Россияне богаче, чем три четверти населения Земли
Разница в доходах между богатыми и бедными странами составляет десятки раз, а почти все усилия международных структур помочь «беднякам» терпят неудачу. Об этом рассказал на лекции «Загадки экономического роста», которая состоялась в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ», младший научный сотрудник Лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ Егор Малков.
Прожиточный минимум в России чуть больше 8 тысяч рублей — очень мало, однако три четверти населения Земли не имеют и этого, отметил Егор Малков. Большая часть человечества — бедняки, а население некоторых стран (преимущественно африканских) сегодня живет не лучше, а порой и хуже, чем 50 или 100 лет назад.
При этом одним государствам, например, США, на протяжении долгого времени удается стабильно поддерживать экономический рост, другие, скажем, Япония, Гонконг и Китай, показали «чудеса роста». За последние десятилетия их ВВП на душу населения вырос очень значительно. Третьи же демонстрируют «трагедии роста» — многолетнее отставание и бедность. В связи с этим возникает несколько вопросов. Всегда ли был экономический рост? Почему помощь бедным странам, направленная на стимулирование экономического роста, часто не оказывала нужного действия? Каковы причины экономического роста? Что можно сказать об экономическом росте в СССР и России?
Жизнь без роста
До конца XVIII века экономического роста почти не было, утверждает Малков. «Столетиями мировой ВВП на душу населения составлял примерно один-два доллара в день (в долларах США 1990 года). Население всех стран жило примерно на одном уровне, и уровень этот был крайне низок, — рассказал он. — Доходы населения даже в самых богатых странах едва превышали прожиточный минимум». Так, в богатейшей Британии ВВП на душу населения составлял примерно от одного до четырех долларов в день, а в странах Африки — от одного до полутора долларов в день. Темпы роста населения были стабильными и невысокими, ожидаемая продолжительность жизни составляла 24-26 лет — сказывались высокая детская смертность, низкий уровень медицины и прочее.
Ситуация кардинально изменилась после Промышленной революции. Переход от ручного труда к машинному повысил производительность труда на порядки. Мировой ВВП вырос в шестьдесят раз, а население — примерно в шесть раз. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни составляет примерно 66 лет. «Среднемировой ВВП на душу населения к настоящему моменту вырос почти в десять раз, то есть мы живем в десять раз богаче, чем люди 200 лет назад», — пояснил Малков.
Богач, бедняк
Вместе с ростом появились колоссальные межстрановые различия. За последние десятилетия отдельные страны и международные организации — Всемирный банк, МВФ — предприняли несколько попыток помощи «беднякам».
Первая идея заключалась в стимулировании инвестиций. Мол, роста нет потому, что в экономиках бедных стран не хватает средств на инвестиции. Однако все выделенные деньги шли не на инвестиции, а на текущее потребление. В экономиках бедных стран не было стимулов для инвестиций — зачем куда-то вкладывать деньги, если это не сулит очевидных выгод.
Именно институты, правила, по которым «играет» экономика и общество, становятся основой для последующего экономического роста
Вторая схема делала ставку на образование: будет больше образованных людей — начнется экономический рост. В 60-90 годы прошлого века в большинстве бедных и отсталых стран произошел «образовательный взрыв»: было введено всеобщее начальное образование, во многих государствах Африки впервые появились университеты. Но желаемый эффект не был достигнут. Качество обучения было низкое, а экономика не предъявляла спроса на образованных людей. В результате, выпускники местных университетов стремились покинуть свою страну.
Отсюда был сделан вывод: бедным странам не хватает структурных реформ. Значит, нужно предоставлять им финансовую помощь для структурных преобразований. Отдельные успехи на этом пути были (например, в Перу), но в целом, третья схема также не дала положительного эффекта.
От Империи до Федерации
Немного особняком от развивающихся стран стояла Россия. Экономика Российской империи представляла собой интересное явление. С одной стороны, страна занимала лидирующие позиции в мировом сельском хозяйстве и пятое место в мире по валовому промышленному производству. С другой, ВВП на душу населения был ниже среднемирового, а доля сельского населения составляла 85%. Егор Малков оценивает экономику Российской империи как аграрную, частично рыночную и, в целом, неэффективную.
Индустриализация превратила аграрную экономику в индустриальную — доля сельского населения сократилась до 55%, а темпы экономического роста составили 3-6% в год. Такие же были, например, у Германии и Японии. Однако исследования, на которые сослался лектор, показывают, что сталинская экономика все равно была менее эффективной, чем экономика дореволюционной России.
Что же касается современной России, то значительный экономический рост (порядка 7% в год) в период с 2000 по 2008 годы был обусловлен двумя факторами: эффектом низкой базы и высокими ценами на нефть.
Правила игры
Благоприятную среду для роста создают институты, то есть «правила игры», принятые в экономике и обществе. Это защита прав собственности, наличие гражданских свобод, верховенство закона, подотчетность власти. Институты способствуют привлечению инвестиций, стимулируют предпринимательскую деятельность и способствуют экономическому росту.
Правда, как отмечает Егор Малков, очень важным является вопрос о том, что первично: экономический рост или институты? К тому же качество институтов крайне сложно измерить. Например, как объективно оценить уровень коррупции или развития демократии? Рассматривая примеры европейских колоний, где поселенцы воспроизводили институты метрополий (впоследствии это приводило к экономическому росту), Малков делает выводы о первичности правил. «Именно институты, правила, по которым «играет» экономика и общество, становятся основой для последующего экономического роста», — заключил он.
Влад Гринкевич, специально для новостной службы портала ВШЭ
Малков Егор Сергеевич
Младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории макроэкономического анализа
Вам также может быть интересно:
Вдохновляющий опыт: представители Вышки приняли участие в съезде студенческих научных сообществ
Студенты Высшей школы экономики приняли участие в XII Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ во Владивостоке. Они поучаствовали в деловых и психологических играх, конкурсах, оформили Менделеевскую карту и познакомились с участниками из других вузов и городов.
Scientarium: как прошла первая в этом году школа молодого исследователя
Недавно в учебном центре Вышки «Вороново» состоялась школа молодого исследователя “Scientarium ” для представителей двух крупных и активных студенческих сообществ университета: «Научные кураторы» и «Республика ученых». За неполные три дня каждый участник узнал больше об академическом мире Вышки, получил навыки, необходимые в исследовательской деятельности и популяризации науки, по-новому взглянул на возможности развития, познакомился со множеством заинтересованных в науке студентов.
Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.
В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.
Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки
Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.
Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры
Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.
Факты о студентах в науке
Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Ко Дню студентов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили аналитический доклад «Российская молодежь: образование и наука», Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Сотрудники Вышки получили премии правительства Москвы для молодых ученых
Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Владимир Подольский и доцент департамента прикладной экономики Елена Вакуленко отмечены за свои математические труды и исследования рынка труда соответственно.
Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей
Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.
Молодые ученые ВШЭ расскажут о средневековых табу и обсудят вопросы жизни и смерти
10 октября начинается новый сезон проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ». Слушателей ждут два мини-цикла лекций, в которых речь пойдет о сложных, дискуссионных и даже табуированных темах, причем не только современности, но и Средних веков.