиарды. В некоторых случаях достаточно простимулировать небольшой участок мозга, содержащий буквально несколько тысяч клеток, чтобы значительно поменять поведение живого существа. Многим известен эксперимент с крысой, которая получила возможность стимулировать центр удовольствия в своем мозге — и за пару часов погибла от истощения, потому что не могла остановиться. Глубокая стимуляция мозга широко используется в настоящее время в медицинских целях, например, для лечении болезни Паркинсона или в некоторых случаях у пациентов, страдающих глубокой депрессией (им в глубокие структуры мозга вживляются электроды).
В Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Мария Назарова изучает неинвазивные (не требующие хирургического вмешательства) методы воздействия на мозг. Ее «союзник» и главный «инструмент» работы — электричество. И речь идет вовсе не об электрошоковой терапии. Неинвазивные методы исследования мозга можно разделить на те, которые позволяют только наблюдать за тем, что происходит в мозге, и на те, которые позволяют воздействовать на мозг. К «наблюдательным» методам относятся, например, магнитно-резонансная томография, благодаря которой с точностью до миллиметра можно получить пространственную картину мозга, методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и магнитоэнцефалографии (МЭГ), позволяющие оценивать изменения электрической активности мозга. Среди неинвазивных методов «воздействия» на мозг наиболее широко распространены транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) и транскраниальная электрическая стимуляция (ТЭС). ТМС позволяет воздействовать на мозг как однократными стимулами с непосредственной оценкой эффекта (нейростимуляция), так и с целью получения длительного пост-эффекта (нейромодуляция). ТЭС используется только для нейромодуляции.
При ТМС используется магнитная катушка, генерирующая магнитное поле, которое проходит через скальп (отсюда название: «транскраниальный») и позволяет стимулировать структуры мозга с точностью до нескольких миллиметров. С помощью ТМС проводятся исследования мозга (например, картирование двигательных и речевых зон мозга), осуществляется диагностика повреждений мозга (такое картирование может быть полезно перед нейрохирургической операцией), ведутся попытки изменения когнитивных способностей у здоровых людей. ТМС дает возможность воздействовать на один регион мозга и смотреть, что в этот момент происходит в других, то есть выявлять причинно-следственные связи между областями мозга, между функцией и структурой. ТМС активно сочетают с «наблюдательными» методами изучения мозга, такими как ЭЭГ и МРТ.
Если бы мы знали, что одна конкретная область мозга целиком отвечает за конкретную функцию и только за нее, всё было бы просто
Говоря об изменении когнитивных функций у людей с помощью ТМС-нейромодуляции, можно привести следующий пример: руководитель департамента психологии ВШЭ Василий Ключарев, занимаясь нейроэкономическими исследованиями, показал, что при стимуляции левой префронтальной коры головного мозга человек может стать чуть меньшим конформистом, но этот эффект продлится всего менее часа. Таким образом, кратковременно изменить у человека привычные паттерны принятия решений можно, но искусственно сделать из конформиста революционера (или наоборот) нельзя.
При ТЭС используется очень слабый электрический ток (1-2 миллиампера), но он все равно оказывает мощное воздействие на мозг. Такая стимуляция может осуществляться как постоянным, так и переменным током. Аппаратура для ТЭС гораздо более дешевая и компактная, чем для ТМС, основное устройство выглядит, как шлем или лента с несколькими электродами, которые не ограничивают повседневную деятельность человека, умственную или физическую. Это позволяет легко сочетать ТЭС с любыми активностями. В то же время воздействие ТЭС на мозг не такое локальное, как у ТМС.
Важно помнить об этических моментах использования неинвазивной стимуляции мозга. Неинвазивная стимуляция мозга за последние десятилетия показала свою безопасность и эффективность при применении в научных лабораториях и при использовании определенных протоколов в клинике. В то же время эффект от неконтролируемого применения аппаратов для неинвазивной стимуляции мозга, которые стали доступны для приобретения любым пользователем в последнее время, не определён.
«Если бы мы знали, что одна конкретная область мозга целиком отвечает за конкретную функцию и только за нее, всё было бы просто, и врачи могли бы эффективно лечить почти любые заболевания, — говорит Мария Назарова. — Но, к счастью или сожалению, мозг — очень сложная штука. Очень многие функции «завязаны» на разные структуры мозга, поэтому так важно сочетать методы наблюдения с методами стимулирования, чтобы лучше понять наш мозг и научиться помогать ему в случае болезни».
Ключарёв Василий Андреевич
Руководитель Департамента психологии
Назарова Мария Александровна
Младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований
Вам также может быть интересно:
Дети с аутизмом по-другому воспринимают слуховую информацию
Группа ученых при участии исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ проанализировала особенности восприятия слуховой информации у детей с аутизмом. Ученые зафиксировали атипичное поведение альфа-ритмов как при восприятии звуков, так и в состоянии покоя. Это значит, что у таких детей уже на первых этапах работы слуховой коры головного мозга возникают нарушения в обработке звуков. В дальнейшем они могут приводить к проблемам с речью. Результаты работы опубликованы в журнале Brain Structure and Function.
Вдохновляющий опыт: представители Вышки приняли участие в съезде студенческих научных сообществ
Студенты Высшей школы экономики приняли участие в XII Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ во Владивостоке. Они поучаствовали в деловых и психологических играх, конкурсах, оформили Менделеевскую карту и познакомились с участниками из других вузов и городов.
Scientarium: как прошла первая в этом году школа молодого исследователя
Недавно в учебном центре Вышки «Вороново» состоялась школа молодого исследователя “Scientarium ” для представителей двух крупных и активных студенческих сообществ университета: «Научные кураторы» и «Республика ученых». За неполные три дня каждый участник узнал больше об академическом мире Вышки, получил навыки, необходимые в исследовательской деятельности и популяризации науки, по-новому взглянул на возможности развития, познакомился со множеством заинтересованных в науке студентов.
Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.
Что мы знаем о мозге и его возможностях: рассказывают исследователи ВШЭ
Правда ли, что мозг — самый неизученный орган? Как нейротехнологии помогают в лечении сложных заболеваний? Может ли искусственный интеллект соревноваться с естественным? И куда пойти учиться, чтобы стать нейроученым? Эти и другие темы в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» обсудили ученые из Высшей школы экономики — Ольга Драгой, Андрей Мячиков и Алексей Осадчий.
Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.
В НИУ ВШЭ-Нижний Новгород будет создан медтех-консорциум
В нижегородской Вышке состоялась стратегическая сессия с участием исследователей стратпроекта «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде». На семинаре, организованном Центром коммерциализации разработок и трансфера технологий ВШЭ, обсудили возможности применения механизмов коммерциализации к научным проектам и обрисовали черты будущего консорциума по медицинским технологиям.
В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.
Анна Шестакова: «Мы разрабатываем технологии поддержки человека и укрепления интеллекта»
О достижениях и целях нового стратегического проекта НИУ ВШЭ «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде» новостная служба «Вышка.Главное» побеседовала с и.о. директора Института когнитивных нейронаук, руководителем Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Анной Шестаковой.
Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки
Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.